РАЗРАБОТКИ
|
Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных учебных действий на современном уроке истории и обществознанияМетод проектов - активный способ формирования самостоятельной, интересующейся, интеллектуальной, творческой личности. Но многое зависит от профессионального мастерства учителя. Он выступает как модератор, поэтому сам должен обладать коммуникативной компетенцией. В процессе работы в группе учащиеся по-новому выстраивают свои отношения не только между собой, но и с учителем, который перестаёт быть носителем знаний, становится партнёром. Работая в группе, школьники учатся ставить перед собой цели и достигать их, распределять роли, планировать совместную и индивидуальную деятельность, контролировать и оценивать себя и других участников деятельности. К плюсам метода проектов следует отнести развитие:
Однако, есть и определенные риски:
Формирование коммуникативных УУД с помощью метода проектов (из опыта работы). В психическом развитии подростка основная роль принадлежит устанавливающей системе социальных взаимоотношений с окружающими. Его привлекают самостоятельные формы организации занятий на уроке, возможность самому строить свою познавательную деятельность. Они склонны задаваться вопросами о глубине привычных явлений, живо включаться в выдвижение и обсуждение различных точек зрения. Им интересно самим прийти к выводам и обобщениям. Они уже овладели определенными навыками коммуникации. Но и на данном этапе возникают трудности. Не все выполняли взятые на себя обязательства в срок, не всегда ребятам удавалось выразить свои мысли самостоятельно. Основная проблема заключалась в том, что учащиеся не имели опыта работы над проектом. Поэтому важно было объяснить причины неудач, поддержать и создать атмосферу сотрудничества, взаимопонимания. Возникла еще одна проблема — надо было представить свой проект, но не у всех ребят были навыки публичного выступления, умение отвечать на вопросы. Существуют две формы диалогической речи. В наиболее простой из них ответ целиком повторяет вопрос или воспроизводит его часть, а в более сложной — собеседнику требуется самостоятельно сформулировать новое высказывание. Предлагая различные вопросы и задания, учитель организует и мыслительную, и речевую деятельность учащихся, требующую от них использования грамматически развернутых речевых структур. Устные ответы учащихся нужно оценивать по фактически сказанному. Распространенное ученическое объяснение: «Я все понимаю, только не могу сказать!» — свидетельствует прежде всего о неполном понимании материала и уже потом о затруднении в формулировке высказывания. Желательно вместе с учащимися выработать критерии анализа устных монологических ответов. Критериев не должно быть много, но они должны быть простыми и понятными учащимся. Критерии можно записать на второй стороне обложки рабочей тетради. - по второй: небольшая часть учащихся не может извлечь всю необходимую информацию. В решении данной проблемы помогают приемы смыслового чтения - по третьей: не все умеют участвовать в диалоге, аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений, а также слушать и понимать других. Для решения данной проблемы я обратила особое внимание на такие формы работы, как диалог и дискуссия. Диалог представляет собой универсальный логическо-коммуникативный процесс взаимодействия школьников посредством выражения своих смысловых позиций. Важное место в проектном обучении уделяется исследовательскому диалогу. В нем субъекты общения занимают равноправное положение. Каждый имеет право высказывать свои идеи, мнения и защищать их. В диалоге обучающиеся могут не только слушать собеседника, но и задавать ему вопросы, требовать обоснованных ответов на них. Диалог, возникая на основе противоречия, развивается через постановку вопросов, поиск предположительных ответов и их дальнейшую аргументацию (приложение 5). Особое место в диалоге принадлежит дискуссии. Она лежит в основе многих методов оптимизации процесса принятия решений. Большое значение в развитии коммуникативных умений имеют ролевые игры. Они дают возможность обучающимся проигрывать определенные способы социального поведения. В проектной деятельности ролевые игры используют для того, чтобы показать, как могут вести себя конкретные лица в данных условиях и ситуациях. Через «тренировку» моделей поведения школьников готовят к преодолению трудных жизненных ситуаций. (приложение 6 ) -по четвертой: примерно 1/3 учеников не умеет договариваться с людьми, работать в группе, не может выполнять различные роли в группе, не умеет сотрудничать в совместном решении проблемы. Исходя из выявленных проблем, я акцентировала внимание на формы организации учебной деятельности при использовании метода проектов, который позволяет исправить данные трудности. В своей работе с учениками я остановилась именно на коллективных проектах, которые создаются в процессе парной или групповой работы. При реализации коллективной деятельности обучающиеся подразделяются на группы. На первом этапе работы в группе рекомендуется следующие роли:
В дальнейшем состав групп расширяется, и можно ввести новые роли:
Деление класса на группы очень важный момент. Самой успешной является эффективная группа, поскольку ее члены не только работают вместе, но и ощущают в этом необходимость. Они активно и сознательно вступают в кооперацию друг с другом. Обучающиеся чувствуют ответственность за успехи и неудачи своих товарищей и группы в целом. Добиваясь взаимного успеха, школьники способствуют и успешному решению поставленной задачи, и развитию взаимного чувства доверия, заботы друг о друге, порождают атмосферу доверительных отношений. Как правило, в эту группу попадают ребята, которые дружат друг с другом и хорошо учатся. Традиционную группу образуют школьники, которые согласны работать вместе, но не видят в этом особой необходимости. На начальном этапе проектной деятельности они обмениваются информацией, а затем работают индивидуально. Индивидуально оцениваются и достижения каждого ученика. Остальные учащиеся формируются в так называемую псевдогруппу - объединение школьников, от которых требуется осуществление совместной деятельности, однако у них нет ни интереса, ни желания. Они не стремятся работать вместе и помогать друг другу, стараются переложить свою работу на других учеников. Чтобы решить выявленные проблемы я выбрала иной путь формирования групп. Члены эффективной группы набирают группу из ребят традиционной и псевдогруппы. Таким образом, мы получаем равноценные группы, которые имеют своего лидера (1-2 человек) с более развитыми коммуникативными действиями. Он является координатором работы в группе, показывает направление деятельности и своим примером обучает основам работы в группе. К концу года можно вернуться к изначальным группам. Литература.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены