РАЗРАБОТКИ
|
Применение здоровьесберегающих технологий на уроках музыки (из опыта работы)Бурнакова Зинаида Петровна, Ключевые понятия: музыкотерапия, методы и приемы обучения, здоровье Представленный опыт раскрывает специфику и особенности методики проведения занятий по музыке в общеобразовательной школе на основе музыкотерапии, по сохранению здоровья школьника. Проблема сохранения и укрепления здоровья школьников существует достаточно давно. Здоровье ребенка, его физическое и психическое развитие, социально-психологическая адаптация в значительной степени определяются условиями его жизни и, прежде всего, условиями жизни в школе. Здоровьесберегающие технологии в образовании – способ организации и последовательных действий в ходе учебно–воспитательного процесса, реализации образовательных программ на основе всестороннего учета индивидуального здоровья обучающихся, особенностей их возрастного, психофизического, духовно – нравственного состояния и развития, по сохранению и укреплению здоровья. Музыка – это искусство, которое благотворно действует на здоровье человека, влияет на организм, на его физиологию и психику. Основным акцентом музыкальных занятий в системе образования человека, а тем более ребенка определено приобщением их к произведениям «золотого фонда» музыкальной культуры, как составляющей его собственной художественной культуры и мировоззрения. Но и не малую роль играет в сохранении его здоровья. Музыкотерапия – это воздействие музыки, пения, звука на организм. Этот психотерапевтический метод основан на целительном воздействии музыки на психологическое состояние человека. Воздействие музыки на человека нормализует его ритм дыхания, пульс, давление, температуру, снимает мышечное напряжение и в целом ускоряет выздоровление, лечит от бессонницы, невроза, депрессии, улучшает пищеварение, оказывает влияние на гормональный обмен (регулирует выделение гормонов, снижающих стресс), развивает интуицию, скорость и образность мышления. Музыка развивает коммуникативные способности и навыки межличностного общения, помогает разрешать внутриличностные и межличностные конфликты. Известно, что музыка – это интернациональный язык, способный объединить людей разных национальностей, культур, возрастов, профессий и т.д. Но ее интегрирующее действие проявляется не только на глобальном, но и на межличностном уровне. Помогая раскрепоститься, музыка активизирует межличностную коммуникацию, «общение по душам», одновременно способствуя преодолению разного рода коммуникационных барьеров, она может обеспечить уникальную возможность общения без слов. Музыка оказывает влияние на психоэмоциональное состояние человека, его настроение, служит целям интеллектуальной релаксации человека. Во время прослушивания, например, слушая некоторые произведения классической музыки, мозг человека получает необходимый отдых. Однако во время прослушивания в сознании человека могут рождаться образы, картины и ассоциации, пробуждающие воспоминания, побуждающие к обдумыванию, размышлению, к направлению психической энергии в мир мысли, фантазии и чувства. Именно поэтому музыкальная релаксация носит как эмоциональный, так интеллектуальный характер. Она возвышает эстетические потребности человека. Музыка используется для физического и эмоционального исцеления различных заболеваний. Известно и то, что гармоничные звуки музыки повышают концентрацию и стимулируют работу мозга, но специалисты отмечают, что музыку лучше слушать не во время учебы, а до нее. Можно сделать вывод: музыка выполняет разнообразные психотерапевтические функции. Одним словом, она полифункциональная. В своей педагогической практике использую разнообразные здоровьесберегающие технологии и методы работы. Остановлюсь на некоторых из них. В основе используемых мною методов работы на занятиях музыки лежит несколько приемов воздействия на различные функции организма. Прежде всего на психо-эстетическую составляющую – когда возникают положительные ассоциации, выстраивается образный ряд, в работу включается процесс восприятия и воображения; физиологическую составляющую – с помощью музыки выходим на ритмическую и функциональную систему организма обучающегося; вибрационную составляющую, когда с помощью звуков активизирую различные биохимические процессы на клеточном уровне. Использую разнообразные методические приемы, например - дыхательные упражнения и пение. Вокальное исполнение музыки – эта особый вид деятельности, он обладает терапевтической эффективностью, в частности связанной с дыханием. Это подтверждено лабораторными исследованиями: бронхоскопией, компьютерной томографией и клиническими анализами крови поющих людей. Учащиеся участвуют в исполнении музыкальных произведений в школьном хоре и на занятиях. Голос - это своеобразный индикатор здоровья человека. Обладатели сильного голоса, как правило, имеют крепкое здоровье. Пение на занятиях музыкой позволяет школьнику снять внутреннее напряжение и дает возможность для самовыражения. Возможности расширить границы урока, позволяет внеурочная деятельность, где подключается работа по игре на музыкальных инструментах и танцы. В процессе пения сольного или ансамблевого укрепляется певческий аппарат, развивается дыхание, закладывается основа интонационных основ в коммуникации и трактовки произведений художественного порядка. Положение тела во время пения способствует поддержанию хорошей осанки. Правильный подбор дыхательных и голосовых упражнений относительно контекста музыкального произведения обеспечивает обучающемуся более качественное функционирование сердечно – сосудистой системы, поскольку большая нагрузка приходится на диафрагму, межрёберные мышцы, мышцы брюшного пресса, за счёт которых происходит массаж внутренних органов. А отдельные звуки, произносимые голосом, имеют лечебные свойства, о них знали наши предки и лечили самые различные заболевания. Еще одним из обязательных условий организации урока музыки являются физминутки – физические упражнения, направленны на снятие усталости. Танец, мимика и жесты являются одним из древнейших способов выражения чувств и переживаний. Музыкально-ритмические упражнения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку, утомление, физическое напряжение, переключают внимание. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают школьнику быстро и легко подружиться с другими детьми, включиться в групповую работу, выстроить коммуникацию, а это также дает определенный психотерапевтический эффект. Основной целью в данном случае является интегральная основа коммуникации индивида в группе, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, искореняется повышенная застенчивость, кроме того формируется волевые аспекты развития человека, это выдержка и самоконтроль. И наконец – улыбка, составляющая показателя здоровья. Очень важна на уроке и во внеурочной деятельности улыбка учителя и улыбка субъекта твоей деятельности. Если школьник поёт и улыбается, звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно его качества переходят на личность ребёнка и в результате постоянной тренировки улыбаться натурально, соответственно его внутреннему состоянию, улыбка внешняя становится внутренней и ученик уже с ней смотрит на мир, на людей по-другому, позитивно. Позитивный настрой в творческом процессе, комфортное состояние детей на уроке музыки являются важными аспектами в сохранении здоровья человека. Достоинствами приемов работы на основе музыкотерапии, как природного фактора, являются: абсолютная безопасность, легкость и простота их применения, возможность осуществлять контроль, исчезает необходимость применения методик используемых специалистами в области психологии и психиатрии. Великий философ медицины Гиппократа говорил: «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должны прочно войти в повседневный быт каждого, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь». Одним из условий качественного процесса обучения считаю, является не только здоровье учеников, но и способность педагога оздоравливать самого себя.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены