РАЗРАБОТКИ
|
Использование фокус-групп при решении проблем психологической готовности молодого педагога к работе в инклюзивном образовательном пространствеКотова Валерия Дмитриевна., В современных исследованиях наряду с количественными методами все чаще используются такие качественные методы исследования, как кейсы, дискурс-анализ, психосемантический анализ, фокус-группы и другие. Остановимся подробнее на фокус-групповых исследованиях и тех возможностях, которые они дают исследователю. Метод фокус-групп пришел из маркетинговых исследований и в последние годы стал широко применятся и в других областях, в том числе и в образовании. Фокус-группа - это фокусированное интервью, которое проводится в свободной форме по специально разработанному сценарию. Р. Мертон предпринял первую попытку определения данного феномена. Впоследствии Мертон изложил этот метод в труде «Фокусированное интервью». [2] Данный метод базируется на:
В России метод адаптирован С. А. Белановским. Целью метода является получение данных о мнениях участников дискуссии, что позволяет вскрыть причинно-следственные факторы социальных явлений, где группы являются моделью социума. Метод включает интервью, дискуссию и беседу. [1] Фокус-группа позволяет выявить отношение участников к определенной проблеме, получение информации о мотивации, личном опыте, восприятию объекта исследования. П. Лебедев описывает фокус-группу как «обсуждение конкретной темы под руководством модератора». Задача модератора стимулировать процесс с целью комфортного взаимодействия, в результате которого участники рассказывают о своем опыте, мнении, взглядах. Он подчеркивает, что групповое мнение не является суммой отдельных мнений, а является продуктом коллективных взаимодействий. [4] Н. Макарова, Ю. Дроботенко рассматривают фокус-группу «как группу людей, отобранную и организованную исследователем для дискуссии на заданную тему, исходя из их жизненного иди профессионального опыта, отношения, чувств, связанных с обсуждаемой проблемой». [5] Т. Вернер применил для понимания процессов, происходящих в группе модель социодинамики, состоящей из трех стадий:
В начале фокус- группа не имеет социальной структуры, затем происходит дифференциация ее членов, формирование системы отношений К основным преимуществам относят:
Т.В. Мальцева выделила такие принципы фокус-группы:
С помощью фокус-групп можно также получить информацию для создания анкет или разработки планов. Обсуждение какого- либо предмета ведется с группой респондентов в семь- девять человек, при большем количестве участников происходит деление на подгруппы, дискуссия ведется по заранее разработанному сценарию. Задача модератора добиться фокусирования исследования вокруг определенной темы, проблемы, образа. Отличительной чертой фокус-группы является инсайт, интеллектуальное озарение, и данные полученные в результате взаимодействия людей. Фокус-группы наиболее продуктивны, когда в них входят представители разных уровней одной и той же общности, например, молодые специалисты и более опытные коллеги. Преимуществами фокус- группы является:
Среди недостатков выделяют сложность подготовки, уход от темы в процессе обсуждения, концентрацию на идеях активных участников или лидеров, нежелание обсуждать тему. Разновидности фокус-групп:
В 2021 году нами была проведена фокус- группа «Проблемы включения молодого специалиста в иклюзивное образовательное пространство». В ходе проведения дискуссии респондентами выступили педагоги дополнительного образования и общеобразовательных школ, обучающиеся в магистратуре Санкт-Петербургского государственного института искусств. Общее количество респондентов - 42 человека. Всего 6 групп по семь человек. Результатом работы группы с применением данной технологии становится список приоритетов для решения проблемы. В данной работе при проведении фокус группы мы выбрали модель проведения фокус-группы, разработанную в РГПУ им. Герцена. Она состоит из 9 ступеней (рис.1) Рисунок 1- модель проведения фокус-группы
Результаты ранжирования выявленных проблем по группам представлена в таблице 1. Таблица 1 - Результаты ранжирования На 8 этапе происходит вторая дискуссия по полученным результатам, что способствует выявлению дополнительной аргументации. Заключительное ранжирование. Если вторая дискуссия выявит новую аргументацию, вносятся изменения и осуществляется новое ранжирование, где каждый участник может поменять свою предыдущую позицию. Как видно из таблицы, участники фокус- группы видят решение проблемы в организации наставничества и организации балинтовских групп. Наставничество-это социальный институт, передающий социальный опыт, форма преемственности поколений. В педагогической деятельности- это одна из форм передачи педагогического опыта, оказание помощи и педагогической поддержки молодому специалисту для ускорения его профессиональной адаптации. Среди основных моделей наставничества выделяют следующие:
Традиционная форма предполагает взаимодействие опытного профессионала с менее опытным подопечным, в центре- развитие подопечного. Наставник передает свой опыт, знания, традиции, дает советы и обратную связь. Таким образом подопечный легче осваивает роли и функции педагога, традиции образовательного учреждения. Разновидностью данной формы является ситуационное наставничество (Situational Mentoring). Помощь и поддержка осуществляется только в случае необходимости. Групповое наставничество предполагает взаимодействие одного наставника с группой из 3-5 подопечных. Непосредственное взаимодействие осуществляется один-два раза в месяц, что может снизить мотивацию молодых педагогов, поэтому рекомендуют сочетать данную форму с другими. Краткосрочное или целеполагающее наставничество заключается в том, что наставник и подопечный встречаются по заранее подготовленному графику, эта форма хороша, если молодой педагог уже имеет профессиональный опыт и акцент делается на самообразовании. Партнерское наставничество «равный – равному» предполагает примерно одинаковый уровень наставника и подопечного, но наставник имеет практический опыт в предметной области, которым не обладает сопровождаемый. Такие формы, как флеш- наставничество, реверсивное, скоростное, виртуальное представлены в таблице1. На наш, взгляд, при сетевом взаимодействии различных организаций (вуз-ОУ-ИМЦ- психолого-педагогический- медико-социальный центр целесообразно использовать различные методы сопровождения, взаимодополняющие друг друга. Как эффективный инструмент профессиональной компетентности следует рассматривать деловые игры, позволяющие отработать проблемы инклюзивной практики. Другим методом является тренинг профессионально-личностного роста., направленный на развитие знаний, умений, навыков, компетенций, необходимых для вхождения в профессию. Курт Левин, психолог, который внес свой вклад образованием тренинговых групп, в которых люди улучшали навыки разрешения конфликтов, умения руководить, лидерские качества. Тренинги бывают различной направленности, содержат психогимнастические упражнения, аутогенные тренировки, релаксационно-оздоровительные упражнения. Балинтовские группы позволяют снять эмоциональное напряжение, оптимизировать эмоциональное состояние, что очень актуально для педагогической деятельности, в том числе и в сфере инклюзивного образования. ЛИТЕРАТУРА
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены