РАЗРАБОТКИ
|
Оригами на уроках геометрии как средство развития пространственного мышленияМы связаны с бумагой от наших самых первых дней и до конца жизни. Сегодня малыши сталкиваются с листами этого материала гораздо раньше, чем начинают учиться писать или читать. Ребенок рвет, мнет ее, пытаясь придать листу определенную желаемую форму. Этот материал доступен и дешев, поэтому его можно без страха доверять детям. С помощью различных оригами техник легко можно развивать у детей образное и логическое мышление, воображение и интеллект, изобретательность и фантазию. При этом делается это совершенно незаметно для малыша в форме игры и интересного время провождения. Использование элементов оригами в геометрии значительно упростит процесс обучения, разнообразит его и позволит привить учащимся интерес к занятию. Уходя с урока, ученики будут еще долго помнить радость, которую доставило ему интересное, необычное занятие. На недостатки существующего подхода к изучению геометрии указывают многие ученые-педагоги такие как, В. А. Гусев, А. В. Мордкович, И. Ф. Шарыгин и др. Они отмечают, что роль геометрии приобретает большую значимость, если уделить внимание не только усвоению знаний, но и формированию различных приемов мыслительной деятельности. Одним из механизмов развития геометрического мышления может стать совместное изучение геометрии и оригами. История этого искусства очень богата. В России возможность включения элементов оригами в преподавание геометрии изучается Омским центром оригами: С. Н. Белим, И. В. Богатовой, В. В. Гончар, И. В. Капитоновой, И. А. Кругловой, С. В. Опаричевой, Г. Г. Шеремет и др. Актуальность темы заключается в том, что проблематика использования оригами в процессе преподавания геометрии в школе исследована в недостаточной степени. Однако, как показывает практика, применение оригами в процессе обучения способствует более эффективному усвоению учащимися геометрии. Цель работы – составить комплекс задач решаемых методами оригами развивающих пространственное мышление. Содержание работы Мышление - высшая ступень человеческого познания, процесс отражения в мозге окружающего реального мира, основанный на двух принципиально различных психофизиологических механизмах: образования и непрерывного пополнения запаса понятий, представлений и вывода новых суждений и умозаключений. Мышление позволяет получить знание о таких объектах, свойствах и отношениях окружающего мира, которые не могут быть непосредственно восприняты при помощи первой сигнальной системы Пространственное мышление является специфическим видом мыслительной деятельности, которая используется в решении задач, требующих ориентации в практическом и теоретическом пространстве (как в видимом, так и в воображаемом). В своих наиболее развитых формах это есть мышление образами, в которых фиксируется пространственные свойства и отношения. Оперируя исходными образами, созданными на различной наглядной основе, мышление обеспечивает их видоизменение, трансформацию и создание новых образов, отличных от исходных. Пространственное мышление – важный познавательный психический процесс, определяющий развитие интеллекта. Его формирование проходит длительный многоступенчатый путь, успех которого зависит от реализации учителем дидактического правила постепенного и последовательного усложнения типа оперирования пространственным образом. Пространственное мышление - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения практических и теоретических задач. Основной оперативной единицей пространственного мышления являются пространственные образы, в которых отражаются не все свойства, признаки предметного мира, а лишь пространственные свойства и отношения Пространственное мышление в своих наиболее развитых формах формируется на графической основе, поэтому ведущими для него являются зрительные образы. В различных видах профессиональной и учебной деятельности необходимая информация задается и перерабатывается (усваивается) на основе наглядного материала, в качестве которого широко используются знаковые системы в форме различных условно-графических изображений (наглядных рисунков, чертежей, графиков, схем и т. п.). В связи с этим пространственное мышление выступает как деятельность по перекодированию пространственных образов разной меры условности, наглядности, обобщенности. В процессе решения многих учебных задач приходится использовать разнотипную наглядную основу, оперировать по преимуществу разным ее содержанием (выделять геометрическую форму, размеры, пространственные соотношения), осуществлять постоянный переход от трехмерных изображений к двухмерным и обратно В ходе решения задач, требующих оперирования пространственными отношениями, необходимо произвольно изменять систему отсчета: отвлекаться от одной и переходить на другую, заданную условиями задачи или выбранную самостоятельно. Так, например, при создании чертежа в трех видах, содержание изображения одного и того же объекта будет различным в зависимости от избранной системы отсчета (выбора главного вида). Деятельность пространственного мышления первоначально направлена на создание топологических пространственных представлений, затем проективных и, наконец, метрических. Процесс формирования пространственного мышления учащихся должен быть направлен на создание условий для формирования определенных качеств пространственного мышления, которые характеризуются умениями, способствующими овладению учениками геометрического пространства. При решении задач геометрическим методом, при построении чертежей, моделей к задачам происходит развитие пространственного мышления у учащихся. Учащиеся постоянно сталкиваются с различными геометрическими понятиями, объектами, с отношениями этих геометрических объектов между объектами в пространстве Наиболее эффективными средствами развития пространственных представлений учащихся, являются: демонстрирование фигур, сравнение положений геометрических фигур относительно друг друга, моделирование, грамотное изображение фигур, чтение чертежа. Эти средства приводят к наилучшим результатам, если они используются систематически и в комплексе. Для формирования пространственного мышления учащихся при изучении геометрии интерактивные задания и трехмерные модели играют особую роль. Используя данные объекты на любом этапе урока, учащиеся, могут не только изучить пространственную структуру объемного (трехмерного) объекта, но и, меняя режим отображения объекта, выбрать, например, оптимальное изображение для решения задачи в настоящее время в практической педагогике, в системе образования существует спрос на новый методический подход объяснения геометрического материала. Одним из перспективных направлений решения этой проблемы является применение оригами (искусства складывания фигур из бумаги) в процессе преподавания геометрии. Здесь понимается создание организационных и методических условий развития геометрических и общеинтеллектуальных способностей. Преподавание геометрии с применением оригами представляет теоретическую, методическую и практическую значимость Метод "оригами" рассматривается и как средство развития пространственного мышления учащихся, поскольку оно способствует запоминанию геометрических фигур и их свойств, лучшему усвоению геометрических соотношений. Использование оригами в учебно-воспитательном процессе – на уроках трудового обучения приносит не только радость участникам процесса, но и повышает результативность обучения. На уроках оригами используются упражнения для развития творческих способностей, детям предлагаются: схемы с попущенными условными знаками или умышленно внесенными ошибками, задачи на комбинирование приемов. Оригами стимулирует развитие памяти, так как учащийся, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность ее изготовления, приемы и способы складывания. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат. Оригами знакомит детей и основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.) Наглядность в обучении выполняет различные функции. Можно выделить следующие функции наглядности: На занятиях по геометрии при помощи оригами можно повторить следующие понятия:
На первом этапе в ходе изучения геометрии с использованием оригами знакомимся с основными геометрическими фигурами (треугольник, прямоугольник, квадрат, ромб, четырехугольник), понятиями (сторона угол, вершина угла, диагональ, центр фигуры), их свойствами и учимся основам техники оригами. Вывод Выяснено, что оригами как основа различных направлений искусства является наиболее логичной и гармоничной формой изучения геометрии. Выполняя геометрические фигуры в технике оригами, знакомятся с новыми геометрическими понятиями, основными определениями и наглядно изучают закономерности поведения двухмерной плоскости в трехмерном пространстве.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены