РАЗРАБОТКИ
|
Работа с одаренными детьмиСитуация нового времени, а мы, волей судьбы, оказались в числе живущих на рубеже веков и тысячелетий, в стремительно меняющимся мире, а также в условиях перманентных социально-экономических и политических преобразований в российском государстве, требует от каждого гибкости, позволяющей адаптироваться в новых обстоятельствах, оставаясь при этом самими собой, сохраняя свою индивидуальность. Способности человека к адаптации и социализации в нетрадиционных условиях напрямую зависят от того, умеет ли он поступать нешаблонно, в соответствии с ситуацией – творчески. Мы живём в мире продуктов человеческого творчества: открытий, изобретений, художественных произведений и литературных текстов, технических средств и информационных систем, правовых актов и моральных норм. Способность к творчеству, преобразованию природы, созданию новой, не существующей до сих пор реальности может быть, главная особенность, отличающая человека от животных. Творчески мыслящие люди отличаются способностью переделывать, переопределять среду с тем, чтобы она соответствовала их интеллектуальным нуждам и потребностям. «Творческая личность», «творческий подход», «творческие успехи», «думать творчески», «проявление творчества»… Эти понятия в современном обществе являются показателями профессионализма, высокой квалификации, одним из основных критериев при выявлении лучшего среди лучших. Ведь именно способность к творчеству и созиданию мы в первую очередь считаем атрибутом одарённости, таланта, гения. Кто же они – одарённые дети? Одарённые дети – это дети, которые признаны образовательной системой превосходящими уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Они, как правило, проявляют свои способности уже в раннем возрасте. Эти способности относятся ко всем интеллектуальным сферам деятельности: математике, физике, музыке, языку, энциклопедическим знаниям и так далее. Они раньше своих сверстников могут окончить школу и поступить в институт, защитить диссертацию. Одарённые дети с музыкальными способностями пишут оперы, со способностями к шахматам – становятся чемпионами, со способностями к русскому языку и литературе, ещё будучи школьниками, пишут статьи в газеты и пробуют себя в поэзии. Одарённые дети обладают многими потребностями, которые стандартная образовательная система не в состоянии удовлетворить. Поэтому в большинстве школ США и Европы были созданы программы для работы с одарёнными детьми. Все согласятся, что одарённые дети – особенные дети. Их отличает целый ряд черт, которые делают их непохожими на других, обычных детей. Признаки одарённости:
Безусловно, одарённые дети встречают на своём пути режим наибольшего благоприятствования, однако было бы ошибкой считать, что у них не бывает проблем. Как и у всех нас, у них также бывают неудачи, срывы и падения. Как же им помочь в этом? Во-первых, ребёнку с высоким уровнем способностей трудно найти себе друзей. Общаться со сверстниками им попросту неинтересно, и они ищут себе единомышленников не в среде близких по возрасту, а среди людей, близких по уровню интеллектуального развития – то есть среди взрослых. Простые игры ровесников не устраивают пытливый ум одарённых детей – им нужны игры более высокого уровня. Чтобы такой ребёнок не попал в изоляцию и не испытал дефицит общения, на помощь ему должен прийти учитель. Следует найти такие творческие задания, которые реализуют способности такого ребёнка. В учебной деятельности моя работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Для этого использую следующие формы:
Во внеурочной деятельности создаются условия для реализации интереса к углублённому изучению русского языка. Целью этой деятельности является воспитание учащихся на основе изучения родного языка и изучения творческого наследия великих писателей и поэтов; формирование личности, способной к творческому самовыражению, имеющей активную жизненную позицию; развитие фантазии, творческих способностей учащихся, их языкового дара; развитие эмоциональной сферы ребёнка как основы формирования «культуры чувств»; стимулирование интереса к духовному богатству России, мировой культуры; формирование исследовательских умений, навыков и приёмов общения в разных ситуациях. На протяжении нескольких лет моя тема по самообразованию связана с развитием речи, так как, к сожалению, многим ученикам мешает именно неразвитость речи. Это и словарная работа, и выразительность речи, и происхождение слов, и тексты различных жанров. Это значительно помогает ученикам совершенствовать свою речь. Выделилась группа учеников, заинтересовавшаяся этимологий слов. А одна из учениц выбрала тему, связанную с происхождением слов и их употреблением в речи, и представила свой реферат на районной конференции «Шаг в будущее», получив высокую оценку жюри. Другой ученик работал над проектом «Диалектные слова и фольклор в произведениях М.А. Шолохова, который также был представлен на этой конференции. Другую группу учеников заинтересовала речь их сверстников и других учеников школы. На протяжении определённого времени они записывали так называемые слова-«паразиты», создали проект «Зачем мы так говорим», сопроводив его презентацией. Причём к жаргонным словечкам школьников они дали перевод, а затем и общеупотребительные слова. Старшеклассников настолько заинтересовала эта работа, что завершили они проект театрализованным представлением. На уроках развития речи мы пишем сочинения различных жанров, в тои числе и сочинения-описания родной природы. Большинство обучающихся останавливается только на сочинении, одарённые же дети не ограничиваются только этой работой. Они иллюстрируют свои работы чудесными пейзажными рисунками. А вот следующая группа спрашивала разрешения, можно ли сделать презентацию. И начиная с прошлого года, анализируя наиболее удачные работы, мы смотрим видеосопровождение. Причём это не картинки из интернета. Это фотографии, сделанные самими учениками, на которых запечатлены любимые уголки природы нашего посёлка. Работая над различными жанрами текстов, одарённые дети быстро определяют, в каких произведениях писателей и поэтов мы встречались с тем или иным жанром, равняются на эти произведения. Говоря о культуре ведения диалогов, группа детей, причём разного возраста, предложила инсценировать отрывок из произведений Н.В. Гоголя «Ревизор» и А.П. Чехова «Толстый и тонкий». Они проявили инициативу в том, что главное в ходе инсценирования – речь и язык героев. Надо признать, что в этом действии очень успешно участвовали ученики от шестого класса до одиннадцатого. А «режиссёрами» выступили ученики девятого класса. Слушая информацию о первом космонавте Ю.А. Гагарине, ученица восьмого класса заинтересовалась судьбой этого великого человека. Она самостоятельно подбирала материал, вместе с учениками младших классов посетила музей космонавтики в городе Калуге. Результатом этой работы стало сочинение ученицы, признанное победителем регионального конкурса. Юля награждена грамотой руководителя управления космоса. Другая ученица, Маргарита Подлипаева, изучая творчество А.П. Чехова, увлеклась его биографией. Сочинение, которое она написала, было отправлено на конкурс, посвящённый 130-летию со дня рождения Чехова. Работа признана победителем в номинации «За особое раскрытие биографии А.П. Чехова», а Маргарита награждена грамотой Министерства образования Московской области. Девушка создала свой собственный, пусть и небольшой, словарь высказываний писателя, объединив их темой: «Какой ты, человек». Также ученики из группы одарённых детей приняли участие в открытом конкурсе сочинений, посвящённом творчеству П.П. Бажова, и имеют дипломы. Одной из форм итоговых уроков по завершении изучения той или иной темы по русскому языку я выбрала интеллектуальную игру. Наиболее творчески работающие, одарённые дети сначала с моей помощью, а теперь и самостоятельно подбирают материал к уроку. Они формулируют вопросы, задания различного рода, в том числе и видеовопросы и задания, составляют интересные кроссворды. А несколько одарённых учеников шестого класса научились даже иллюстрировать не только фразеологизмы, но и отдельные слова. Теперь они учат этому своих одноклассников. Здесь я бы хотела отметить очень тактичное, терпеливое поведение своих маленьких «учеников». Значит, одна из целей педагогической деятельности уроков русского языка и внеурочных занятий – организация образовательной коммуникации в групповой деятельности – достигнута. Уделяя особое внимание развитию речи обучающихся, я получила уже некоторые результаты. Ранее при изучении лирических произведений дети обращали внимание на содержание, форму. А сейчас всё чаще и чаще наиболее подготовленные, талантливые дети обращают внимание на язык произведений, при их чтении обращаются к словарям, разграничивают устаревшие слова, диалекты, неологизмы. При выполнении сочинений-рецензий передают свои впечатления, эстетические чувства, показывают языковые способности и умение анализировать и судить. Они принимают участие в выпуске стенных газет, создавая сложные и выразительные по языку статьи. Успех в учении ребёнку обеспечен, если педагог обладает важнейшим качеством – желанием жить в ученике. В себе – через себя – в наших детях! Кроме того, что талант ребёнка будет развивать учитель, необходима помощь и участие родителей. Специалисты утверждают, что любой ребёнок может стать одарённым, при условии, что родители будут заниматься с ним с самого раннего возраста. Надо учить своего ребёнка самостоятельному поиску, с тем, чтобы он и сам мог проявить инициативу и своё интересное дело. И, самое главное – талант нуждается в поддержке и создании необходимых условий для развития, иначе он затухает, гибнет и пропадает навсегда. Литература:
Читайте также:
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены