РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Учимся мыслить, учимся писать сочинение в начальной школе

Сочинение в начальной школе

Способность мыслить, рассуждать, аргументировать, выявлять следственно-причинные связи, к сожалению, не даются человеку от рождения. Этому необходимо долго и усердно учиться. Современный мир давно осознал, насколько важно научить человека размышлять, самостоятельно сопоставлять факты, находить информацию.

Всё чаще мы слышим фразу: «Задача современной школы – научить учиться». При таком подходе задача учителя не в том, чтобы решить проблему за ученика, дать знания в готовом виде, а в том, чтобы научить ребенка выполнять поставленные задачи самостоятельно, приняв средства, способы, приемы от учителя.

Одна из наиболее сложных и важных задач начальной школы – научить учащихся грамотной, литературной, выразительной устной речи, ее нормированному, логически последовательному оформлению на письме.

В настоящее время педагогическая практика испытывает следующие затруднения:

  • у учащихся недостаточный словарный запас;
  • дети не могут четко и конкретно выразить свои мысли;
  • учащимся трудно систематизировать опыт, изложить на бумаге, составить план.

Задача учителя в современных условиях - научить учащихся собирать материал для сочинения. Устанавливать логическую последовательность событий; организовывать речевую работу – обогащать словарный запас. Правильно конструировать предложения. Создать условия, которые вызовут у ребенка потребность написать, рассказать, описать.

Работа над сочинением в каждом периоде обучения в начальной школе имеет отличительные особенности.

Так, в 1 классе для проведения сочинений не требуются специальные уроки. Сочинения являются составной частью уроков русского языка. Тематика сочинений подсказывается или определяется содержанием читаемых произведений.

Сочинения во 2 классе – это небольшие сюжетные рассказы, в которые со второго полугодия вводится элемент описания. Устная подготовка сочинений во 2 классе несколько сокращается. Ведущая роль отводится подготовительной беседе. Самостоятельность учащихся при выполнении сочинений постепенно возрастает.

В 3 классе в сюжетные рассказы и сочинения вводятся описания единичных предметов и несложных действий. Также появляется новый вид работы – сочинение с элементами рассуждения. Рассуждение – наиболее сложный способ изложения мыслей, так как основывается на понимании причинно-следственных связей в явлениях, на умении делать выводы, доказывать выдвинутые положения.

Каждому сочинению предшествуют разнообразные упражнения со словом и предложением.

Цель этих упражнений – способствовать усвоению запаса слов по теме сочинения или рассказа, совершенствовать умения правильно строить предложения и связный текст . Рассмотрим этапы работы над сочинением.

Подготовительный сбор материала.

Писать хорошо можно лишь о том, что хорошо знаешь, и что волнует тебя. Наиболее существенный источник материала для связной речи школьников – это их жизненный опыт: детство, школьные годы, семья, игры и труд, радости и печали. Однако жизненный опыт детей очень индивидуален, поэтому он не всегда удобен для организации общеклассной подготовки к рассказам и сочинениям.

Следовательно, в дополнение к опыту жизни, необходимо организовывать новый опыт специально. Подготовку к сочинению нужно начинать за несколько дней до самого написания во внеурочное время, на экскурсиях, прогулках, на различных уроках (не только русского языка).

Прежде всего, учитель должен определить тему сочинения, объекты для наблюдения, подобрать слова, которыми считает необходимым обогатить речь учащихся, дать конкретное задание по сбору материала для творческой работы, организовать экскурсию.

Например, перед написанием сочинения «Ранняя весна» следует провести экскурсию в парке или во дворе школы. Во время экскурсии необходимо присмотреться к тому, какая погода весной: какое небо, какой воздух, как выглядят деревья, клумбы, трава, кусты, городские улицы; прислушаться к голосу птиц. Следует направлять внимание учащихся от одного объекта к другому, помогать детям найти нужные слова, чтобы как можно лучше нарисовать картину весеннего дня. Тут же записать свои «слова – находки». Следующим этапом нужно поискать сравнения, отвечая на вопросы: С чем можно сравнить мартовское небо? На что похожи деревья? Каков весенний воздух?

Пополнить словарный запас для написания сочинений также помогает использование художественной литературы. Можно выписать из художественных произведений особо понравившиеся описания природы, явлений.

Например: По синему-синему небу плыли облака, словно кучи снега. Весенние ветерки пахнули свежей травой и птичьими гнёздами. Над полями и лесом всё ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лёд. Прилетели грачи. Торопятся поправлять свои старые растрёпанные гнёзда. Зазвенели по скатам ручьи. Надулись на деревьях смолистые пахучие почки. Всё теплее и краше с каждым днём весна. На пригреве в лесу распустились веточки ивы – шелковистые мягкие пуховки. Побежали по кочкам хлопотливые муравьи.

Экскурсия - не единственный прием подготовки к сочинению, и далеко не все темы следует готовить таким образом. Основой многих сочинений могут быть индивидуальные личные наблюдения, организуемые учителем.

Однако, нельзя забывать, что даже правильно организованные наблюдения не всегда обеспечивают успех в работе над сочинением. На уроках необходимо помочь найти детям нужные слова для описания, уточнить сведения, полученные в ходе наблюдения, помочь правильно понять и осмыслить увиденное.

Детские сочинения будут действительно творческими, если их авторы научатся искать и находить самые точные и яркие слова для выражения своих мыслей.

Богатый материал для развития речи дает учебный процесс: окружающий мир, технология, математика, литературное чтение, изобразительное искусство.

Накопление материала в значительной степени определяется типом сочинения. Наиболее ясным примером этого могут служить сочинения по картинам, по кино и мультфильмам, рассматривание картинок в книге. Это и будет накоплением материала. Таким образом, подготовительный сбор материала – важная работа перед написанием сочинения.

Составление плана.

Важно: все сочинения составляются по плану. Составить план – значит глубоко осознать тему сочинения, его содержание, порядок мыслей. Эта работа требует напряженной мыслительной деятельности и некоторого навыка. Поэтому коллективную работу над составлением плана необходимо начинать с самых элементарных заданий, показать учащимся важность составления плана. С этой целью можно дать готовый план сочинения, но с нарушением последовательности событий. Также можно учить детей составлять план на примере прочитанных рассказов, пересказывать их по плану, составлять картинные планы (по серии картинок).

План имеет не только служебное, но и самостоятельное значение. Можно иногда доводить работу над темой сочинения не до полного текста, а лишь до подробного плана. Этот прием помогает детям понять его значение. И школьники осознают, если составлен хороший план, то это 90 % успеха. Но, если учителю давать детям готовый план – это значит лишить их самостоятельности и творчества, создавать видимость благополучия и успеха, воспитывать у детей неуверенность в свои силы, стремление опереться на чужую мысль.

Реализация подготовленного.

Реализация подготовленного – это словесное, речевое оформление сочинения. Написание самого сочинения, его совершенствование, самопроверка, включение орфографической зоркости.
Урок, на котором пишется сочинение, должен рассматриваться как подведение итога длительной творческой работы. На таких уроках выделяются общие черты той подготовки: во – первых, сообщение (уточнение) темы, задач предстоящего сочинения. Обсуждение их с детьми. Во – вторых, беседа с целью упорядочения материала. В – третьих, составление плана или его уточнение. В – четвертых, речевая подготовка текста, запись необходимых слов, орфографическая проверка, составление отдельных предложений, частей текста.

Письмо сочинения.

Важным этапом работы над сочинением является работа по его редактированию.Работа над ошибками. После того, как дети написали сочинения, учитель проверяет работы. Дает рекомендации по орфографии, пунктуации, речевым ошибкам. Дети получают работы, работают над ошибками, далее переписывают свое сочинение. Учитель в начальной школе может ставить отметку за уже отредактированное сочинение. У всех детей работа получится успешной. Это снизит страх перед написанием сочинения. Дети будут с желанием писать творческие работы. Будут знать, что учитель - добрый друг, наставник. И написание сочинений в начальной школе станет любимым творческим заданием детей.

В начальной школе возможна и необходима планомерная, разнообразная, систематическая работа по развитию и совершенствованию устной и письменной речи учащихся. Успешность всей работы зависит от двух факторов: во – первых, от внимания к слову, от начитанности детей, правильной и выразительной речи окружающих, от речевой среды. Во – вторых, от организации речевой практики самих детей, разносторонней, интересной, мотивированной, научно обоснованной, четко контролируемой учителем.
Успех в овладении речью – это в конечном итоге залог успеха во всем школьном обучении и развитии учащихся, ибо через речь перед школьником открывается широкий мир науки и жизни.

Авторы:
Учитель начальных классов Болдырева Ирина Александровна
Учитель начальных классов Руссиян Анна Борисовна

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены