РАЗРАБОТКИ
|
Влияние фольклора на эстетическое воспитание учащихся с аномальным развитием через уроки музыки, пения и ритмикиОдним из основных факторов эстетического воспитания и развития детей с аномальным развитием является музыкально-ритмическое искусство. Обращаясь непосредственно к чувствам, оно воспитывает у детей эмоциональную чуткость, способность сопереживать, создает настроение радости и душевного подъема. Большие потенциальные возможности эстетического воздействия заключаются в народной музыке, танцах, обрядовых играх и хороводах. Часто фольклор не только вызывает у детей интерес, но и приносит им радость, создает хорошее настроение, снимает чувство страха, беспокойства, тревоги – словом, обеспечивает эмоционально-психическое благополучие, душевный комфорт. Наиболее распространенное и доступное средство – народная песня – входит в жизнь ребенка как основа музыкальной культуры. Правдивость, поэтичность, ясность, простота, доступность, богатство мелодий и жанров, разнообразие ритмов, душевность – характерные черты песенного народного творчества, придающие неповторимую прелесть народной песне. Даже наиболее простые из песен, доступные и знакомые самым маленьким детям, высоко художественны. Используя на уроках музыки и пения коротенькие народные попевки, видишь не только оживление на лицах ребят с недостатками в развитии. Мелодии и слова доступны, понятны и, поэтому притягательны. Они запоминаются, варьируются и исполняются детьми самостоятельно, а значит, активизируют их мышление, память, воображение, корригируют эмоции, поведение. Народные песни (русские, казачьи, украинские) богаты разнообразием жанров, ладовым строением и ярко выраженным характером. Частушки, песни походные, колыбельные, бытовые, юмористические, обрядовые; протяжные, напевные или задорные, озорные и веселые – дети с удовольствием слушают их, подпевают, сопереживают, эмоционально откликаются на них. Народный песенный материал позволяет эффективно решать задачи эстетического и нравственно-патриотического воспитания, развития творческих способностей и активности учащихся. Песни-упражнения способствуют постепенной выработке естественного звучания голоса, отчетливого звукопроизношения, облегчают работу над расширением диапазона детского голоса. Многие народные песни помогают научить осознанно различать звуковысотный состав и соотношение отдельных частей мелодии, развивают умение произвольно приспосабливать свой голосовой аппарат для воспроизведения как высоких, так и более низких звуков. Песенки «Прибаутка», «Солнышко», «Дудочка» - это полезные упражнения на определение высоты звука, расширение диапазона, чистоту интонирования. Для того, чтобы дети уверенно различали чередование коротких и долгих звуков, умели точно воспроизвести ритмический рисунок попевки, следует использовать показ чередования звуков или движения мелодии рукой, а затем закрепить это графическим изображением, используя полоски, палочки или другие предметы разной длины или размера. Использую и такие приемы, как «ритмическое эхо», «ритмический диктант», «танцы рук и пальцев», «фигурные хлопки» и многие другие. Широкое применение в уроках музыки и пения получило такое направление, как логоритмика с использованием народных инструментов – ложек, трещоток, бубнов, колотушек. Народные ударные инструменты – это неоценимые помощники в музыкально-ритмическом воспитании детей. Они не только развивают ритмический и динамический слух у ребят с недоразвитием, но и воспитывают коллективизм, чувство ответственности за исполнительскую деятельность, повышают интерес к творчеству, помогают адаптироваться и самовыразиться ребенку в коллективе. Умственно отсталым детям порой бывает сложно контролировать свои эмоции во время игры на ударных инструментах. В этом случае задача учителя организовать игру так, чтобы ребенок услышал, что он выделяется из общего ансамбля, создает какофонию звуков, и исправил свою ошибку самостоятельно. Важно объяснить ребенку, что весело и задорно совсем не означает громко и грубо. Народный юмор дает такую возможность. Если ребенок этого не поймет, то непременно почувствует. Разнообразие методов и приемов позволяет разучивать с учащимися до 10-ти попевок, а в старших классах 5 – 8 полноценных народных песен, разнообразных по характеру, форме и содержанию. Это песни описательного, повествовательного, танцевального, игрового характера: лирические, колыбельные, патриотические, героические, торжественные, грустные, напевные и задорные, веселые, юмористические. Уроки музыки, пения и ритмики тесно взаимосвязаны и поэтому в младших классах они в основном комплексные или интегрированные. Разучивание фольклорных произведений проходит поэтапно, однако текст песен лучше запоминается детьми, если он подкреплен образами и движениями. С большим удовольствием дети инсценируют народные песни такие как: «Блины», «Варэнички», «Во кузнице», «Лапти». Яркие образы, простые движения, понятное содержание дают возможность реализовать собственную потребность в движениях и пении, запоминающийся сюжет позволяет исполнить песню выразительно, образно, и, главное, так, как чувствуешь – творчески. Очень любят дети исполнять народные песни танцы и хороводы с предметами: платочками, веночками, веточками, шалями. Эти атрибуты не только украшают любую пляску, но и дают возможность острее почувствовать ее своеобразие, глубже проникнуться в быт, эпоху, характер персонажей. Атрибуты и элементы костюмов влияют и на выразительность исполнения фольклорных произведений, помогают как бы «вжиться» в образ, найти его «изюминку». Песня или пляска с предметами – это веселая игра для учащихся начальной школы. Они только овладевают приемами танцевальных движений, согласовывают их с музыкой и пением. В старших классах ребята уже свободно используют разнообразные предметы в любых народных танцах. Фольклорные и стилизованные композиции используются на всевозможных общешкольных мероприятиях. «Кубанская осень», «Памяти Сергея Есенина», «День матери – казачки», «Моя Россия», «Кубань – наш отчий дом» и многие другие мероприятия тесно связаны с искусством народа. Стихи, народные и стилизованные песни, танцы, инсценировки украшают каждый из них. Как передать колорит русского или казачьего танца или хоровода без замечательного элемента – расписной шали. Нет сарафана, но девочки с шалями уже в образе «девушки-лебедушки»: меняется осанка, походка, движения становятся плавными, нежными, напевными. Элементы народных костюмов не только помогают проникнуть в образ, но и воспитывают интерес и уважение к народным промыслам и традициям, любовь к своему народу, своим истокам. Для учащихся 5 – 8 классов должен быть подобран специальный репертуар, включающий доступные явления, выражающий разнообразные эмоции и душевные состояния, использованы различные средства музыкальной выразительности, ярко передающие образы и содержание песни. Главное их качество – художественность и доступность для исполнения. Уроки музыки – это еще и уроки истории, уроки искусства, уроки эстетики и нравственности. Это уроки вдохновения и любви. На уроках в старших классах мы не только изучаем быт, историю, традиции и обычаи русского народа и казачества. Мы прослеживаем связь поколений. Каждый фольклорный номер становится «изюминкой» школьного праздника. История и культура казачества – одна из основных тем уроков музыки и ритмики. Путь от задорной казачьей «Лезгинки» до глубоко трагичной истории Связь поколений, преемственность традиций, уважение и бережное отношение к наследию дедов и отцов – вот основная цель патриотического воспитания детей. Мужество и героизм казаков воспеты в песнях, но любимая – «Казаки в Берлине». Но на уроках мы знакомимся с культурой других славянских народов и народов, населяющих Кубань. Ребята с удовольствием слушают цыганскую музыку, часто рассказывают, какая музыка звучит на цыганских свадьбах и торжествах, а какая предназначена для печальных событий; отличают звучание армянского дудука, делятся теми впечатлениями, чувствами, которые навевает им народная музыка. Это не только эстетическое воздействие на умственно отсталых детей, но и воспитание талерантности по отношению друг к другу, независимо от национальности и вероисповедания. Национальное искусство затрагивает душу и чувства детей. Важнейшим элементом эстетического воспитания и развития творческой активности на уроках ритмики и хореографии являются народные танцы и танцевальные композиции. С их помощью дети могут наиболее ярко выразить все свои чувства, показать полученные двигательные навыки. Разучивая с детьми русские народные танцы, танцы народов Кубани, я не только приобщаю и к народному творчеству, но и учу понимать самобытность каждой композиции, отличать элементы танца, присущие именно этому народу. Постепенно дети начинают различать славянские, восточные или кавказские танцы не только по музыкальному сопровождению, а по характерным движениям рук, ног, корпуса, переходам и перестроениям, танцевальным элементам. Через народные танцы прививается любовь к своему народу, к своей Родине, уважение к своим традициям и традициям других народов. На протяжении многих лет учащиеся, участвующие в краевых смотрах художественной самодеятельности, могли увидеть стилизованные костюмы ребят других школ. Мы обсуждали с ними, что в костюмах приближено к настоящему народному, что осовременено или стилизовано, а какой элемент является ключевым, подчеркивающим национальную принадлежность. Ребята знают, чем отличается папаха от «кубанки»; как завязывают головной платок на Украине и на Кубани; с чем надевают картуз – с «косовороткой» или с «черкесской». Национальный костюм несет на себе не только смысловую нагрузку, но и оказывает эстетическое воздействие, ощущение чувства меры в используемых деталях и аксессуарах. Ребята должны понимать, что излишества могут испортить целостность костюма, а, отсутствие важного элемента сделать его неузнаваемым. Современный стилизованный костюм может быть ярким, пестрым, броским, но и танцевать или петь в нем нужно современные песни и композиции, иначе будет потерян смысл истинного фольклорного искусства. Мы очень часто используем украинские веночки с лентами, черкески с папахами, и этого бывает достаточно, чтобы станцевать украинский или казачий танец. Лучше обойтись элементом народного костюма, чем изменить характер и образ фольклорного персонажа излишней стилизацией. На уроках музыки и ритмики учащиеся 4 – 6 классов знакомятся с народными музыкальными инструментами: они рассматривают их изображение, слушают звучание, постепенно учатся выделять звучание инструмента в оркестре. Интегрированные уроки позволяют соединить восприятие с исполнением – слушая оркестр народных инструментов, аккомпанировать самостоятельно на ударных народных инструментах, соприкасаться с народной музыкой, чувствовать ее ритм, характер, настроение. Исполнение проигрышей в частушках, народных песенках-потешках с шумовым аккомпанементом – любимое занятие детей. Для ребят с отклонениями в развитии сохранение темпоритма на протяжении всего произведения – это нелегкая задача, но сила народного искусства как раз в том, что к нему может быть причастен любой человек – главное – поверить в свои силы. В последние годы в нашем городе появилась уникальная возможность приобщать детей к фольклору славян и братских народов Кавказа. На ежегодный международный фестиваль славянской культуры приезжают фольклорные коллективы со всего мира. Возраст участников не ограничен, что повышает интерес к этому празднику у ребят, им интересно увидеть своих сверстников на сценических площадках. Теперь прикоснуться к истинному народному искусству может каждый житель нашего города. Почувствовать, услышать, увидеть и запомнить свои чувства; наслаждаться и сопереживать; делиться своими чувствами и эмоциями с друзьями – все это оказывает огромное влияние на развитие и воспитание детей с отклонениями в развитии, корригирует их поведение и эмоции в обществе. Ребята с родителями с удовольствием посещают ярмарки народных промыслов, концертные программы, курени, знакомятся с бытом казаков, с традиционными блюдами, обычаями. Чувство сопричастности играет большую роль в нравственно-патриотическом воспитании. Гордость за свой народ, его традиции, ощущение величия края и страны, в которой они живут, звучат в их голосах. Наперебой делятся впечатлениями, подыскивают нужные слова, чтобы выразить переполняющие их эмоции. В этот момент они и становятся маленькой частичкой великого народа. Народное творчество всегда актуально, наша задача научить детей понимать это. Хранить и беречь традиции, передавать их из поколения в поколение, оберегать природу родного края – это долг каждого гражданина, а наша задача воспитывать достойных граждан, даже если это дети с отклонениями в психическом или физическом развитии. Совместное творчество – это совместные переживания совместные эмоции, и важно направлять их в нужное русло с правильной оценкой происходящего.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены