РАЗРАБОТКИ
|
Обобщение опыта разработки и внедрения модели развития детской одарённостиОбобщение опыта разработки и внедрения модели развития детской одарённости
В свете Концепции модернизации российского образования остро встает вопрос поиска путей повышения социально-экономического потенциала общества. Это возможно только в случае роста интеллектуального уровня тех, которые в дальнейшем станут носителями ведущих идей общественного процесса. Такой подход делает приоритетной задачу воспитания, а не просто обучения одаренного ребенка. Этим определяется и гуманистическая направленность «Концепции», в которой особое внимание уделено бережному отношению к одаренному ребенку, предполагающему понимание не только преимуществ, но и трудностей, которые несет с собой его одаренность.
Актуальность темы состоит в следующем:
Проблема темы:
Понятия.
«Способности - индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определённого рода деятельности. Не сводятся к знаниям, умениям и навыкам; обнаруживаются в быстроте, глубине и прочности овладения способами и приёмами деятельности. Высокий уровень развития способности выражается понятиями таланта и гениальности», Большая Советская Энциклопедия. Одаренный ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности.
Среди существующих, в данном направлении проблем, необходимо отметить наиболее острые:
Это находит выражение в создании атмосферы либо «захваливания», либо непонимания и отчуждения, в результате чего формируется неадекватная самооценка, стремление родителей к собственной самореализации за счет своего одаренного ребенка, что приводит к возникновению перенапряжения детского организма и к формированию определенных комплексов, связанных с высокой ответственностью за результаты собственной деятельности, незнании и непонимании учителями личностных особенностей, специфики интересов и основных закономерностей развития детской одаренности, что является причиной подавления высокой познавательной активности одаренных детей. Для разрешения отмеченных проблем необходима система поддержки одарённых детей, закладывающая в учебный процесс школы следующие условия:
Если обратиться к программе Концепция «Творческой одаренности» Н.И. Ильичевой видим, что определяются основные парадигмы развития одаренности:
1. Все дети одарены от природы. 2. На развитие одаренности наибольшее влияние оказывает педагогический фактор. Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:
2. Модель развития математической одарённости детей. Все теоретико-методологические основы работы с одарёнными детьми можно использовать при работе с математически одарёнными детьми, обладающими математическими способностями.
Выдающийся советский математик А. Н. Колмогоров выделил следующие элементарные математические способности:
Определение по В.А.Крутецкому: «Специальные способности (математические) – это индивидуально психологические особенности (прежде всего особенности умственной деятельности), отвечающие требованиям учебной математической деятельности и обуславливающие при прочих равных условиях успешность творческого овладения математикой как учебным предметом, в частности относительно быстрое, легкое и глубокое овладение знаниями, умениями и навыками в области математики»
Итак, работа с одарёнными детьми сводиться к следующему: диагностика, классноурочная деятельность, внеурочная деятельность. Необходимо создать образовательную среду. Существует два способа: ускорение традиционного образовательного процесса и обогащение традиционного образовательного процесса. Выделяются следующие принципы разработки учителем урока, направленного на развитие одаренных детей:
Педагогический инструментарий учителя математики.
Система заданий, способствующая развитию творческой деятельности учащихся на уроках математики;
III. Из опыта работы.
Пример применения модели развития детской одарённости в педагогической деятельности учителя математики. МОУ Школа № 41 г.о. Самара работает по программе «Одарённость» (2008-2014) в рамках программа «Одаренные дети» ФЦП «Дети России». Цель программы : создать условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации, профессионального самоопределения в соответствии со способностями, представление возможности успешной самореализации педагога.
Направления программы:
1. Научно – творческая деятельность учащихся «Шаг за шагом» 2. Развитие интеллектуального потенциала учащихся «Окно в науку» Предполагаемый результат:
1.Формирование личности ученика, обладающая ключевыми компетенциями, ценностными ориентациями. 2.Формирование творческой личности педагога, способная формировать ключевые компетенции и ценностные ориентации ученика. Этапы реализации программы «Одарённость»
1этап: диагностико - прогностический, методологический Мониторинг одаренности. Создание:
Организация:
2 этап: деятельностный
3 этап: констатирующий (2013-2014 годы)
Таким образом, несмотря на достигнутые успехи в теории и практике работы с одаренными детьми, существуют нерешенные вопросы, связанные с обучением таких детей в средней общеобразовательной школе. Поэтому проблема выявления возможных направлений путей совершенствования методики обучения математики, направленной на развитие одаренных детей является актуальной.
Читайте также:
Всего комментариев: 1
1
anizotrop • 10:09, 23.05.2012
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Благодарность учителям от родителей на выпускном вечере или последнем звонке Задания по дистанционному обучению по математике. Длительная адаптация к школе - как помочь ребенку Формирование навыков мелкой моторики у детей с проблемами в развитии Рекомендации для родителей детей первой младшей группы «Безопасное поведение детей раннего возраста» |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены