РАЗРАБОТКИ
|
«Детский альбом» П.И. Чайковского в педагогической практике преподавателя фортепиано«Только та музыка может тронуть, Каждое поколение музыкантов и педагогов воспринимает «Детский альбом» П.И. Чайковского по-разному: от «простеньких пьесок» до «неоднозначных», «загадочных», «наполненных философского содержания» произведений. «Детский альбом» П.И. Чайковского занимает особое место в фортепианном творчестве композитора, как по своей тематике, так и по особенностям фортепианного изложения. Этот цикл фортепианных пьес был написан П.И. Чайковским в 1878 г. и посвящён своему любимому племяннику Володе Давыдову. Живя в гостях у своей сестры в Каменке и часто, слушая игру на фортепиано любимца Володи, Пётр Ильич поражался бедности репертуара для начинающих. Тогда-то и задумал он создать альбом пьес для ребят. В цикле 24 маленькие пьесы, которые не связаны сквозной единой тематикой. Но, по ним можно хорошо представить себе, в какой обстановке жили дети того времени, что их окружало, как они проводили время, какие впечатления оставались в их памяти. И действительно, читая различного рода публикации о цикле, статьи о самом композиторе, учебную и методическую литературу, поражаешься различию подходов в разборе каждой пьесы. В этом первом для России классическом сборнике музыки для детей есть абсолютно все творческие принципы Чайковского:
Создание музыки, предназначенной для детского исполнения - одна из самых сложных композиторский задач. Даже выдающимся мастерам не всегда удается решить такую проблему, как соединение высоких художественных качеств с доступностью детям, а так же педагогической целесообразностью на определенном этапе обучения. «Детский альбом» П.И. Чайковского - превосходный учебный и методический материал для работы с детьми. Это сочинение юный музыкант открывает для себя в ту пору, когда личность его только начинает формироваться. Нет ни одного музыканта, который бы в детстве не играл пьес из этого замечательного альбома. Сочетание эмоциональной напряженности с простотой и непосредственностью, широты дыхания его мелодий с ощущением их внутренней интонационной жизни, богатством речевой выразительности – все эти направления ставят перед преподавателем и учеником множество пианистических, воспитательных задач. «Детский альбом» Чайковского - домашний альбом его эпохи. В нем представлен мир детских игр, разнообразных впечатлений. Автор как бы проникает взором взрослого в душу ребенка, вспоминая то, что в самом детстве было интересно и занимательно. Пожалуй, эта линия занимательности и составляет главное в «Детском альбоме». Многие музыканты, ознакомившись с новым сочинением П. Чайковского, высказывали известные сомнения. Цикл пьес казался странным, необычным. Серьезная музыка «Утренней молитвы», «настоящий траурный марш» - «Похороны куклы», по- взрослому страстная лирика «Сладкой грёзы». Как объяснить порядок пьес: есть программная закономерность номеров, но эта идея не достаточно последовательна. Теперь, когда после выхода сборника в свет прошло более ста лет, можно дать однозначный ответ. И педагоги, и ученики приняли «Детский альбом». В педагогической практике «Детский альбом» П.И. Чайковского - классический образец творческого подхода к детскому репертуару. Это произведение отличается не только огромной художественной ценностью, оно полезно для воспитания учащихся, для совершенствования их технических способностей, для развития у детей хорошего вкуса. Характерная черта формообразования в произведениях П.Чайковского - редкостная определённость, отчётливость структуры. В «Детском альбоме» качество доведено до высочайшего совершенства. Пьесы отличаются ясностью формы. Каждая пьеса – словно образец, «пример из учебника». «Старинная французская песенка» - типичная двухчастная репризная форма, а «Камаринская» - маленькие вариации. Важнейшее качество цикла, делающее понятным и близким детям – мелодический язык. Мелодичность, простота музыкальной интонации, связь её с домашним музицированием , присущие творчеству Чайковского, в «Детском альбоме» сознательно подчеркнуты. В мечтательной пьесе «Сладкая греза» - романсовые интонации, в сказочном «Вальсе» - вальсовые… «Детский альбом» был написан Чайковским с учётом возможностей юных пианистов. В то же время в детском цикле отразились характерные черты «взрослого» фортепианного стиля композитора. Пианизм П.И. Чайковского - «поющий». «Детский альбом» дает прекрасный материал для работы над мягким, певучим звучанием инструмента, обучения навыкам легато.. Объединение мелодической линии, умение обозначить кульминационные точки, а так же найти главную кульминацию пьесы, осознание роли пауз как элемента выразительности - эти задачи ярко представлены в пьесах, которые чаще всего в репертуаре юных пианистов : «Болезнь куклы». «Старинная французская песенка» Очень важно иметь в виду еще одно обстоятельство, в семье Чайковских была оркестрина – механизированный орган небольшого размера. На валике оркестрины были записаны отрывки из популярных в то время опер Россини, Беллини, Моцарта. Инструменты подобного рода воспроизводят музыку с налетом механичности. Эта особенность и воплотилась в некоторых пьесах Чайковского в виде «кукольного ритма». В «Детском альбоме» переплетаются и живые интонации, услышанные композитором от матери, няни, гувернантки. «Нянина сказка» и «Баба-яга» - это редкий и выразительный пример фантастики П. И. Чайковского. Если песня жаворонка – утро жизни, то «В церкви» - это ее вечер. Суровая, печальная пьеса хорал, в которой узнается музыка вечерней молитвы, звучащей со словами «Помилуй мя, Боже, по велицей милости твоей» «Шарманщик поет» - манящая композитора Италия с ее шарманками и уличными певцами. Смысл же гораздо шире: это идея нерасторжимости жизни и смерти, символами которых являются «Песнь жаворонка» и «Шарманщик поет» это итоговое принятии жизни после трагического покаяние «В церкви». Музыка Чайковского, воплощая драгоценные качества русской культуры - любовь и сострадание к человеку, необыкновенную чуткость к беспокойным исканиям человеческой души, непримиримость к злу и страстную жажду добра, красоты, нравственного совершенства, - обнаруживает глубокие связи с творчеством Л. Толстого и Ф. Достоевского, И. Тургенева и А. Чехова. Немалое значение в фортепианной музыке П.И. Чайковского имеет колористическое начало. В сочинениях для фортепиано мастерски передаются тембры различных инструментов, часто угадывается определенная «инструментовка» - голос в сопровождении камерного ансамбля. Сопоставление инструментов или групп симфонического оркестра. Эта черта фортепианного стиля композитора ярко проявилась и в «Детском альбоме». Не случайно существует так много переложений цикла для различных инструментальных составов. Имитация различных тембров требует специфических приёмов исполнения. Немаловажно и знакомство с самими инструментами. Вряд ли юный пианист убедительно сыграет «Камаринскую», если ни разу не слышал балалайку, передаст колорит пьесы «Шарманщик поёт», если не знаком с шарманкой ( хотя бы по кинофильмам) Большинство пьес альбома и в наши дни доступны и понятны детям, потому что в них простым и ясным языком рассказывается о том, что и сейчас близко нашим ребятам. Музыкальное восприятие у учащихся следует начинать с чувственного аспекта, с пробуждения эмоций, формирования эмоциональной отзывчивости, что предполагает смещение акцента с технической стороны искусства на духовную, эмоциональную. Важную роль выполняет первое прослушивание пьес. Именно на этом этапе происходит развитие умения сосредоточенно и внимательно вслушиваться в музыкальное произведение и его жизненное, эмоциональное содержание. Неоценимую роль в раскрытии образа разучиваемого произведения играет личное исполнение его преподавателем. Беседа преподавателя и ученика после прослушивания музыки имеет очень большое значение для формирования пробуждения эмоционального отклика на слушаемую или исполняемую музыку, приобретения навыка выражать в слове, пластике, жесте, мимике свое отношение к музыке, определение ее характера и настроения. Так, например, учащиеся знакомятся с различными по характеру маршами: игрушечный марш - «Марш деревянных солдатиков»; траурный марш - «Похороны куклы». При изучении танцев дети знакомятся с музыкой разных национальностей. Рассказ о кукле всегда вызывает у учащихся эмоциональный отклик. Здесь и сочувствие, и сопереживание горю другого человека и радость. Музыкальные пьесы «Зимнее утро», «Шарманщик поет», «Мама», «Сладкая греза», «Баба Яга» помогают ученику мысленно нарисовать картины природы или придумать сюжеты, что значит, таким образом, пробудить фантазию. Художественное прочтение гениального сочинения - бесконечный процесс.. Маленькие пианисты, исполняя пьесы «Детского альбома», получают удивительную возможность окунуться в чудесный мир музыки, который делает их эмоциональную жизнь богаче и разнообразней. И замечательно, что жизнь детей наполнена музыкой Петра Ильича Чайковского, миром сказки, доброты, любви и творчества/ Список литературы:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены