РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Стимулирование познавательной деятельности при помощи кейс-технологий, как средство самореализации и развития личности

Изменение социально-экономических основ государства, сложившаяся в обществе социально-политическая ситуация, происходящие в нем социальнопедагогические преобразования, гуманизация школы потребовали кардинальных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе в области образования и воспитания, повлекли необходимость переосмысления педагогических ценностей, пересмотра устоявшихся научно-теоретических и практических систем воспитания школьников.

Смена традиционной парадигмы образования на личностно-ориентированную явилась исходным моментом создания условий для самовыражения учащихся.
Цель образования и основная задача школы обогатились приоритетами саморазвития, самосовершенствования, самоорганизации личности, способной наиболее полно реализовать себя в различных сферах жизнедеятельности.

Познавательный интерес - явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической теории и практике познавательный интерес рассматривают как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности ребёнка, как эффективный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание детей, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над заданием.

Своеобразие же интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, явлений, к знаниям о них, к научным областям, их изучающим. Это отношение выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения.

Стимулирование познавательной деятельности является средством саморазвития и самореализации личности.

Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:

  • верить в каждого ребенка и его возможности;
  • оценивать не личность, а действия, поступки;
  • видеть ценность не только результата, но и самого процесса взаимодействия с ребенком;
  • проявлять внимание к каждому ребенку постоянно, радуясь его самостоятельным действиям, поощряя их;
  • не торопиться с выводами;
  • помогать каждому в поиске своего «Я», в сохранении уникальности.

В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”.

Важнейший источник активности ученика в учебном процессе – его интерес, один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. Пробуждение интереса означает пробуждения внимания.

Что же способствует возникновению интереса, прежде всего:

  1. Оптимальное сочетание известного и неизвестного. Много нового – трудно, мало нового – скучно. Новое должно дополнять или противоречить старому. При злоупотреблении новизной и занимательностью также притупляет внимание.
  2. Определенный дефицит информации. Он должен восполняться ассоциациями, основанными на воображении и личном опыте.
  3. Нестандартный вопрос, задача, проблема. Известно, что работа мысли часто начинается с постановки вопроса, проблемы. Начало познания – удивление.

Развивающая работа рассматривается мною как основное направление работы детьми. Содержание развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлений.

При создании программ, я ориентировалась на групповую форму работы как на более эффективную с точки зрения педагогических результатов.

Основное содержание групповых занятий составляют ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный ,психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Вместе с тем на уроках я стараюсь активно использовать метод проблемного обучения, технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе, а также позволяет актуализировать и осознать ребенку свои проблемы, увидеть новые пути решения своих проблем.

Групповая работа позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы и даже происходит формирования основ деловой этики. Именно, этому развитию способствует использование в работе кейс-технологии. Она предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся в процессе обучения.

В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности.

Виды заданий для кейсов:

  • Пересказ – демонстрация понимания темы на основе представления материалов из разных источников в новом формате: создание презентации, плаката, рассказа.
  • Планирование и проектирование – разработка плана или проекта на основе заданных условий.
  • Творческое задание – творческая работа в определенном жанре - создание стихотворения, видеоролика.
  • Оценка – обоснование определенной точки зрения.
  • Разные исследования – изучение различных явлений, открытий, фактов на основе уникальных он-лайн источников.

В своей работе можно использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни.

Именно они, создают практическую, "действующую" модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Кейс должен вызвать чувство сопереживания с главными действующими лицами, поэтому важно чтобы была описана личная ситуация на основе персонажей -это важный элемент в процессе принятия решений. Работа с конкретной ситуацией , в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли.

Виды пакетов кейсов в обучении:

  • Вводный кейс (осведомлённость о наличии проблемы, ситуации, явления, границы рассматриваемого предмета);
  • Предоставление информации (знаний по теме или проблеме), в зависимости от предмета может быть более или менее детализированным;
  • Стратегический кейс (развитие умения анализировать среду в условиях неопределённости и решать проблемы с преобладанием комплексных, необусловленных факторов);
  • Исследовательский кейс (схож с групповым и индивидуальным проектом, анализирует определённую ситуацию или проблему, а результаты этого анализа представляются в форме изложения).

Структура обучения методом кейсов

Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:

  • анализировать информацию,
  • сортировать ее для решения заданной задачи,
  • выявлять ключевые проблемы,
  • генерировать альтернативные пути решения и оценивать их,
  • выбирать оптимальное решение и формировать программы действий и Учащиеся:
  • получают коммуникативные навыки
  • развивают презентационные умения
  • формируют интерактивные умения, позволяющие эффективно взаимодействовать и принимать коллективные решения
  • приобретают экспертные умения и навыки
  • учатся учиться, самостоятельно отыскивая необходимые знания для решения ситуационной проблемы
  • изменяют мотивацию к обучению.

Нельзя сохранять внимание учеников, держа класс в напряжении весь урок. Это невозможно, да и не нужно. Чрезмерно жесткие требования к точности работы могут дать обратный результат. Смена видов деятельности, разноплановые задания и особые приемы позволяют снять напряжение при выполнении работ и получить высокие результаты

Обязательное условие устойчивости внимания – чередование напряжения и расслабления.

Мне помогает в работе интеллектуальная разминка: творческие задания, загадки, эксперимент, несложные упражнения. Они, как правило, облегчают переход к более сложным заданиям. И здесь хорошо помогают разноуровневые задания и рисунки . Внимание ученика необычайно подвижно, его невозможно остановить или задержать. Сохранить внимание можно, только перемещая в русле определенной познавательной деятельности.

Неоценимую роль играет стремление к стилистическому разнообразию при объяснении материала, использование синонимов, афоризмов. Ведь повтор одних и тех же фраз, выражений притупляет внимание и затрудняет восприятие речи.

Заметно влияет на состояние внимания темп и режим работы.

Энергичный темп мобилизует сильных учеников и тянет вперед средних, слабых, а медлительным он непосилен и выключает их из работы. Вот почему медлительные требуют особого внимания, диагностики и индивидуального подхода. Любая деятельность должна начинаться с определения целей и задач. Это организует движение внимания в нужном русле, помогает учащемуся связать отдельные этапы работы в единое целое, пройти путь от понимания учебной задачи до ее решения. Если ему ясна логика урока, он легко переходит от одного вида работы к другому.

Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами. Итак, подводя итоги проделанной работы, мы можем с уверенностью говорить о том, что взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития – самореализация личности

Эмоциональная активность раскрывается в настроении, доминирующем у личности.

Для сохранения познавательной активности детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия обучения, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата.

И последнее от того, насколько педагог обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности.

Автор:
Фольц Татьяна Александровна ,
гимназия №48 г. Челябинск
foltz_t@mail.ru

Список литературы

  • Буравой, М. Углубленное сase study: между позитивизмом и постмодернизмом / М.Буравой // Рубеж.- 1997 - № 10 – 11.
  • Изменения в образовательных учреждениях: опыт исследования методом кейс – стадии / под ред Г.Н. Прозументовой.- Томск, 2003.
  • Козина, И. Case study: некоторые методические проблемы /И.Козина // Рубеж.- 1997.-№ 10-11.- С. 177-189.
  • Михайлова, Е. И. Кейс и кейс-метод: общие понятия / Е.И.Михайлова / Маркетинг.- 1999.- №1.
  • Переход к Открытому образовательному пространству. Часть 1. Феноменология образовательных инноваций. Коллективная монография./ под ред Г.Н. Прозументовой. - Томск, Изд-во Том. Ун-та ,2005.
  • Смолянинова, О.Г. Инновационные технологии обучения студентов на основе метода Case Study // Инновации в российском образовании: сб.- М.: ВПО, 2000.
  • Ситуационный анализ, или анатомия Кейс-метода / под ред .Ю.П. Сурмина – Киев: Центр инноваций и развития, 2002.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены