РАЗРАБОТКИ
|
Приёмы активизации интереса к произведениям художественной литературыСамигуллина Ч.Ф., Следует вернуться к поэзии и со всей современной техникой следует научиться смотреть на мир нежнее, с душой. (Тонино Гуэрра) - Объём информации увеличивается - Виртуальное общение вытесняет привычное - Тестовые методики пришли на смену устным Мы хотим видеть личность, умеющую:
Когда и где ребенок может этому научиться? Осмысленное чтение в последнее время стало настоящей проблемой. В этом году я провела технику чтения в 5 классе. Со скоростью проблем не было. Всё примерно в пределах нормы, средняя оценка - «4». Но дети, кроме двух человек, совершенно не понимали, о чем они читают. В седьмом классе дети с трудом формулируют свою мысль. Порою речь их напоминает Гугл переводчик. Возникла необходимость переводить с русского на русский. Почему дети перестали читать?
Современные дети бегло читают текст, проглатывают его. Они привыкли быстро определить сюжет, иногда прочитав в интернете краткое содержание. Ведь ОГЭ и ЕГЭ по литературе сдают единицы. Что нужно сделать учителю, чтобы текст не был закрыт? Как расставить акценты так, чтобы ребёнок с каждым уроком нравственно возрастал? 1. Сравнительный метод. Цель: представить писателя живым человеком, а не памятником или иконой. К сожалению, учебник нам не очень помогает. Мы видим маленький портрет и страницу сдержанного текста. А дети - это прежде всего эмоции. Таблица Пушкин - Лермонтов. На уроке по Гоголю я даю детям две биографии писателей, говоря, что это люди разные. Часто они отвечают, что это Пушкин и Гоголь. Но оба листка характеризуют одного человека - Гоголя. Судьба человека, а особенно творческого, состоит из противоречий. Будучи украинцем по крови, Гоголь всю жизнь писал на русском языке. Горячо любя землю, на которой родился, восхищаясь ей в «Вечерах на хуторе близ Диканьки» и «Сороченской ярмарке», он умер в Москве, в чужом доме, в полном одиночестве. А энциклопедию русской жизни - «Мёртвые души» Гоголь написал в Риме. Но от этого он не перестаёт быть гениальным писателем, а произведения его - бессмертными. 2. Ментальное погружение Гоголь «Шинель» Что касается прозы. На открытом уроке мы знакомились с произведением «Тарас Бульба». Но с «Шинелью» у меня связана личная история. Холодным осенним вечером я возвращалась со встречи с одноклассниками, проходя по пустынной улице, и пережила нападение подростка, который сорвал с меня меховую шапку. Через 20 лет я написала об этом стихотворение: Мы не виделись сколько? Я по первому льду Не велик мономах - Сколько будет ходить он Чулпан Ислаева, 2017 После прочтения мы вместе пытаемся ответить на вопрос: Можно ли простить мальчика из детского дома, сорвавшего шапку с головы женщины? Однажды для меня стало открытием, что в 5-м классе при заучивании стихов мальчики переставляют слова. Впервые это случилось с отрывком «У лукоморья». Ученик с достаточно подвижной психикой и большими надеждами стать гением математики, не меньше, когда я сделала замечание, удивился: «Ну и что, ничего не изменилось же!» «Смысл - да», - ответила я, - но ритм, музыка! Вот в математике, которую ты так любишь, всё чётко и ясно, порядок надо соблюдать. Но и в литературе - тоже.» И я прохлопала ему ритм. Сказала, что это называется размер, как в музыке. «И появится у нас новый поэт, - продолжила я, - новый Карим. Почти что Тинчурин.» Тут он покраснел, смутился и заулыбался. Хотя прежде очень агрессивно реагировал на замечания. С Некрасовым повторилось тоже самое, но у Карима появились конкуренты. И класс по-доброму отозвался, мы вместе заулыбались и порадовались, что у нас растут новые поэты. В свою очередь, я являюсь не только литератором-теоретиком, но и практиком. Печаталась в журнале «Идель» (Казань) в сентябре 2013-го c подборкой стихов и октябре 2016-го с рассказом «Барыня». Дважды лауреат Регионального Фестиваля авторской песни и поэзии «Песни моей души» в номинациях «ПОЭТ» и «АВТОР» (2017, 2018 гг.) В наш век важнее хорошо уметь СЧИТАТЬ, Чтобы однажды каждый книжный магазин
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Преодоление трудностей в обучении детей через применение игровых технологий Профилактика суицида среди подростков Дополнительные способы стимуляции речевой активности детей с ограниченными возможностями здоровья Памятки - помощники в выполнении домашнего задания по математике Формирование навыков мелкой моторики у детей с проблемами в развитии |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены