РАЗРАБОТКИ
|
Развитие координации движений у детей младшего школьного возраста через элементы баскетболаВ настоящее время, в век научно-технического прогресса, темп жизни увеличивается, усложняются условия современного производства, и профессии предъявляют повышенные требования к центральной нервной системе человека, особенно к механизмам координации движения, умению быстро воспринимать обстановку, перерабатывать за короткое время информацию, поскольку сегодня многие специальности разворачиваются в системе «человек-машина». Результаты формирования координационных способностей более значимы, если начинать заниматься их развитием в детском возрасте. Дети постоянно пополняют свой двигательный опыт, который затем помогает успешнее овладевать более сложным в координационном отношении двигательными навыками, как спортивными, так и трудовыми. Таким образом, актуальность данного исследования заключается в том, что необходимо развивать координационные способности, начиная с младшего школьного возраста, используя для этого интересные и популярные у младших школьников способы развития. Как интересный и полезный способ развития координации может выступить баскетбол. Эта игра никогда не теряет популярности. Еще в 1936 году она была включена в программу Олимпийских игр. Дети ощущают, что занятия баскетболом помогают им формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Кроме того, у детей, занимающихся баскетболом, отмечаются более высокие и достоверные темпы развития психофизиологических функций. Поскольку координационные способности играют такую важную роль в жизни человека, то они достаточно давно являются предметом изучения различных исследователей. Структура двигательных действий отражена в трудах таких ученых, как В.К. Бальсевич, Н.А. Бернштейн, Ю.Д. Железняк, Л.П. Матвеев, И.М. Туревской, В.П. Филин, Н.А. Фомин. В.И. Лях утверждает, что данные способности развиваются у детей школьного возраста от 7 до 18 лет. Исследования В.В. Зайцевой, С.П. Левушкина, С.Н. Блинкова показывают, что у младших школьников существуют предпосылки для успешного развития всех двигательных способностей. Развитие координационных способностей связывают с баскетболом Ю.И. Портных, Е.Р.Яхонтов, Д.А. Синяжников. Как правило, в работах исследуется либо какой-то один возраст играющих, либо развитие какого-либо одного координационного качества. Объект исследования: развитие координации движений у детей младшего школьного возраста. Предмет исследования: элементы баскетбола, влияющие на развитие координации движений у детей младшего школьного возраста. Цель: определить уровень воздействия на развитие координации движений у детей младшего школьного возраста при выполнении элементов баскетбола. Задачи:
РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ. ПОНЯТИЕ КООРДИНАЦИЯ. ВАЖНОСТЬ ЕЕ РАЗВИТИЯ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА. Координация - процессы согласования активности мышц тела, направленные на успешное выполнение двигательной задачи. Координация движений - способность к упорядоченным согласованным движениям тела и его частей. В младшем школьном возрасте необходимо уделять внимание развитию координации, поскольку это качество взаимосвязано с силовыми, двигательными, скоростными способностями детей и является залогом формирования двигательных навыков. Координация движений имеет важное значение для точного выполнения основных движений: бега, прыжков, метания- это те движения, которые включаются в элементы баскетбола. Однако надо иметь в виду, что координация движений- это очень сложное образование, которое опосредуется многими качествами, такими, например, как двигательная память, гибкость или высокая подвижность суставов и др. Кроме того, координация имеет как общие, так и специфические для разных движений особенности. Ведущим качеством при систематических занятиях с элементами баскетбола в младшем школьном возрасте становится координация движений. Для развития координации универсальным средством являются игровые упражнения с элементами баскетбола. Е. Н. Вавилова считает, что координацию движений следует развивать путем овладения новых элементов баскетбола, а также их усложнениями и новыми сочетаниями. Л. П. Матвеев, В. И. Лях предлагают использовать ряд методических приемов, стимулирующих более высокие проявления координации движений:
И простые, и сложные упражнения требуют координации: в одном случае нужно точно воспроизвести какое-либо движение с элементами баскетбола (движение и стойку баскетболиста), в другом- зрительно отмерить расстояние и попасть в нужную цель, в третьем- рассчитать усилие, в четвертом- точно воспроизвести заданный ритм движения. Проявление координации многолико и всегда выражается в качестве выполнения упражнения. Но техника физических упражнений имеет не одну, а несколько характеристик: временную (время реакции, время движения, темп), пространственную (исходное положение, поза, перемещение тела и его звеньев в пространстве, отличающихся направлением, амплитудой, траекторией), пространственно-временную (скорость, ускорение), динамическую (усилия). Для коррекции и развития координации используют следующие методические приемы:
Упражнения на развитие координации:
Таким образом, для развития координации необходимо использовать различные исходные положения, измерять скорость и темп движения, согласовывать движения рук и ног и все это возможно при выполнении элементов баскетбола. ЭЛЕМЕНТЫ БАСКЕТБОЛА И ИХ ВЛИЯНИЕ НА РАЗВИТИЕ КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЙ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Баскетбол – командная игра с мячом. Цель игры забросить мяч в корзину соперника и не дать ему забить в свою корзину. Она сложна и эмоциональна, включает в себя быстрый бег, прыжки, метание, осуществляемые в оригинально задуманных комбинациях, проводимых при противодействии партнеров по игре. Состав команд ограничивается установленным числом участников, а продолжительность игры- определенным временем. Она имеет установленные правила, которые определяют точность двигательных действий, проводится при участии судьи Основные элементы игры:
Ведение мяча в баскетболе осуществляется непрерывными ударами мяча об пол одной (ведущей) рукой, таким образом, что рука при контакте с мячом находится над ним. Передача мяча в баскетболе осуществляется броском мяча в руки партнера. По воздуху или с отскоком об пол. Бросок мяча в проходе - самый атлетичный элемент баскетбола, когда игрок, прорываясь с ведением сквозь периметр защиты, делает один или два шага с мячом в руках и совершает бросок в прыжке. Обучение основным элементам баскетбола, обеспечивающее развитие координации движений у детей младшего школьного возраста. Действия с мячом. Прежде всего, необходимо выработать у детей определенные умения обращаться с мячом, ощущать его свойства и производить движения в соответствии с ними. Поэтому на начальном этапе обучения целесообразно упражнять детей в разнообразных действиях, а также стимулировать свободные игры с мячом в самостоятельной двигательной деятельности. Очень важно в игре правильно держать мяч. Правила держания мяча:
Ловля мяча. Необходимо учить детей встречать мяч руками как можно раньше, образовывая из пальцев как бы половину полого шара, в который должен поместиться мяч. Ребенок следит за полетом мяча и, как только мяч прикоснется к кончикам пальцев, должен захватить его и подтянуть к себе. При этом одновременно надо сгибать ноги так, чтобы принять положение исходной стойки. Правила ловли мяча:
Методические рекомендации: Обучать ловле мяча следует после того, как дети научатся правильно стоять и держать мяч. Вначале детей нужно научить ловить мяч двумя руками на уровне груди. Ребята должны освоить положение пальцев при ловле мяча после отскока от пола, от стены, после броска вверх и в других упражнениях. Затем осваивается ловля мяча одновременно с передачей его двумя руками от груди. Передача мяча. Одновременно с ловлей мяча необходимо обучать детей передаче его двумя руками с места, а в дальнейшем в движении. При передаче ребенок должен описать мячом небольшую дугу к туловищу- вниз- на грудь и, разгибая руки вперед, от себя послать мяч активным движением кисти, одновременно разгибая ноги. Техника передачи мяча осваивается постепенно. Правила передачи мяча:
Методические рекомендации: При обучении передаче мяча одной рукой от плеча необходимо развивать и совершенствовать умение передавать его как правой, так и левой рукой. Ведение мяча. На начальном этапе обучения детям доступно ведение мяча с высоким отскоком, потому что оно не требует низкой стойки. Затем появляется возможность научить ребенка передвигаться на полусогнутых ногах. И наконец, он легко осваивает ведение мяча с обычным отскоком по прямой, с изменением направлений. Правила ведения мяча:
Методические рекомендации: При обучении ведению мяча целесообразны подготовительные упражнения: отбивание мяча обеими руками, отбивание правой и левой рукой на месте, ведение мяча на месте правой и левой рукой, ведение на месте поочередно, то правой, то левой рукой. После того как ребенок научится контролировать мяч обеими руками достаточно уверено, можно перейти к ведению в движении сначала шагом, потом бегом. Броски мяча в корзину. При обучении броскам мяча в корзину, можно ограничиться привитием им навыков броска двумя руками от груди и одной рукой от плеча. Бросать мяч в корзину двумя руками от груди с места следует из такого же исходного положения, как и при передаче мяча. При броске одной рукой от плеча с места одна нога выставляется на полшага вперед. Мяч находится на ладони согнутой в локтевом суставе бросающей руки и придерживается другой рукой. Разгибая ноги с одновременным выпрямлением руки с мячом вверх-вперед, ребенок мягким толчком кисти направляет мяч в корзину. Правила броска мяча в корзину:
Методические рекомендации: Броскам мяча в корзину детей обучают одновременно с обучением передачи мяча. Вначале следует дать дошкольникам возможность свободно поупражняться в бросках и лишь после этого проводить занятие. Для овладения бросками мяча в корзину целесообразно провести подготовительное упражнение: бросать мяч через препятствие (веревка, планка, сетка и т.д.). Когда дети научатся просто добрасывать мяч до корзины, им надо предложить попасть в нее тем или иным способом. Целесообразно постепенно увеличивать высоту до цели. Для развития координации универсальным средством являются игровые упражнения с элементами баскетбола. Развитая координация является, с одной стороны, условием успешного осуществления деятельности в неожиданно возникающих ситуациях, требующих находчивости, ловкости, сноровки. С другой стороны, это показатель спортивного мастерства. Координация важна в любом виде спорта, и баскетбол не исключение. Эта игра несёт в себе двойственность отношения к координации: она способствует её развитию и в то же время требует определённых координационных способностей. В баскетболе используются как общие координационные способности, так и специфические, к которым относятся дифференцирование пространственных, временных и силовых параметров движений, способность к реагированию, способность к перестроению движений, способность к динамическому равновесию. У детей нарастает мышечная масса, увеличивается объём легких, отлично работает сердце, продолжается развитие двигательных навыков.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены