РАЗРАБОТКИ
|
Развитие мотивации обучающихся через проектную деятельность в рамках ФГОСРазвитие проектно-исследовательской деятельности учащихся является одним из ведущих направлений реализации ФГОС, которое необходимо осуществлять на всех школьных учебных дисциплинах. Именно проектная деятельность мотивирует учащихся на получение прочных, социально значимых знаний. В современной школе вопрос о мотивации учения без преувеличения можно назвать центральным, так как мотив является источником деятельности и выполняет функцию побуждения и смыслообразования. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе. В этом заинтересованы и родители учащихся. Но подчас и учителям, и родителям приходится с сожалением констатировать: "не хочет учиться", "мог бы прекрасно заниматься, а желания нет". В этих случаях мы встречаемся с тем, что у ученика не сформировались потребности в знаниях, нет интереса к учению. Как же развить у ребёнка положительную мотивацию к учебной деятельности? Решить эту задачу, на мой взгляд, надо через развитие познавательной активности школьников, через творческую самореализацию, через самовыражение при поиске ответов на непростые вопросы, и, что не менее важно, ученик должен чувствовать удовлетворение результатами своего труда – чувствовать "ситуацию успеха". Всё это возможно, организуя особый вид деятельности учащихся – проектную деятельность. Проектная деятельность учащихся дает наилучшие результаты в старших классах. У меня, как учителя математики, подготовка к серьезной проектной деятельности начинается уже в 5 классе с выполнения информационных и творческих проектов. Например, составления математических кроссвордов. Это задание с удовольствием выполняют даже учащиеся, которые или с трудом одолевают математику, или просто не вкладывают в неё достаточно усилий. Они с увлечением работают над составлением кроссвордов. Таким образом, они усваивают математическую терминологию, учатся формулировать вопросы, находить на них ответы. Далее следует написание сказок, героями которых являются числа или геометрические фигуры. Ребенок, обучаясь, должен иметь возможность творить, фантазировать на доступном ему уровне и в известном мире понятий. Проекты учащихся могут быть либо персональные, либо групповые. Что эффективнее? Единой точки зрения на этот счёт не существует. Можно только указать преимущества каждого из проектов. Преимущества персональных проектов:
Преимущества групповых проектов:
В 2013-2014 уч. году нынешние десятиклассники, будучи пятиклассниками перешли на обучение по новым государственным стандартам. В учебном плане внеурочная деятельность должна была осуществляться в размере не менее 10 часов. Школа решила осуществлять проектную деятельность. В 5 классе были коллективные проекты: Мы участвовали в конкурсе проектов от Ровесника. По литературе готовили сборник поговорок, пословиц и стихов, а по математике - сборник задач на спортивную тематику. Сделали индивидуальный проект по теме «Аликвотные дроби» и выступали с ним на научно - практических конференциях школы и района. В 6 классе – групповые, последующие – индивидуальные. Проекты у нас выходили и выходят за пределы урока, класса, вошли в дома учащихся. Ребятам интересно всё, что они делают. Родители с удовольствием помогают своим детям в поиске материала. В процессе реализации проектной деятельности стало системой проведение интегрированных уроков. В 8 классе, в рамках внеурочной деятельности были организованы спецкурсы по предпрофилям по 8 предметам. Что дало возможность каждому ученику глубже изучить эти предметы и определиться с выбором дальнейшей темы проекта. Школа разработала единые требования к проектам (содержанию, оформлению и оцениванию). Учителя разработали индивидуальные рабочие программы внеурочной деятельности своим предметам для 9 классов. Многие проекты выполняются учащимися в виде исследовательских работ. Примеры лишь некоторых тем: «Виды уравнений и методы их решения», «Задачи на смеси и сплавы», «Геометрия на клеточной бумаге». По завершению работы над проектами осуществляется их защита, на которую приглашаются все желающие. Строгое жюри оценивают учащихся. Ребята с проектами выходят на научно-практические конференции школьные и районные, выступают в других классах. Для меня, как учителя математики, ценны проекты 8-9 классов, при подготовке к ГИА. Ребята с разным уровнем знаний выбирают себе тему, погружаются в нее сами, да еще презентуют перед одноклассниками. Проводят своеобразные мини-мастер-классы по решению тех задач, которые сам научился решать. Вы бы видели как светятся глаза и в какую ситуацию успеха попадают ребята. Как показывает опыт, метод проектов как нельзя лучше решает задачи новой школы. Учащиеся должны прочувствовать, пропустить через себя весь учебный материал, а для этого прекрасно подходит обучение через проектную работу. Проектирование помогает учащимся осознать роль знаний в жизни и обучении. Знания перестают быть целью, а становятся средством в образовании, позволяют каждому самостоятельно осваивать культурные ценности. Активное включение учащегося в создание тех или иных проектов дает возможность осваивать новые способы человеческой деятельности. Ценность проектной деятельности стимулирует познавательную мотивацию обучающихся.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены