РАЗРАБОТКИ
|
Стимулирование познавательной деятельности при помощи кейс-технологий, как средство самореализации и развития личностиИзменение социально-экономических основ государства, сложившаяся в обществе социально-политическая ситуация, происходящие в нем социальнопедагогические преобразования, гуманизация школы потребовали кардинальных изменений во всех сферах жизнедеятельности общества, в том числе в области образования и воспитания, повлекли необходимость переосмысления педагогических ценностей, пересмотра устоявшихся научно-теоретических и практических систем воспитания школьников. Смена традиционной парадигмы образования на личностно-ориентированную явилась исходным моментом создания условий для самовыражения учащихся. Познавательный интерес - явление многозначное, поэтому на процессы обучения и воспитания он может влиять различными своими сторонами. В педагогической теории и практике познавательный интерес рассматривают как внешний стимул этих процессов, как средство активизации познавательной деятельности ребёнка, как эффективный инструмент педагога, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении именно те аспекты, которые смогут привлечь к себе непроизвольное внимание детей, заставят активизировать мышление, волноваться и переживать, увлеченно работать над заданием. Своеобразие же интереса состоит в сложном познавательном отношении к миру предметов, явлений, к знаниям о них, к научным областям, их изучающим. Это отношение выражается в углубленном изучении, в постоянном и самостоятельном добывании знаний в интересующей области, в активном и деятельном приобретении необходимых для этого способов, в настойчивом преодолении трудностей, лежащих на пути овладения знаниями и способами их получения. Стимулирование познавательной деятельности является средством саморазвития и самореализации личности. Успех в работе становится возможным благодаря реализации принципа педагогической поддержки, а это значит:
В педагогике неизбежно возникают вопросы: “чему учить?”, “зачем учить?”, “как учить?”, но, вместе с тем, появляется еще один: “Как учить результативно?”. Важнейший источник активности ученика в учебном процессе – его интерес, один из наиболее эффективных и мощных побудителей внимания. Пробуждение интереса означает пробуждения внимания. Что же способствует возникновению интереса, прежде всего:
Развивающая работа рассматривается мною как основное направление работы детьми. Содержание развивающей работы должно обеспечивать целостное воздействие на личность ребенка во всем разнообразии ее познавательных, мотивационных, эмоциональных и других проявлений. При создании программ, я ориентировалась на групповую форму работы как на более эффективную с точки зрения педагогических результатов. Основное содержание групповых занятий составляют ролевые игры, и метод проектов, и ситуативный ,психотехнические упражнения, направленные на развитие познавательной и эмоционально-волевой сферы, навыков адекватного социального поведения школьников. Вместе с тем на уроках я стараюсь активно использовать метод проблемного обучения, технологии обучения на примере конкретной ситуации позволяет сформировать у детей 7-10 лет высокую мотивацию к учёбе, а также позволяет актуализировать и осознать ребенку свои проблемы, увидеть новые пути решения своих проблем. Групповая работа позволяет развивать такие личностные качества младшего школьника, как способность к сотрудничеству, чувство лидерства и ответственности за решение группы и даже происходит формирования основ деловой этики. Именно, этому развитию способствует использование в работе кейс-технологии. Она предполагает значительную индивидуализацию учебного процесса при активной позиции учащихся в процессе обучения. В классификации кейсов выделяют такие виды: практические кейсы, которые отражают реальные жизненные ситуации; обучающие кейсы, основной задачей которых выступает обучение; научно-исследовательские кейсы, ориентированные на осуществление исследовательской деятельности. Виды заданий для кейсов:
В своей работе можно использовать практические кейсы, отражающие типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Именно они, создают практическую, "действующую" модель ситуации. Такие кейсы должны быть максимально наглядными и детальными. Главный смысл сводится к познанию жизни и обретению способности к оптимальной деятельности. Кейс должен вызвать чувство сопереживания с главными действующими лицами, поэтому важно чтобы была описана личная ситуация на основе персонажей -это важный элемент в процессе принятия решений. Работа с конкретной ситуацией , в описание которой включаются случаи, факты, решения, имевшие место в течение определённого времени. помогают повысить интерес учащихся к изучаемому предмету, развивает у школьников такие качества, как социальная активность, коммуникабельность, умение слушать и грамотно излагать свои мысли. Виды пакетов кейсов в обучении:
Структура обучения методом кейсов Перед учителем стоит задача – научить детей как индивидуально, так и в составе группы:
Нельзя сохранять внимание учеников, держа класс в напряжении весь урок. Это невозможно, да и не нужно. Чрезмерно жесткие требования к точности работы могут дать обратный результат. Смена видов деятельности, разноплановые задания и особые приемы позволяют снять напряжение при выполнении работ и получить высокие результаты Обязательное условие устойчивости внимания – чередование напряжения и расслабления. Мне помогает в работе интеллектуальная разминка: творческие задания, загадки, эксперимент, несложные упражнения. Они, как правило, облегчают переход к более сложным заданиям. И здесь хорошо помогают разноуровневые задания и рисунки . Внимание ученика необычайно подвижно, его невозможно остановить или задержать. Сохранить внимание можно, только перемещая в русле определенной познавательной деятельности. Неоценимую роль играет стремление к стилистическому разнообразию при объяснении материала, использование синонимов, афоризмов. Ведь повтор одних и тех же фраз, выражений притупляет внимание и затрудняет восприятие речи. Заметно влияет на состояние внимания темп и режим работы. Энергичный темп мобилизует сильных учеников и тянет вперед средних, слабых, а медлительным он непосилен и выключает их из работы. Вот почему медлительные требуют особого внимания, диагностики и индивидуального подхода. Любая деятельность должна начинаться с определения целей и задач. Это организует движение внимания в нужном русле, помогает учащемуся связать отдельные этапы работы в единое целое, пройти путь от понимания учебной задачи до ее решения. Если ему ясна логика урока, он легко переходит от одного вида работы к другому. Кейс-технология – это интерактивная технология обучения, на основе реальных или вымышленных ситуаций, направленная не столько на освоение знаний, сколько на формирование у учащихся новых качеств и умений. Очень важный этап- это создание “ситуации успеха”. Каждый ученик на определённом этапе (посильном для него) индивидуально решает задачу, не испытывая при этом никаких затруднений. В результате достигается эмоциональное удовлетворение детей своими результатами. Итак, подводя итоги проделанной работы, мы можем с уверенностью говорить о том, что взрослые способны создать приемлемые условия для полноценного развития ребенка. Основа такого развития – самореализация личности Эмоциональная активность раскрывается в настроении, доминирующем у личности. Для сохранения познавательной активности детей важно не только специально организованное воздействие на детей с целью снятия обучения, но и психологическое просвещение педагогов и родителей с целью ознакомления их со способами правильного общения с детьми, оказание ими психологической поддержки, создания в семье и школе благоприятного психологического климата. И последнее от того, насколько педагог обладает способностью вовремя заметить, правильно понять и корректно содействовать решению проблемной ситуации, в которой находится ученик, во многом зависит успешность педагогического влияния на развитие личности школьника, на становление и проявление его индивидуальности. Автор: Список литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены