РАЗРАБОТКИ
|
Роль электронных обучающих средств в современном образовательном процессеВ современной психолого-педагогической литературе активно обсуждаются проблемы применения электронных средств обучения в образовательном процессе. Вызвано это осознанием педагогической наукой и практикой того факта, что современные тенденции развития вычислительной техники, обладающей по сравнению с человеком значительно более мощными возможностями при выполнении стандартных технических операций, открывают принципиально новые пути повышения интенсивности и эффективности учебно-познавательной деятельности во взаимодействии учащихся и учителя. Применение электронных учебных средств на практике нередко сталкивается с целым рядом проблем, которые во многом нивелируют, а нередко и переводят в разряд негативных факторов те преимущества, которые открываются на пути применения в учебном процессе электронных обучающих средств. Нередко за громким названием «электронный учебник» скрывается всего лишь облеченная в формат электронных документов традиционная «твердая» версия учебника или учебного пособия, которая по своим основным дидактическим характеристикам ничем не отличается от своего бумажного первообраза. В то же время, если в современном учебном процессе традиционный учебник выступает инструментом обучения и содержит систематическое изложение знаний, подлежащих обязательному усвоению учащимися, электронный учебник является в большей степени инструментом обучения и познания, и его структура и содержание зависят от целей его использования. Основными факторами интенсификации учебного процесса с помощью электронных учебников являются:
Дополнительными факторами эффективности электронного учебника выступают:
Наиболее важной особенностью современного педагогического процесса является ученик, который активно строит свой учебный процесс, выбирая определенную траекторию в развитой образовательной среде. Важная функция учителя заключается в поддержке учащегося в его деятельности: способствовать его успешному продвижению в массиве учебной информации, облегчить решение возникающих проблем, помочь освоить большую и разнообразную информацию. В современных реалиях образовательного процесса средства электронной техники становятся все более незаменимыми в процессе обучения, что признается многими педагогами. По мнению С. Пейперта, компьютер позволяет конкретизировать формальное мышление. С этой точки зрения он является не просто средством обучения, он уникален по своим возможностям в преодолении тех барьеров, которые разделяют мышление взрослого и ребенка. [3; 170] В ходе применения электронных учебных средств в образовательном процессе ключевым фактором достижения педагогических целей является учёт современных достижений когнитивной психологии в процессе познания. Основным методом когнитивной психологии является информационный подход, согласно которому операции, выполняемые компьютером, аналогичны когнитивным процессам. Среди факторов, влияющих на процесс познания, наиболее значимыми являются восприятие, распознание образов, внимание, возбуждение и интерес, а также воображение. В связи с применением современных компьютерных и телекоммуникационных технологий в сфере образования происходят существенные изменения и в преподавательской деятельности, меняются роль и место преподавателя в учебном процессе, его основные функции. В качестве первостепенных можно отметить следующие изменения: усиление требований к качеству учебных материалов; возрастание роли учащегося в учебном процессе; усиление функций поддержки учащегося и возможность обратной связи учителя с каждым учащимся. В этой ситуации проектирование эффективных электронных учебников и других видов компьютерных учебных программ невозможно без учёта психологических аспектов взаимодействия учащегося с компьютером. С одной стороны, при создании электронных учебных средств необходимо принимать во внимание особенности психологии познавательных процессов, и здесь происходит соприкосновение с областью педагогической психологии. С другой стороны, учащийся- пользователь , взаимодействует с электронным учебным средством и с компьютером как некоторым программно- техническим комплексом. При традиционной технологии обучения используется преимущественно вербально-логический уровень когнитивного процесса: изложение готовых фактов, вывод формул, теорем, словесное описание. Это наиболее высокий уровень когнитивного процесса сохраняет свою силу также и при современных образовательных технологиях. Однако для изучения наиболее сложных элементов учебного материала необходимо использовать также и такие уровни когнитивного процесса как сенсорно-перцептивный и представленческий, наиболее сложный материал должен вызывать у учащихся зрительные, слуховые, а в системах виртуальной реальности ещё и осязательные ощущения. Весьма важно также при изложении наиболее сложного материала развивать воображение, представляющее собой процесс оперирования образами, их трансформации и комбинирование. Необходимо также при изложении наиболее сложных элементов учебного материала максимально активизировать такое психическое состояние учащихся как внимание. Использование возможностей современной компьютерной техники позволяет легко управлять вниманием учащихся с помощью следующих приёмов: изменение цвета, яркости. Масштабов изображений на экране, перемещение объектов и т.п. Одним из факторов, влияющих на эффективность применения электронных учебных средств, является комфортность диалога между пользователем и компьютером .(2;67) Выделяют две группы психологических требований к электронным средствам.
Автор: Библиографический список:
Читайте также:
pixabay.com
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС Родителям
Советы для начинающих заниматься бегом Игры с песком и водой как средства познания окружающего мира и себя Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников 101 способ сказать ребенку «Молодец». Памятка для родителей по преодолению и профилактике интернет-зависимого поведения. |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены