РАЗРАБОТКИ
|
Действия педагогов в практике управления воспитаниемМ.Н. Троицкий Действия педагогов в практике управления воспитанием В.П. Зинченко пишет: «Эффективное управление в человеческом обществе – вещь чрезвычайно редкая, можно даже сказать – исключительная… Причина этой странности состоит в том, что первые навыки, которые приобретает любой человек, - это навыки управления. Младенец ещё не овладел языком, не овладел своими руками и ногами, и, тем не менее, эффективно управляет родителями, особенно успешно – бабушками и дедушками…» (1, с.8). Любой человек «родом из детства», а значит прошёл путь от рождения до настоящего момента жизни, теряя при этом рычаги управления. Видимо в этом кроется причина сопротивления, осознанно или неосознанно возникающего в ответ на желание научить, вразумить, заставить, воспитать. Всевозможные попытки детей «уклониться» от воздействия мы встречаем и в повседневной практике педагога. Перед нами встаёт проблема поиска наиболее эффективных управленческих технологий в области воспитания. В традиционной педагогике в основном применяются прямые методы управления. Они являются конкретными, целенаправленными и четкими. «Прямые действия реализуются через: информацию как передачу сведений и указаний для успешного выполнения деятельности; принуждение, когда при недостаточной сознательности воспитанника педагог вынуждает его следовать определённым указаниям; контрольно-оценочную деятельность с целью соотнесения исходного замысла педагога с полученным результатом».(3, с. 28.) В психолого-педагогической литературе приёмы прямого управления считаются наиболее разработанными. При организации учебной деятельности они зачастую эффективны и оправданы, хотя и ограничивают свободу учащихся. Но при управлении процессом формирования и развития личности, «свобода выступает как осознанная необходимость»(7, с.273). Корнилов К.Н., рассматривая вопрос косвенного воздействия, указывал на то, что «… прямое и непосредственное воздействие на питомца приводит сплошь и рядом к обратным результатам, вызывая часто протест и борьбу со стороны воспитанника за сохранение самостоятельности своей личности» (4, с. 16). Проблема косвенного управления в педагогике является менее разработанной. Термин «косвенное» [воздействие] впервые был введён В.П. Вахтеровым. Он советовал управлять деятельностью обучаемых «…тысячью косвенных способов: уча, читая, беседуя, гуляя, играя…» (1, с.15). О важности использования приёмов косвенного воздействия при обучении подчёркивается в работах А.В. Мудрика, Я.А. Пономарёва, Л.М. Фридмана и др. Рассматривая воспитание как процесс формирования и развития личности, Л.И. Новикова обращает наше внимание на то, что «технология управления в значительной степени условное понятие, ибо управление любым объектом в этой сфере должно быть мягким, адаптированным, отличным от управления в сфере обучения или школоведения»(6, с. 7). Опосредованное управление можно считать «мягким» управлением в силу того, что «подчиняющее влияние среды значительнее, естественнее и незаметнее, чем действие управляющего субъекта. Оно ненавязчиво и более «деликатно», ибо не выказывает намерений субъекта управления подчинять кого-либо своей воле, хотя, по сути, осуществляет это»(5, с. 32). В технологии опосредованного управления действия субъекта управления со средой составляют основу средоообразовательного процесса, заканчивающегося изменением среды. В стратегии опосредованного управления педагог производит сначала изменения в среде в надежде, что среда произведет соответствующие изменения в личности ребенка. Положение о том, что действия педагога при опосредованном управлении направлены не на ребёнка, а на среду, даёт нам основание охарактеризовать средообразовательные действия как непрямые по отношению к субъекту управления. К непрямым (опосредованным) действиям можно отнести организацию культурно образовательной среды; обеспечение охраны жизни и здоровья учащихся; объединение педагогического, родительского и ученического коллективов для решения задач воспитания; оформление школьных коридоров, залов, рекреаций; оснащение, оборудование учебных кабинетов и др. Управляющее воздействие может быть эффективным только тогда, когда оно согласовано с внутренними свойствами управляемого объекта. Определить эти свойства, найти правильные способы воздействия, которые могут высвободить мощные внутренние силы человека – главная задача тех, кто берёт на себя ответственность управления формированием и развитием личности. Разумное сочетание прямых, косвенных и непрямых управленческих действий обеспечивает управляемой системе целостность и эффективность. Литература:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены