РАЗРАБОТКИ
|
Методы тестовой подготовки с применением индивидуальных стратегийБарабанова И.В., Из опыта экспериментальной работы по теме «Развитие познавательных стратегий школьников». Методы тестовой подготовки в рамках технологии ЦРПС. В современном российском образовании всё большую значимость приобретает проблема объективной оценки, качество образовательных достижений учащихся. В связи с этим государственная итоговая аттестация учащихся как в 9-м, так и в 11-м классах осуществляется в тестовой форме. Поэтому тестовые технологии активно внедряются в практику преподавания. При существующих положительных моментах использование тестов на уроках нельзя оставить без внимания наличие ряда проблем:
Цель деятельности - выявить в рамках технологии ЦРПС методы и приёмы совершенствования навыков работы учащихся 9 классов с тестовыми заданиями по курсу «История России». В УМК по истории и обществознанию в основном отсутствуют процедурные знания – знания о действиях с предметами (явлениями). Какие операции надо совершить на разных этапах учебной деятельности, чтобы достигнуть успешного результата? Успешность ученика в обучении во многом зависит от того, как ученик добывает знания, как пытается их понять и применить. Например, выучить даты по истории, что надо сделать для того, чтобы ученик не просто их зазубрил (ответил и забыл), а применил для запоминания успешный план, разработанный им самим (под руководством учителя). По мнению А.А.Плигина, для преодоления трудностей учащихся в обучении, для повышения качества учебного процесса в школе, надо подводить к пониманию – как я это делаю, учить анализировать и оценивать свою учебную деятельность, делать выводы о собственной успешности. А.А. Плигин выделяет следующие причины трудностей учащихся в обучении:
Чтобы развивать перечисленные способности, руководитель экспериментальной деятельности предлагает учителю работать с учениками по выявлению индивидуальных познавательных стратегий, их изучению и совершенствованию. Таким образом, актуальные аспекты данной темы - научить учеников учиться, способствовать развитию познавательных механизмов. Научный руководитель экспериментальной деятельности доктор психологических наук А.А.Плигин является продолжателем школы выдающихся отечественных психологов и педагогов Л.С.Выготского, С. Л. Рубинштейна, П.Я. Гальперина, В.В. Давыдова и других исследователей. Основываясь на их опыте, А. А. Плигин разработал образовательную технологию – технологию целенаправленного развития познавательных стратегий (ЦРПС) и в своей монографии с таким же названием определил пути и условия реализации данной технологии в образовательной школе. А. А. Плигин ввёл понятие «познавательная стратегия» - последовательность мыслительных операций и внешних действий, направленных на реализацию результата в учебной деятельности. Одна из главных идей технологии - развитие познавательных стратегий позитивно отразится на формировании учебных способностей по предметным компетенциям на уроках истории и обществознания. Обобщая позиции разных авторов, А.А. Плигин предлагает выделить четыре компонента обучаемости: обучаемость = мотивация + развитость познавательных способностей + рефлексия + работоспособность. Основу создания учебных стратегий и осуществления познавательной деятельности составляет явление рефлексии. Рефлексивная деятельность помогает ученикам за счёт осмысливания своих действий выявлять проблемы в обучении, осознавать собственную индивидуальность. Данная работа с учащимися основана на индивидуальном подходе, на понимании того, что у каждого ученика в процессе восприятия информации преобладает определённая сенсорно – репрезентативная система (аудиальная, визуальная, кинестетическая). Поэтому в процессе работы над выявлением и усовершенствованием учебных стратегий необходимо учитывать индивидуальные особенности учащихся с помощью рефлексивных вопросов: « что ты будешь видеть, слышать, чувствовать при осуществлении определённой учебной деятельности?». Поэтому стратегии учеников по одинаковой учебной компетенции могут иметь разный набор операций. Деятельность по выявлению стратегий имеет определённую последовательность, соответствующую модели Т.О.Т.Е. Модель представляет основные структурные компоненты самоорганизации, где: Т1 – начало процесса, определение цели, мотивации, критериев достижения цели; О – операции на пути к достижению цели, определение порядка и последовательности шагов, получение промежуточного результата; Т2 - сравнение заданного критерия с промежуточным результатом, если нужно, происходит коррекция операций, критериев достижения цели; Е – завершение действий и фиксация результата. Для выявления стратегий по определённым учебным компетенциям учителю рекомендовано составлять вопросники или листы анализа на основе модели Т.О.Т.Е. Лист анализа от вопросника отличается тем, что содержит уже готовые варианты ответа на каждый вопрос с учётом преобладания разных сенсорных систем, и ученик должен выбрать приемлемый для него ответ или придумать свой. В технологии ЦРПС существует понятие универсальной стратегии. Это обобщение наиболее успешных микро- и макростратегий различных учеников (т. е. своеобразный банк успешных операций, которые приводят к достижению цели). Универсальные стратегии по учебным компетенциям могут стать основой памятки для учеников. Отличительная особенность такой памятки заключается в том, что ученики её создали сами (под руководством учителя) путём проб и ошибок. В данном исследовании рассмотрены тестовые задания, предполагающие владение умением:
На первом этапе работы учителем был подготовлен вопросник на основе модели Т.О.Т.Е. Текст вопросника. Т1. 1) Какие цели вы ставили перед собой, начиная работу по выполнению теста? 2) Как вы представляли результат данной работы? Как понимали, что правильно выполняете задание? О. 1) С какого действия вы начали работу над тестом? 2) Как вы выполняли тестовую работу: а) как вы читали тестовые задания? 3) Из скольких шагов состоит процесс выполнения тестовой работы? 4) Какова последовательность шагов при выполнении тестовой работы? Т2. 1) Как вы понимали, что правильно решаете тест? Что вы при этом видели, слышали, чувствовали? 2) Какие действия вам представлялись наиболее удачными? Что помогало решать тест? 3) Обратили внимание на то, что мешало выполнять работу (может быть не поняли содержание вопроса, не знали ответа, что-то ещё? 4) Что вы делали если что-то не получалось? Е. 1) Как завершили работу над заданием? Что стало вашим последним шагом? 2) Пришло ли понимание того, что достигли поставленных целей? Далее учащимся было предложено выполнить тестовые задания и выявить, применяя вопросник, индивидуальные стратегии. Задание (определение последовательности событий). Расположите в хронологической последовательности события военной истории России. Запишите буквы, которыми обозначаются события, в правильной последовательности в таблицу. А) Прутский поход Ответ: Первоначальная стратегия ученика.
Следующий этап - анализ и коррекция первоначальных стратегий учащихся. Для этого были использованы следующие методы:
Вышеобозначенные действия способствуют обогащению индивидуальных стратегий – изменяется их качественный и количественный состав (увеличение количества операций, применение более разнообразных предметных и интеллектуальных действий, выявление шагов по контролю и коррекции действий). Анализ стратегии ученика, где он попытался осмыслить свою учебно – познавательную деятельность, показал, не все действия в стратегии разукрупнены (не отвечают на вопрос «как ты это делаешь?); невелик арсенал интеллектуальных операций. В процессе совместной работы учителя и ученика индивидуальные стратегии учащихся были обогащены: изменился их качественный и количественный состав. Пример усовершенствованной стратегии ученика.
Задание (умение извлекать информацию из источника). Прочитайте отрывок и определите, о каком государственном деятеле идёт речь. «Последние годы царствования … были омрачены войной: Россия ввязалась в общеевропейский конфликт, в истоках которого было всё возрастающее могущество и агрессивность королевства Прусского и изменение в связи с этим традиционной расстановки сил в Европе». Ответ: _________________ Первоначальная стратегия ученика.
В ходе анализа стратегии методами, изложенными выше, ученик усовершенствовал стратегию, дополнив следующие операции:
В ходе групповой рефлексии учащиеся попытались осознать, что помогло им выполнить тест:
Помочь выявить более успешную стратегию, учитель может, определив преобладающий фильтр восприятия информации у конкретного ученика. В данном случае корректировка стратегии будет более адаптирована под ученика. В рассмотренных выше примерах стратегий учащиеся выделили следующие успешные, важные операции:
Таким образом, активизация познавательной деятельности учащихся при тестовой подготовке в рамках технологии ЦРПС осуществляется через:
Изложенный выше опыт тестовой подготовки может быть применён для разбора тестовых заданий всех частей (А, В, С), предполагающих владение различными умениями и навыками.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены