РАЗРАБОТКИ
|
Речевые средства гармонизации педагогического общения (учитель-ученик)Речь учителя как форма общения посредством языка играет огромную роль в межличностном взаимодействии с учащимися, установлении контактов и обретении взаимопонимания. Речевое поведение учителя - неотъемлемый атрибут его профессиональной деятельности, направленной на воспитание, обучение и развитие. Незнание или несоблюдение постулатов речевого общения или неумение их применять может привести к конфликтным, а зачастую просто неразрешимым ситуациям, когда учитель и ученик оказываются на грани непонимания, вследствие чего могут возникнуть коммуникативные препятствия (так называемые, коммуникативные барьеры или барьеры общения), мешающие их полной гармонии друг с другом. Его возникновение может снизить эффективность коммуникации или свести ее на нет. Нередко, блестяще владея методическими принципами организации и проведения учебного процесса, учитель оказывается бессилен в его речевом оформлении. Именно поэтому многое зависит от уровня подготовки, знания учителя, его педагогического мастерства, умения правильно подойти к учащемуся, понять его психику и физиологию. Нахождение оптимальных способов преодоления коммуникативных препятствий поможет учителю в общении с детьми. К сожалению, лингвисты только приступили к изучению данной проблемы. К теме гармоничного общения обращаются такие исследователи, как А.К.Михальская, В.А. Канн-калик, Т.А. Ладыженская, Н.А. Ипполитова. Но все они рассматривают либо невербальные средства общения, либо подходят к изучению средств на акустическом уровне, рассматривают стили общения. В последнее десятилетие в качестве одной из самых интенсивно разрабатываемых проблем педагогической психологии выступает взаимодействие учителя и ученика или проблема педагогического общения. В.А. Сухомлинский подчеркивал, что слово, речь учителя является мощнейшим средством регулирования этого взаимодействия. Что же мы понимаем под педагогическим общением? А.А.Леонтьев рассматривает педагогическое общение как «профессиональное общение преподавателя с учащимися на уроке и вне его, направленное на создание благоприятного психологического климата, а также на другого рода психологическую оптимизацию учебной деятельности и отношений между педагогом и учащимися внутри ученического коллектива» [3. С.62]. Вслед за А.А.Леонтьевым под оптимальным педагогическим общением мы будем понимать такое общение учителя (и шире – педагогического коллектива) со школьниками в процессе обучения, которое создает наилучшие условия для развития мотивации учащихся и творческого характера учебной деятельности, для правильного формирования личности школьника, которое обеспечивает эмоциональный климат общения, обеспечивает управление социально-психологическими процессами в детском коллективе и позволяет максимально использовать в учебном процессе личностные особенности учителя» [3. С.81]. Итак, говоря далее о педагогическом общении, мы будем иметь в виду взаимодействие педагога и учащегося, результатом которого служит мотивация, результативность, формирование благоприятной нравственно – психологической атмосферы и его конкретное воплощение в коммуникативном акте: говорящий (преподаватель) – слушающий (ученик). Педагогическое общение можно считать гармоничным и продуктивным, если участники испытывают от общения взаимную радость и удовлетворение от общения. Таким образом, гармоничное общение неразрывно связано с категорией приятного и категорией радости. А.К. Михальская считает, что для педагогической риторики категория радости как эмоционально-психологического результата успешного речевого общения ученика и учителя имеет особое значение [6. С. 32]. Сформулируем первый закон современной риторики – Закон гармонизирующего диалога: эффективность (гармонизация) речевого общения возможно только при диалоговом взаимодействии участников речевой ситуации. Итак, закон гармонизирующего диалога в педагогической деятельности говорит о том, что ученик или весь класс – это не пассивный объект, которому лишь необходимо передать информацию. Задача учителя в том, чтобы «пробудить собственное внутреннее слово» учащегося, установить гармонические и двусторонние отношения с ним; здесь важным становится умение устанавливать контакт, чувствовать аудиторию, направлять и умело корректировать процесс общения. Объектом нашего изучения стали речевые средства гармонизации педагогического общения. Сфера педагогического общения была выбрана неслучайно: профессия учителя – вид деятельности, напрямую связанный с общением. Признание области профессиональной деятельности педагога «сферой повышенной речевой ответственности» в настоящее время является бесспорным фактом. Между тем исследования показывают, что многие проблемы остаются нерешенными, в частности, проблема подбора и использования учителем речевых средств гармонизации. Педагогическое общение можно считать гармоничным и продуктивным, если участники испытывают взаимную радость и удовлетворение от общения. . По нашему мнению, учителю очень важно ответственно подходить к выбору речевых средств выражения, которые направлены на установление гармонизирующего диалога. С целью выявления речевых средств гармонизации педагогического общения мы проанализировали речевое поведение учителей на уроках литературы и русского языка с точки зрения гармонизации общения и стремления учителя к диалогичности. Как показали наши наблюдения, в речи учителя довольно часто встречаются средства гармонизации общения. На акустическом уровне это ровная интонация, замедление темпа речи, снижение голоса при достижении коммуникативного сотрудничества, использование достаточно продолжительной паузы, чтобы дать право на речь учащимся; на уровне кинесики это прямая осанка, одобрительные кивки, открытые жесты; на мимическом уровне это заинтересованный взгляд, улыбка, дружелюбное выражение лица. Все эти средства относятся к вербальной сфере общения. Но нас интересуют вербальные средства гармонизации общения. На лексическом уровне в речи учителя можно отметить также большое количество средств гармонизации речевого общения. Проанализировав средства гармонизации, встречающиеся в речи педагога, мы попытались соотнести их с функциями, которые они несут на себе. Одни служат для установления контакта, другие для более успешного донесения подаваемой информации, некоторые для выражения эмоций, а также для воздействия педагога на учащихся. В связи с этим мы выявили и выделили следующие средства гармонизации педагогического общения. Во-первых, это Когнитивные речевые средства гармонизации педагогического общения Учитель – Ученик – это такие речевые средства, с помощью которых учитель доносит информацию до учеников и в целом направляет их познавательную деятельность. Во-вторых, это Фатические речевые средства гармонизации педагогического общения Учитель-Ученик, с помощью которых учитель устанавливает контакт с аудиторией и поддерживает его на протяжении всего урока. Когнитивные речевые средства педагогического общения Учитель - Ученик включают в себя такие речевые средства, как а) фразы побуждения к размышлению, когда учитель стремится завлечь детей, побудить их к выработке совместного решения, научиться размышлять (типа «Как вы думаете?»; «Давайте подумаем над этим»); б) фразы введения новой информации, фразы типа « Вам интересно будет узнать, что …»; «А вы знаете, что…»; « Вы когда-нибудь слышали…?»; в) фразы дедуктивного способа введения информации, что позволяет учителю акцентировать внимание ученика на той стороне информации, которую он ему преподносит (типа «Сразу скажу, когда будем разбирать это стихотворение, обратите внимание на его начало!»; «Когда будите выполнять упражнение, не забывайте о том, что з в приставках пишется перед звонкими согласными» ; г) уточняющие реплики типа «Повтори, пожалуйста, ты действительно считаешь, что ставится мягкий знак?»; «Так ли я поняла, что…»; «То есть ты хочешь сказать…». С помощью данных речевых средств учитель не только вводит новый материал, но и побуждает учеников к мыслительной деятельности; а также, делает акцент на важной для процесса познания информации. Фатические речевые средства гармонизации педагогического общения Учитель – Ученик включают в себя: 1) аппелятивные речевые средства, с помощью которых педагог привлекает внимание учеников, призывает их к себе. Это обращения и слова приветствия (фразы типа «Ребята, здравствуйте»; «Доброе утро, ребятки»; «А у меня вот возник к вам такой вопрос, любознательные вы мои»); 2) волюнтативные речевые средства гармонизации, с помощью которых учитель выражает своего рода волеизъявление по отношению к ученику, воздействуя на него. Это такие средства, как а) фразы « Вы-(ты)-подхода типа «Вероятно, вы хотите сказать, что нашим героем просто движет любовь?»; «Просто вы должны подумать и собраться. Не бойтесь!»; «Ребята, давайте вы откроете учебник и еще раз посмотрите на правило»; б) фразы «мы-приема» типа «Откроем учебники», «Посмотрим на доску…», «Запишем все в тетрадь…». 3) эмотивные речевые средства гармонизации, с помощью которых учитель выражает свои чувства и эмоции по отношению к ученику и к тому, что он делает, а также вызывает позитивные эмоции у ученика, создает эмоционально – положительное поле для учебной деятельности. Это такие речевые средства, как а) фразы «Я – сообщения» типа «Мне приятно, что вы справились с заданием», «Мне приятно, когда я вижу, что все готовы к уроку», «Мне хочется поблагодарить вас…»; в том числе конструкции типа «Я так рада…»; б) фразы положительного подкрепления и поддержки, куда мы включили: 1) Положительные реплики типа «Верно!», «Хорошо!», «Правильно!»; 2) слова-поддакивания типа «Да-да», «Так», «Да», «Ясно»; 3) слова – одобрения типа «Молодец!», «Замечательно!», «Видно, что ты старался!»; 4) слова доверия и воодушевления типа «Попробуем еще раз!», «Не бойтесь, я уверенна, что вы справитесь!»; 5) слова позитивных эмоционально-оценочных реакций типа «Вот это да!», «Ну, надо же!»; 6) комплименты, в том числе фразы приема «авансирование похвалой»; в) фразы «мы с вами подхода»; г) фразы смягчения категоричности высказывания; д) фразы замены негативных высказываний на положительные. Формулы речевого этикета можно отнести ко всем видам фатических речевых средств гармонизации педагогического общения Учитель - Ученик. Они позволяют превратить общение на уроке в вежливый и доброжелательный диалог. Здесь стоит отметить, что с помощью этикетного слова «извините», учитель не раз смягчал свое несогласие, и тем самым, сохранял спокойную атмосферу в классе. Хочется отметить, что активно используя в своей речи речевые средства гармонизации, учитель достигает следующего результата - психологически – комфортная атмосфера в классе, полное взаимопонимание, сотрудничество и ощущение единства и близости учителя и его учеников. Использование речевых средств гармонизации в своей речи позволяет учителю стать наставником и другом для своих учеников, позволяет повысить у них стремление и интерес к знаниям и к активной работе на уроках русского языка и литературы. Список источников:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Проблемы и конфликты у ребенка в школе: советы родителям Статья "О вопросах сотрудничества логопеда и ортодонта" Психологические особенности и задачи развития в младшем подростковом возрасте Как помочь школьнику организовать дистанционное обучение? Эффективные пути педагогического руководства воспитанием школьников в семье. |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены