РАЗРАБОТКИ
|
Школа - территория здоровьяПроблема здоровья сейчас у всех на слуху. Все чаще вспоминают слова классика о том, что «здоровье — это все, но без здоровья все — ничто». Закономерно возросло внимание и к здоровью школьников. О неблагополучии в этой сфере знали и говорили давно, но в последние годы проблема стоит особенно остро. Продолжают возрастать учебные нагрузки, уменьшается двигательная активность детей, приводя к гиподинамии и нарушениям осанки, свободное время все чаще отдается просмотру видеофильмов и компьютерным играм. О росте числа юных курильщиков, массовом потреблении подростками пива, проблеме токсикомании и наркомании и говорить не приходится - раньше это не носило массового характера. Но есть и положительные моменты. О неблагополучии здоровья населения страны, и особенно подрастающего поколения, стали говорить открыто и на всех уровнях, вплоть до президента. Ответственность за то, что лишь менее 10% школьников можно признать здоровыми, что от первого к выпускному классу их здоровье значительно ухудшается, наконец-то приняла на себя школа. Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь. В этот период на здоровье школьников оказывает влияние большой комплекс социально – гигиенических, экологических и других факторов. К сожалению, далеко не всегда это влияние положительно. Поэтому одной из главных целей педагогического коллектива сегодня становится формирование и развитие здоровьесберегающей образовательной среды, в которой школьник ведет здоровый образ жизни. Здоровьесберегающая среда в школе предоставляет каждому ученику реальную возможность получить полноценное образование, адекватное его способностям, склонностям, возможностям, потребностям и интересам. Основными задачами на пути достижения указанной выше цели являются:
В школе организация учебного года строится по триместрам, учебный год делится на три равных временных отрезка, каждый триместр разделен на два равных модуля. Преимущества триместровой системы для здоровьесбережения очевидны. Она позволяет задать последовательное чередование труда и отдыха (пять недель учимся, неделю отдыхаем, и т.д.), что предотвращает переутомление учащихся. Увеличить число каникул до шести без ущерба для учебного процесса. Сократить количество итоговых аттестаций до трёх, что уменьшает стрессовые ситуации учащихся во время аттестации и позволяет учителю более объективно выставить годовые отметки. При составлении расписания уроков учитывается изменения физиологических функций и работоспособности учащихся на протяжении учебного дня и недели, необходимость чередования умственной и физической работы, а также балл трудности того или иного предмета, на основании таблиц Сивкова С.Д.. Предметы, требующие большого умственного и нервно-психического напряжения проводятся на 1, 2, 3; 2, 3, 4 или 1, 2, 4 уроках. Они чередуются с уроками физической культуры, труда, музыки, изобразительного искусства. При распределении учебной нагрузки в течение недели в расписании предусмотрено наибольшее количество уроков во вторник и четверг, а в понедельник, среду и пятницу - сниженный объём учебной нагрузки. В расписании чётко регламентируется время индивидуально-групповых занятий, кружков и секций, прогулок, самоподготовки, чередуется умственная и двигательная активность учащихся. В течение учебного года расписание корректируется, учитывая разумные предложения учителей и родителей учащихся. Учебный план дополнительного образования достаточно полно отражает потребности детей в двигательной активности. На базе школы работают спортивные секции:
Система дополнительного образования в школе позволяет осуществлять оздоровление учащихся. Летние каникулы дети проводят в школьном лагере «Радуга» с 1 июня по 30 июля. Так продолжается работа по укреплению здоровья детей. Необходимым условием грамотного формирования здоровьесберегающего пространства школы является мониторинг физического и психического здоровья школьников, а также учёт особенностей их развития. С первых дней поступления ребёнка в школу заместитель директора по УВР, медицинская сестра, учителя физической культуры, классный руководитель, логопед, психолог, социальный педагог проводят диагностику уровня физического, психического и социального здоровья учащегося. Для такой комплексной диагностики используются следующие методы: ознакомительная беседа с ребёнком и его родителями, логопедическое и психологическое тестирование, анкетирование родителей, знакомство с материалами медицинской карты. Всю информацию, полученную в ходе тестирования, используют: После обобщения информации по классу в целом вырабатываются рекомендации для учителей, работающих в этом классе, планируется работа с родителями (тематика родительских собраний, тренингов, индивидуальных встреч и другие). Мониторинг физического здоровья проводится регулярно в начале и конце года по классам. В зависимости от результатов корректируется и работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. Мониторинг состояния физической подготовленности учащихся Задачи мониторинга:
Технология проведения мониторинга состояния физической подготовленности Модель проведения мониторинга состояния физической подготовленности Для осуществления контроля и выявления уровня физической подготовленности, проводим тестирование учащихся. Контрольное выполнение тестов позволяет более эффективно управлять учебным процессом, вовремя делать выводы и вносить коррективы. К общепринятым контрольным тестам, предлагаемым программой, добавляются тесты президентских состязаний. Тесты направлены на развитие основных двигательных качеств: гибкость, выносливость, сила, скорость, координационные способности. По данным тестирования выделяются группы учащихся, нуждающиеся в корректировке. Для этого разрабатываются комплексы упражнений, направленные на развитие отстающих физических качеств. Результаты тестирования каждого класса заносятся в «Паспорт здоровья». Уровень физической подготовленности учащихся выводится по результатам тестирования по программе президентских тестов и определяется в целом по школе в конце учебного года. Одним из главнейших условий эффективного здоровьесберегающего пространства школы является использование в работе здоровьесберегающих технологий: медико-гигиенических, экологических, физкультурно-оздоровительных, обеспечения безопасности жизнедеятельности, образовательных. Медико-гигиенические технологии, которые реализуются в школе, предполагают проведение регулярных медицинских осмотров, диспансеризации учащихся, оказание консультативной и неотложной помощи, проведение мероприятий по санитарно-гигиеническому просвещению школьников, их родителей, учителей. Все эти мероприятия проводят врач и медсестра. Стали регулярными беседы с ребятами на темы: «Режим дня школьника», «Как правильно чистить зубы», «Витамины - наши друзья», «Уроки доктора Айболита», «Простуда, берегись!» и другие. Для родителей организуются регулярные встречи с врачами. Учителя ежегодно проходят диспансеризацию, в каникулы для них организованы беседы на темы: «Профилактика сердечно - сосудистых заболеваний», «Психология здоровья. Стресс и психосоматические заболевания», «Рациональное питание и здоровье. Проблема избыточного веса» и другие. На уроках практикуются беседы о здоровом образе жизни. При выполнении различных упражнений объясняем детям значение каждого из них. С целью более наглядного представления о здоровом образе жизни использую компьютерные презентации. Это особенным образом стимулирует познавательную активность учащихся, повышает интерес к теме, способствует усвоению основных правил соблюдения здорового образа жизни. Физкультурно-оздоровительные технологии направлены на физическое развитие учащихся. Преподавание 3-х уроков физической культуры в школе ведётся одним учителями. Работа ведется с ребятами основной группы, подготовительной и специальной медицинской группами. Такая организация урока позволяет осуществлять индивидуальный подход, дифференцировать нагрузку в зависимости от группы здоровья ребёнка, а значит создавать ситуацию успеха у каждого. В программу по физической культуре 1-11 классов обязательно входит лыжная подготовка, что обеспечивает учащимся дополнительное пребывание на свежем воздухе в зимнее время года. На каждом уроке обязательно проводятся физкультминутки для улучшения мозгового кровообращения, для снятия утомления с плечевого пояса и рук, для снятия напряжения с мышц туловища, упражнения для нормализации осанки, укрепления мышц глаз. Учащиеся школы с большим удовольствием посещают данное оздоровительное мероприятие. Работа спортивных секций, участие в школьных, районных, областных, Всероссийских спортивных соревнованиях, Дни здоровья способствуют укреплению и сохранению здоровья учащихся, закаливанию, пропаганде здорового образа жизни. Для педагогического состава школы и родителей предоставлена возможность поддерживать и укреплять своё здоровье, посещая, школьный спортзал для игры в волейбол, баскетбол. Направленность экологических здоровьесберегающих технологий – создание экологически оптимальных условий пребывания ребенка в школе, гармоничных взаимоотношений с природой. В начальных классах это создание зеленых уголков в классах, участие в природоохранных мероприятиях (акция по сбору макулатуры «Сохраним лес», конкурс плакатов «Красная книга», фотовыставка «Друзья наши меньшие» и другие). Одной из здоровьесберегающих образовательных технологий является учебное проектирование, которое успешно реализуется в нашей школе. Здоровьесберегающие проекты учащихся школы:
Здоровьесберегающие образовательные технологии наиболее значимые из всех перечисленных по степени их влияния на здоровье учащихся. Их главный отличительный признак – использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов для решения задач сохранения и укрепления здоровья учащихся непосредственно в учебной деятельности. Психологическое сопровождение школьника осуществляется на ряду с профилактическими медицинскими мероприятиями и включают в себя:
Школа заключила договоры, а также сотрудничает с учреждениями медицинской и социальной сферы. В школе ведется активная работа по научно-методическому обеспечению образовательного процесса: методические объединения учителей-предметников разрабатывают мероприятия по внедрению здоровьесберегающих технологий, техник, приемов в учебно-воспитательный процесс школы. Интегрируют вопросы здорового образа жизни через предметы естественнонаучного цикла. Состояние здоровья и работоспособность школьников в значительной степени зависит от среды, в которой осуществляется учебно-воспитательный процесс. Строгое соблюдение физиолого-гигиенических нормативов и стандартов позволяет оптимизировать влияние учебной нагрузки на организм ребенка, предотвращать негативные последствия. Для создания эффективного здоровьесберегающего пространства в школе было приобретено современное школьное оборудование для кабинетов. Это парты «Осанка +», обеспечивающие правильную посадку ребенка на уроке. Кабинеты школы обеспечены видео- и аудио - аппаратурой, интерактивными досками. Общеизвестно, что смена обстановки положительно влияет на работоспособность школьников, поэтому в школе оборудованы отдельные кабинеты для преподавания информационных технологий (кабинет информатики), физкультуры (спортивный зал и школьный стадион). Таким образом раскрывая с разных сторон содержание Здоровьесберегающей образовательной технологии и ее связь с известными педагогическими технологиями, напомним что не учитель должен «навязывать» ученику информацию (в любой форме – фактов, правил, закономерностей, советов, нравоучений), а учащийся должен сам запросить её у учителя и получить требуемый ответ. То есть задача учителя – научить учащегося спрашивать. А для этого необходимо сформировать у него интерес, мотивацию к познанию, обучению, осознание того, что именно он хочет узнать, готовность и умение задавать (сформулировать) вопрос. Действительно не бывает бездарных детей. В Евангелии есть замечательная притча о талантах, где говорится, что исходный капитал был дан каждому его господином. Проблема в том, что зачастую эти таланты не лежат на поверхности. Разглядеть их, и помочь им развиться великая миссия учителя. Как же подобрать ключик к дару ребенка? Как рассмотреть его драгоценные способности? Парадокс в том, что нет никакого золотого ключика, не бывает универсальных педагогических рецептов, потому что все дети разные. Каждый ребенок уникальное и единственное в своем роде создание, требующее внимательного отношения и особого мастерства учителя. ПРИЛОЖЕНИЕ 1 Упражнения на осанку Упражнения при плоской спине
Упразднения при увеличенном поясничном изгибе
Упражнения при увеличенном грудном изгибе
Комплекс общеразвивающих упражнений с короткими скакалками «Солнышко»
Комплекс специальных упражнений «Ровная спина». 1. Разошлись по залу. И.п. — стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Сохраняя принятое положение, сделать шаг вперед, затем шаг назад; повторить несколько 2. И.п. –то же. Ходьба по залу в различных направлениях; возвращение в и.п. Стать на свои места в две шеренги. 3. И.п. - основная стойка. Согнуть правую ногу вперед, руки в стороны, хлопок в ладоши за спиной, хлопок под ногой; вернуться в и.п.; то же, сгибая левую вперед. 4 .И.п. — основная стойка. Присесть на носках, колени развести, спина прямая, руки вперед - в стороны - положение приземления при прыжках; вернуться в и.п. 5. И.п. - основная стойка. Полуприсед, руки назад, махом рук вперед небольшой прыжок вверх, мягкий присед с сохранением равновесия; вернуться в и.п. 6. То же упражнение, но прыжок вверх и на полшага вперед. Перестроение в одну шеренгу - вторая шеренга делает два шага вперед. 7. Бег в чередовании с ходьбой. Комплекс специальных упражнений «Красивая осанка». 1. Разойтись по залу. И.п. - стать к стене, касаясь ее затылком, лопатками, ягодицами, пятками и локтями. Скользя руками по стене, руки через стороны вверх, затем через стороны вниз. Сохраняя правильную осанку, стать на свои места. 2. И.п. — тоже. Касаясь стены затылком и спиной, поднять руки перед и полу-присесть; вернуться в и.п. 3. И.п.- стоя руки на пояс. Стоя на левой ноге, поднять правую вперед, в сторону, назад и вернуться в и.п.; то же, стоя на правой ноге. 4. Прыжки вверх. 5. Прыжки вперед. 6. Прыжки с поворотами налево и направо. Все прыжки заканчиваются мягким приземлением с сохранением равновесия. Комплекс специальных упражнений на осанку «Мы лучше всех!»
Ходьба на месте. Упражнения для профилактики плоскостопия (выполняются без обуви) И.п.: сидя на гимнастической скамейке, пятка правой ноги на носке левой стопы. Пяткой оказывать сопротивление подъему стопы. То же - левой ногой. Выполнять 2 раза по 20-30 Ходьба на наружном своде стопы (до 1-1,5 мин.). Ходьба на пятках, переступая через кубики на полу (30 сек.). Игра «Исправить осанку» Цель: формирование правильной осанки. Играющие становятся в две колонны по одному на расстоянии вытянутых рук. Головные игроки получают по волейбольному мячу и по сигналу начинают передавать мячи над головой игрокам, стоящим сзади. Когда мяч доходит до последнего по команде, все поворачиваются кругом и мяч передается тем же способом в обратном направлении. Головной игрок, получив мяч, подает команду «Кругом, исправить осанку!». Команда, быстрее других закончившая передачу мяча и имеющая лучшую осанку, побеждает. При передаче мяча учащиеся вынуждены прогибаться назад. Это укрепляет мышцы спины, способствуя улучшению осанки. При седлообразной спине и увеличении поясничного лордоза мяч передается не над головой, а между ног с наклоном туловища вперед. Психорегуляция и релаксация Упражнения на релаксацию (мышечное расслабление) Расслабление мышц плечевого пояса:
«Восковая скульптура». Дети свободно бегают по площадке, выполняют разные движения головой, туловищем, ногами. По команде водящего - «скульптора» каждый участник должен оставаться в той позе, в какой его оставил «скульптор». Тот, кто пошевелился, - выбывает из игры. «Снежинки кружатся». Плавно кружатся «снежинки», им весело, они радуются всему миру, своим товарищам. Движения плавные, замедленные. Дети подражают движениям снежинок, создается радостное настроение, формируется положительное восприятие окружающего мира. Время выполнения -2-3 минут «Факиры». Дети сидят на коврике, скрестив ноги по-турецки, руки на коленях, спина и шея расслаблены, глаза закрыты. Звучит спокойная музыка, факиры отдыхают. Время выполнения -3-4 мин. «Танец зверюшек». Каждый ученик выбирает себе образ маленького зверька, который ему больше всего приходится по душе. Каждый зверек выбирает свой танец, он радуется хорошему настроению, ощущению силы и легкости в своем теле. Время выполнения - 3-5 мин. Эффект «Сова и звери». Выбирается водящий, он будет совой. Все остальные изображают разных зверюшек: мышей, птичек, лягушат, бабочек, зайчиков и т.д. Ведущий дает команду: «День!» Все звери бегают и прыгают. По второй команде: «Ночь!» все должны замереть и не шевелиться. Сова вылетает на охоту. Любой шелохнувшийся, засмеявшийся или сменивший позу игрок, замеченный совой, становится ее добычей. Растирание рук. Встать в основную стойку, руки перед грудью. Сильно потереть ладони одна о другую 10-12 сек. После этого теплой ладонью одной руки активно растереть предплечье другой руки, от пальцев к запястью (10-15 сек.). Поменять руки и выполнить растирание другой руки (10-15 сек.). Игра «Прогулка на луг». Учащиеся выстраиваются парами. Педагог говорит: «Дети, сегодня мы будем отдыхать - мы пойдем гулять на луг». Звучит спокойная музыка, слышен шелест листьев, пение птиц. Учащиеся хором декламируют: «Мы шагаем друг за другом лесом и зеленым лугом. Мы походим на носках, Мы идем на пятках. Вот проверили осанку и свели лопатки». Одновременно с речитативом выполняется ходьба на носках, на пятках, сведение лопаток. Время выполнения упражнения - 3-5 мин. Резкие, наклоны вперед. Из основной стойки: одновременно с плавным вдохом поднять руки вверх, задержать позу и резко наклониться вперед, руки «бросить» вниз одновременно с выдохом - «Ха». Выпрямиться, повторить упражнение 2-3 раза. Танец. Под музыку энергично выполняются танцевальные движения - ритмичные движения руками, ногами, туловищем, головой. Движения вначале выполняются медленно, а затем темп увеличивается. Время выполнения - 3-5 мин. Заканчивается упражнение медленной ходьбой 1-2 мин. Отдых в положении лежа. Лечь на спину. Руки положить вдоль туловища. Закрыть глаза и расслабиться. Оставаться в этом положении 3-5 мин. Эффект упражнения: мышцы всего тела получают прекрасный отдых, улучшается самочувствие, формируется уверенность в своих силах. Этим упражнением рекомендуется заканчивать третий оздоровительный урок физической культуры. Закройте глаза и представьте, что вы лежите на спине в траве. Прекрасный теплый летний день. Вы смотрите в удивительно чистое голубое небо, оно такое необыкновенное. Вы наслаждаетесь им. Вы наслаждаетесь чудесным видом. Вы полностью расслаблены и довольны. Вы видите, как далеко на горизонте появляется крошечное белое облачко. Вы очарованы его простой красоты. Вы видите, как оно медленно приближается к вам. Вы лежите, и вы совершенно расслаблены. Вы в ладу с самим собой. Облачко очень медленно подплывает к вам. Вы наслаждаетесь красотой великолепного голубого неба и маленького белого облачка. Оно как раз сейчас над вами. Вы полностью расслаблены и наслаждаетесь этой картиной. Вы в полном согласии с самим собой. Представьте себе, что вы медленно встаете. Вы поднимаетесь к маленькому белому облачку. Вы парите все выше и выше. Наконец, вы достигли маленького белого облачка и ступаете на него. Вы ступаете на него и сами становитесь маленьким белым облачком. Теперь и вы - маленькое белое облачко. Вы совершенно расслаблены, в вас царит гармония, и вы парите высоко-высоко в небе. «Улыбка». Найдите в течение дня время и посидите несколько минут с закрытыми глазами, стараясь ни о чем не думать. При этом на вашем лице обязательно должна быть улыбка. Если вам удастся удержать ее 10-15 минут, вы сразу почувствуете, что успокоились, а ваше настроение улучшилось. Во время улыбки мышцы лица создают импульсы, благотворно влияющие на нервную систему. Даже если вы способны только на вымученную улыбку, вам от нее все равно
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены