РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Развитие координации движений у детей младшего школьного возраста через элементы баскетбола

В настоящее время, в век научно-технического прогресса, темп жизни увеличивается, усложняются условия современного производства, и профессии предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, умению быстро воспринимать обстановку, перерабатывать за короткое время информацию, поскольку сегодня многие специальности разворачиваются в системе «человек-машина».

Результаты формирования координационных способностей более значимы, если начинать заниматься их развитием в детском возрасте. Дети постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее овладевать более сложным в координационном отношении двигательными навыками, как спортивными, так и трудовыми.

Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что необходимо развивать координационные способности, начиная с младшего школьного возраста, используя для этого интересные и популярные у младших школьников способы развития.

Как интересный и полезный способ развития координации может выступить баскетбол. Эта игра никогда не теряет популярности.

Еще в 1936 году она была включена в программу Олимпийских игр. Дети ощущают, что занятия баскетболом помогают им формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Кроме того, у детей, занимающихся баскетболом, отмечаются более высокие и достоверные темпы развития психофизиологических функций.

Поскольку координационные способности играют такую важную роль в жизни человека, то они достаточно давно являются предметом изучения различных исследователей.

Структура двигательных действий отражена в трудах таких ученых, как В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейн, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев, И.М. Туревской, В.П. Филин, Н.А. Фомин. В.И. Лях утверждает, что данные способности развиваются у детей школьного возраста от 7 до 18 лет. Исследования В.В. Зайцевой, С.П. Левушкина, С.Н. Блинкова показывают, что у младших школьников существуют предпосылки для успешного развития всех двигательных способностей. Развитие координационных способностей связывают с баскетболом Ю.И. Портных, Е.Р.Яхонтов, Д.А. Синяжников. Как правило, в работах исследуется либо какой-то один возраст играющих, либо развитие какого-либо одного координационного качества.

Объект исследования: развитие координации движений у детей младшего школьного возраста.

Предмет исследования: элементы баскетбола, влияющие на развитие координации движений у детей младшего школьного возраста.

Цель: определить уровень воздействия на развитие координации движений у детей младшего школьного возраста при выполнении элементов баскетбола.

Задачи:

  1. Проанализировать литературу по теме исследования.
  2. Раскрыть понятие «Координация движения».
  3. Раскрыть методику обучения элементам баскетбола у детей младшего школьного возраста.

РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ.

ПОНЯТИЕ КООРДИНАЦИЯ. ВАЖНОСТЬ ЕЕ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.

Координация - процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи.

Координация движений - способность к упорядоченным согласованным движениям тела и его частей.

В младшем школьном возрасте необходимо уделять внимание развитию координации, поскольку это качество взаимосвязано с силовыми, двигательными, скоростными способностями детей и является залогом формирования двигательных навыков. Координация движений имеет важное значение для точного выполнения основных движений: бега, прыжков, метания- это те движения, которые включаются в элементы баскетбола. Однако надо иметь в виду, что координация движений- это очень сложное образование, которое опосредуется многими качествами, такими, например, как двигательная память, гибкость или высокая подвижность суставов и др. Кроме того, координация имеет как общие, так и специфические для разных движений особенности. Ведущим качеством при систематических занятиях с элементами баскетбола в младшем школьном возрасте становится координация движений.

Для развития координации универсальным средством являются игровые упражнения с элементами баскетбола.

Е. Н. Вавилова считает, что координацию движений следует развивать путем овладения новых элементов баскетбола, а также их усложнениями и новыми сочетаниями.

Л. П. Матвеев, В. И. Лях предлагают использовать ряд методических приемов, стимулирующих более высокие проявления координации движений:

  • Необычные исходные положения;
  • Зеркальное выполнение упражнения;
  • Изменение скорости и темпа движений;
  • Изменение пространственных границ выполнения упражнения;
  • Смену способов выполнения упражнения;
  • Изменения противодействия в парных упражнениях;
  • Сочетание известного и неизвестного в одном упражнении.

И простые, и сложные упражнения требуют координации: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение с элементами баскетбола (движение и стойку баскетболиста), в другом- зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем- рассчитать усилие, в четвертом- точно воспроизвести заданный ритм движения.

Проявление координации многолико и всегда выражается в качестве выполнения упражнения. Но техника физических упражнений имеет не одну, а несколько характеристик: временную (время реакции, время движения, темп), пространственную (исходное положение, поза, перемещение тела и его звеньев в пространстве, отличающихся направлением, амплитудой, траекторией), пространственно-временную (скорость, ускорение), динамическую (усилия).

Для коррекции и развития координации используют следующие методические приемы:

  • Элементы новизны в изученном физическом упражнении (изменение исходного положения, направления, темпа, усилий, скорости, амплитуды и др.);
  • Симметричные и ассиметричные движения;
  • Упражнения на реагирующую способность (сигналы разной модальности на слуховой и зрительный аппарат);
  • Упражнения на раздражение вестибулярного аппарата (повороты, наклоны, вращения, внезапные остановки, упражнения на ограниченной, повышенной или подвижной опоре);
  • Упражнения на дифференцировку зрительных и слуховых сигналов по силе, расстоянию, направлению;
  • Упражнения на мелкую моторику кисти;
  • Парные и групповые упражнения, требующие согласованности совместных действий.

Упражнения на развитие координации:

  1. Выполнение кувырков вперед;
  2. Выполнение кувырков назад;
  3. Выполнение прыжков, бега и эстафет со скакалкой;
  4. Выполнение ударов мячом руками об пол;
  5. Выполнение бросков мяча в стену и его ловля;
  6. Выполнение бросков мяча от груди и из-за головы и ловля его партнером;
  7. Ловля мяча различными способами, брошенного партнером в неожиданном направлении;
  8. Выполнение бросков мяча на точное попадание в цель;
  9. Эстафетные игры с возвратом мяча;
  10. Различные виды передвижений вокруг катящегося мяча.

Таким образом, для развития координации необходимо использовать различные исходные положения, измерять скорость и темп движения, согласовывать движения рук и ног и все это возможно при выполнении элементов баскетбола.

ЭЛЕМЕНТЫ БАСКЕТБОЛА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Баскетбол – командная игра с мячом. Цель игры забросить мяч в корзину соперника и не дать ему забить в свою корзину. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. Состав команд ограничивается установленным числом участников, а продолжительность игры- определенным временем. Она имеет установленные правила, которые определяют точность двигательных действий, проводится при участии судьи

Основные элементы игры:

  • Ловля мяча
  • Ведение мяча
  • Бросок мяча
  • Передача мяча

Ведение мяча в баскетболе осуществляется непрерывными ударами мяча об пол одной (ведущей) рукой, таким образом, что рука при контакте с мячом находится над ним.

Передача мяча в баскетболе осуществляется броском мяча в руки партнера. По воздуху или с отскоком об пол.

Бросок мяча в проходе - самый атлетичный элемент баскетбола, когда игрок, прорываясь с ведением сквозь периметр защиты, делает один или два шага с мячом в руках и совершает бросок в прыжке.

Обучение основным элементам баскетбола, обеспечивающее развитие координации движений у детей младшего школьного возраста.

Действия с мячом.

Прежде всего, необходимо выработать у детей определенные умения обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить движения в соответствии с ними. Поэтому на начальном этапе обучения целесообразно упражнять детей в разнообразных действиях, а также стимулировать свободные игры с мячом в самостоятельной двигательной деятельности. Очень важно в игре правильно держать мяч.

Правила держания мяча:

  1. Мяч держать на уровне груди.
  2. Руки согнуты, пальцы широко расставлены.
  3. Локти опущены вниз, мышцы рук расслаблены.

Ловля мяча.

Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча и, как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, должен захватить его и подтянуть к себе. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы принять положение исходной стойки.

Правила ловли мяча:

  1. Мяч ловить кистями рук, не прижимая к груди, продвигаясь навстречу летящему мячу.
  2. Не задерживать мяч в руках, быстро действовать с ним.

Методические рекомендации: Обучать ловле мяча следует после того, как дети научатся правильно стоять и держать мяч. Вначале детей нужно научить ловить мяч двумя руками на уровне груди. Ребята должны освоить положение пальцев при ловле мяча после отскока от пола, от стены, после броска вверх и в других упражнениях. Затем осваивается ловля мяча одновременно с передачей его двумя руками от груди.

Передача мяча.

Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей передаче его двумя руками с места, а в дальнейшем в движении. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу- вниз- на грудь и, разгибая руки вперед, от себя послать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. Техника передачи мяча осваивается постепенно.

Правила передачи мяча:

  1. Локти опустить вниз.
  2. Бросать мяч на уровне груди партнера.
  3. Сопровождать мяч взглядом и руками.

Методические рекомендации: При обучении передаче мяча одной рукой от плеча необходимо развивать и совершенствовать умение передавать его как правой, так и левой рукой.

Ведение мяча.

На начальном этапе обучения детям доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И наконец, он легко осваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений.

Правила ведения мяча:

  1. Не бить по мячу, а толкать его вниз.
  2. Вести мяч впереди- сбоку, а не прямо перед собой.
  3. Смотреть вперед, а не вниз на мяч.

Методические рекомендации: При обучении ведению мяча целесообразны подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение мяча на месте правой и левой рукой, ведение на месте поочередно, то правой, то левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверено, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом.

Броски мяча в корзину.

При обучении броскам мяча в корзину, можно ограничиться привитием им навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и при передаче мяча. При броске одной рукой от плеча с места одна нога выставляется на полшага вперед. Мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе бросающей руки и придерживается другой рукой. Разгибая ноги с одновременным выпрямлением руки с мячом вверх-вперед, ребенок мягким толчком кисти направляет мяч в корзину.

Правила броска мяча в корзину:

  1. Бросая мяч, не опускай голову, сопровождай его руками.
  2. Смотри в передний край кольца, если бросаешь стоя прямо перед корзиной. Если находишься не по прямой перед корзиной, бросай с отскоком от щита, прицеливайся в ту точку, в которую хочешь попасть мячом.
  3. Бросай смело; если мяч не попадает, не надо падать духом, повтори еще раз или передай партнеру, который находится в более удобном положении.

Методические рекомендации: Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обучением передачи мяча. Вначале следует дать дошкольникам возможность свободно поупражняться в бросках и лишь после этого проводить занятие.

Для овладения бросками мяча в корзину целесообразно провести подготовительное упражнение: бросать мяч через препятствие (веревка, планка, сетка и т.д.). Когда дети научатся просто добрасывать мяч до корзины, им надо предложить попасть в нее тем или иным способом. Целесообразно постепенно увеличивать высоту до цели. Для развития координации универсальным средством являются игровые упражнения с элементами баскетбола.

Развитая координация является, с одной стороны, условием успешного осуществления деятельности в неожиданно возникающих ситуациях, требующих находчивости, ловкости, сноровки. С другой стороны, это показатель спортивного мастерства.

Координация важна в любом виде спорта, и баскетбол не исключение. Эта игра несёт в себе двойственность отношения к координации: она способствует её развитию и в то же время требует определённых координационных способностей.

В баскетболе используются как общие координационные способности, так и специфические, к которым относятся дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к реагированию, способность к перестроению движений, способность к динамическому равновесию. У детей нарастает мышечная масса, увеличивается объём легких, отлично работает сердце, продолжается развитие двигательных навыков.

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены