РАЗРАБОТКИ
|
Игры, которые готовят к школеПрищепёнок Наталья Сергеевна, методист И неизвестно, чего тут присутствует больше волнения: детского ли, родительского ли. Современные дети информационно более наполнены, чем их папы и мамы в этом же семилетнем возрасте, потому им легче вступать в новую систему информации, предлагаемую школой. Родители, а особенно бабушки и дедушки, всё же продукты своей эпохи, что в то же время и очень хорошо: они ответственно относятся к сборам своего чада в Страну Знаний. Чтобы снизить уровень тревожности старшего поколения («Готов? Не готов? Как он там будет?»), предлагаю простой и даже весёлый способ для всеобщего успокоения и создания уверенности в том, что можно выпускать своё дитя в долгое плавание по волнам обучения. Игры! Вот что нам поможет! Игра — деятельность для старшего дошкольника привычная — ведущая, как говорят психологи. Вот на основе игры и покажем ребёнку, что не так страшна учёба, как её малюют. Мало того, учёба может быть и очень интересной! Так, все вместе, играя, и перейдём постепенно к настоящему учению — в комфорте и с увлечением! Интеллектуально к школе готовы? Всегда готовы! Помимо эмоциональной (мотивированного «Хочу в школу!») и социальной (умение жить и обучаться в коллективе) готовности, ребёнок должен быть подготовлен к школе интеллектуально. Если дошкольник умеет концентрировать внимание, выстраивать логические связи, у него достаточно развита память и движения рук — значит, интеллектуальная готовность на уровне. В познавательной деятельности, которая для школьника одна из основных, ведущую роль играют познавательные процессы: внимание, память, мышление, воображение. Все они взаимосвязаны, и сложно выделить какое-то более важное, чем остальные. Вот, например, память. Без памяти станут неосуществимыми операции мышления. Хорошая память значительно облегчает процесс запоминания нового материала, ребёнок меньше тратит времени на домашние задания. Человек с хорошей памятью более грамотный, так как запоминает правильное написание слов и предложений при чтении книг. Произвольная память начинает формироваться у ребёнка в возрасте пяти лет, однако целенаправленное запоминание зависит от вида деятельности, которую выполняет ребёнок. При этом эффективность запоминания увеличивается, если задание предполагает не пассивное восприятие, а активное выполнение мыслительных операций. Наиболее благоприятные условия для формирования произвольной памяти создаются в процессе игровой деятельности. Чем особенно хороши такие игры — они одновременно могут служить как средством развития необходимого для будущего первоклассника качества, так и средством диагностики наличия его у ребёнка. Игры на развитие памяти Рассмотрим некоторые варианты игр. Взрослый предлагает ребёнку в течение 10-15 секунд запомнить пары картинок. Затем картинки убираются, и ребёнку предлагается вспомнить парные картинки. Для запоминания можно использовать как карточки с рисунками — конкретными или абстрактными, с изображениями геометрических фигур разного цвета и формы, так и сюжетные картинки. Ещё одно игровое упражнение: в течение полутора минут ребёнок запоминает игрушки на полке, затем выходит из комнаты или просто отворачивается, а взрослый меняет местами или убирает часть игрушек. Ребёнок оценивает изменения. Используя карточки, можно сыграть и в такой вариант развития памяти: взрослый заранее составляет пары карточек из цветного изображения предмета (а предметы должны быть знакомые детям, те, что окружают их ежедневно) и его схематического образа. Затем показывает ребёнку пары (сначала цветное, затем схематичное изображение в каждой паре) — по 3 секунды на каждую карточку. Далее вариантов два: по порядку показываются карточки со схематичным изображением, а ребёнку предлагается вспомнить и назвать парный предмет. А можно наоборот: сначала показывать карты с цветным изображением, а ребёнок будет вспоминать и называть схематичные изображения. Помимо памяти, в ходе использование карточек со стилизованными графическими изображениями у детей развивается ассоциативное воображение. Следующая игра. Возьмите 12 цветных карточек и выложите любые из них на столе в три ряда. Ребёнку предлагается запомнить картинки, затем закрыть глаза. Взрослый меняет расположение картинок или убирает одну-две картинки. Ребёнок, открыв глаза, должен назвать, что изменилось или чего не стало. Повторите это задание три-четыре раза. Затем закройте все картинки листом бумаги и предложите вспомнить и назвать картинки: в каком-либо одном ряду слева направо или справа налево; в одном из столбиков сверху вниз или снизу вверх; назвать картинку, которая находится в одном из углов, между какими-либо другими картинками; на разных уровнях относительно других картинок. Для усложнения игры можно предложить ребёнку побыть ведущим самому и задать вам сложные вопросы. В следующей игре могут принять участие несколько детей. Возьмите 4 карточки, на каждой из которых нарисованы разные фигуры. Ведущий поочерёдно, в течение 10 секунд, показывает детям карточки. После показа каждой из четырёх карточек дети зарисовывают увиденные ряды фигур на бумаге. За каждую правильно зарисованную карточку ребёнок получает 1 балл. У кого больше всех баллов, тот и побеждает. И ещё одна игра-тест. Для неё нужны четыре комплекта карточек, по две в каждом комплекте, на которых нарисованы предметы одного вида, по-разному расположенные, с добавлением других предметов. Например, карточки с одеждой: на первой — шляпа, фуражка, панамка; на второй головные уборы меняются местами и добавлено платье. Покажите ребёнку одну из карт для запоминания, затем уберите её. Далее покажите парную карту и попросите назвать, какие предметы изменили своё местоположение, каких не стало или какие добавились. Дополнительные задания к этой игре: назвать предметы на карточке одним словом; определить, какой предмет лишний, например, в нашем примере лишним будет платье — оно не головной убор. Будь внимателен! Наверное, нет на свете такого человека, который бы ни разу не переживал из-за отсутствия внимания — у себя или у своего ребёнка. А родители школьников просто уверены: внимание — основа хорошей учёбы! Внимание ребёнка такая интересная штука, которая не существует сама по себе, вне его действий. Есть только одно средство его развития — деятельность, которая должна побуждать ребёнка к развитию волевых усилий, лежащих в основе произвольного внимания. Нельзя просто приказать ребёнку быть более внимательным. Он сосредоточен только до тех пор, пока интерес его не угаснет. Поэтому в процессе интересной игры дети могут оставаться внимательными достаточно долго. Движение — не только жизнь, но и ум Поэтичная фраза о том, что талант человека на кончиках пальцев, на самом деле не метафора. Действительно, большие полушария мозга тесно связаны с нервными окончаниями в кистях и пальцах рук. Развитие мозга происходит, в том числе, и под влиянием кинетических импульсов от рук, поэтому ребёнок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него быстрее развиваются память, внимание, связная речь. Игровые методики развития движений рук способствуют и формированию аккуратности, сосредоточенности, усидчивости. Игровые моменты особенно хороши наличием определённой интриги, увлекающей ребёнка при выполнении задания. Например:
Загадки всегда привлекают, а мозг начинает работать ещё быстрее. Интеллект развивается и опосредованно, и непосредственно. Обеспечивается осмысленное запоминание и воспроизведение двигательных действий, умение самостоятельно принимать решение. С помощью игр на развитие движений рук можно развить и пространственное воображение, и ориентацию в пространстве, и словарный запас, давая ребёнку задание нарисовать предметы в определённых местах листа: в центре, в левом верхнем углу, в правом нижнем углу, между, и т. п. Получается буквально: развитие человека — в его руках! Только маленькому человеку обязательно должны помочь большие, родители и педагоги. «Тот, кто не умеет говорить – карьеры не сделает» Эта фраза Наполеона должна заставить задуматься родителей будущих школьников: а всё ли они сделали для того, чтобы будущая карьера их чада получила хороший старт в начальной школе? Пусть пока мы не знаем, кем будет в профессиональном плане наш ребёнок. Мы точно знаем, что правильная речь пригодится ему, кем бы он ни стал. Но это в будущем. А сегодня он должен так ясно строить свою речь, чтобы слова не мешали, а, наоборот, помогали выстраиваться в правильную перспективу мыслям. Готовность к школе неразрывно связана с уровнем развития речи. Взрослые должны обязательно оценить: чётко ли ребёнок выговаривает слова; может ли назвать и обозначить основные окружающие его предметы, способен ли участвовать в общем разговоре, легко ли ему отвечать на вопросы взрослых, рассказать историю, описать произошедший с ним случай, может ли объяснить, для чего служат различные вещи, умеет ли пользоваться предлогами, правильна ли речь ребёнка с точки зрения грамматики? В случае недостаточного уровня развития речи ребёнка не надо его ругать, надо с ним... поиграть! Цицерон говорил: «Красноречие есть нечто такое, что дается труднее, чем кажется, и рождается из очень многих знаний и стараний». Конечно, он прав, но правы и мы, когда хотим, чтобы наши дети хотели учиться говорить правильно. А это значит, что надо их в этом заинтересовать. Прежде всего, игрой. Согласитесь, что старание в игре даст намного больше результата. Игровые задания должны идти от простых к более сложным: от составления логического связного рассказа по карточкам, которые надо разложить по последовательности действий, до сочинения рассказов по картинкам со сложными сюжетными изображениями. Внесите в игру момент соревновательности: за каждое правильно и качественно выполненное задание можно давать детям жетоны, например, в виде звёздочек. Так дети будут приближаться к тому, чтобы стать настоящими «звёздными ораторами». Задания могут быть, например, такими:
Грамотность нужна всем, кто хочет достичь успеха. Люди с богатым словарным запасом и правильной, образной речью чаще добиваются успеха во всём, ведь такого человека окружающие воспринимают как более умного и компетентного. Грамотность можно формировать, начиная с изучения алфавита. Затем приобретается умение распознавать место звука в слове, вычленять звуки, необходимые для дальнейшего обучения чтению. От правильного понимания таких понятий, как звук, слог, слово, предложение дети переходят к осознанному составлению связных высказываний разных типов — повествованию, описанию, рассуждению; от простых слов дети - к составлению логических цепочек по карточкам с изображениями. Так, например, одна из игр - «Парочки» - развивает ещё и логику, и причинно-следственное мышление. Добавление к сюжетным картинкам карточек с предметами, связанными по смыслу с сюжетом, будет основой для составления рассказов. С помощью данной игры можно начать выводить ребёнка на новый уровень мышления — эвристический, используя метод, который Джанни Родари назвал «Бином фантазии». Если предложить ребёнку две карточки с нарисованными на них предметами, абсолютно не связанными между собой по смыслу (например, топор и зонт, утка и дом), то мозг будет стараться найти связь между этими предметами, и у ребёнка будет развиваться творческое воображение. Более сложный вариант этого метода - «Полином фантазии», когда берутся уже три слова, не связанных между собой по смыслу (например, жёлудь, щука, замок). Перефразируя высказывание известного специалиста в области ораторского искусства Фрэнка Снелла, хочется сказать: не допускайте того, чтобы через речевые недостатки вашего ребёнка педагоги нарисовали ложную картину его способностей. Заставьте речь ребёнка работать на него. Мир вокруг нас Чтобы не потерять себя в этом мире, надо многое о нём знать. Особенно начинающему школьнику. Знания эти нужны и для развития самостоятельности, ведь теперь ваш ребёнок уже не просто малыш, а ученик, который должен хорошо ориентироваться в окружающей действительности, сам (!) никуда не опаздывать, и вообще — в буквальном и в переносном смысле - не теряться в этом мире! Что же сделать, чтобы увеличить качественный и количественный объём знаний ребёнка об окружающей действительности? Конечно же, поиграть с ним! Например: сделать 12 маленьких карточек с сюжетами, принадлежащими разным временам года, и одно большое поле с четырьмя секторами, «подписанными» символами разных времён года (зима — снежинка, лето — солнышко и т.п.). Задача для ребёнка: догадаться, какому времени года принадлежат маленькие карточки с сюжетами и разложить их на соответствующие сезонные сектора на большом поле. В качестве дополнительного задания можно попросить ребёнка рассказать о любимом времени года. Ваш подросший малыш теперь обязательно должен ориентироваться во времени, чтобы не опаздывать в школу. А ведь часы бывают разными. Научите будущего школьника разбираться в них. На маленьких карточках напишите время цифрами, как на электронных часах. Возьмите часы со стрелками (или сделайте их игровой, но движущийся макет). Задача: поставить с помощью стрелок на часах время, написанное на карточках. Также задание можно выполнять зеркально: взрослый ставит время на часах со стрелками, ребёнок находит это же время среди карточек. Для следующего задания необходимо сделать 18 карточек с изображениями деревьев, кустарников, овощей, фруктов, грибов, цветов, плодов деревьев — объектов флоры. На большом поле расположить картинки, на которых находятся объекты, объединяющие всех этих представителей в группы: лес, овощные грядки, корзина грибов, букет цветов, плодоносящий сад, банки с вареньем из ягод. Задание: определить группы растений и разложить маленькие карточки в соответствии с ними. Назвать ещё несколько растений каждой группы. Игры из серии «Дополни ряд» и «Что лишнее?». Для этого задания также необходимы карточки с изображениями, из которых составляются логические ряды. Задание — убрать из ряда лишний предмет, сказав, по какому именно признаку он лишний, или, наоборот, дополнить ряд. Задание, связанное с миром фауны. Подготовить пары карточек с изображениями животных: по два представителя дикой природы, домашних животных, птиц, рыб, насекомых и т.д. Карточки перемешать. Ребёнок должен разобрать все карточки по парам и объяснить, почему его решение было именно таким. Игры эти учат ребёнка совершать мысленный переход от отдельного к общему, который называют обобщением, выделять существенные признаки изучаемого понятия. У детей формируется умение делать выводы из фактов или явлений. Математика — царица мышления Несмотря на то, что при подготовке ребёнка к школе каждому из мыслительных процессов отводится свое место, все они тесно взаимодействуют друг с другом. Без внимания невозможно запоминание нового материала. Без памяти станут неосуществимыми операции мышления. А для развития мышления - полезно заниматься математикой. Ещё Ломоносов говорил, что математику уже затем учить надо, что она ум в порядок приводит. А один из крупнейших педагогов-гуманистов Иоганн Генрих Песталоцци считал, что счёт и вычисления - основа порядка в голове. Он же, кстати, первым высказал мысль о необходимости параллельного и гармоничного развития всех задатков человеческой личности и указал на значимость развивающего обучения. Так как же развить с помощью этой царицы наук ещё не знакомого с ней ребёнка? Нам на помощь снова приходит игра!Рисуем плакат с цифрами от 1 до 20, выполненными разными шрифтами и разных размеров и цветов. Задание: посчитать от 1 до 20 по порядку, затем от 20 до 1. Посчитать с 7 до 13, с 9 до 3 и т.д. Подбираем или рисуем картинки, на которых можно что-нибудь посчитать: воздушные шарики, ель с шишками, лист рябины, божью коровку, лук со стрелами, аквариум с рыбками, клумбу с цветочками и т.п. Затем просим ребёнка определить, что можно посчитать на этих картинках, и, соответственно, сосчитать, разложив маленькие карточки с цифрами около каждой картинки. Можно внести в эту игру элемент соревновательности, если взять несколько картинок и предложить их нескольким участникам — кто быстрее и правильнее сосчитает всё, что можно, на этой картинке. Рисуем на плакате цифры от 5 до 10, вычерчивая под каждой цифрой по два квадратика. Задание: с помощью маленьких карточек определить состав чисел 5,6,7,8,9,10. С помощью линейки определить длину, ширину, высоту разных предметов, окружающих ребёнка. Нарисовать на карточках или подобрать изображения разных предметов, очертаниями похожих на различные геометрические фигуры: мобильный телефон (прямоугольник), картина в квадратной рамке (квадрат), круглые часы, тарелка (круг) и т.п. На других карточках изобразить эти геометрические фигуры. Задание: разложить карточки с фигурами в соответствии с изображениями предметов. Игра решает множество проблем! Такая весёлая математика поможет ребёнку не только в развитии элементарных математических представлений, но и в развитии речи и творческого мышления, в освоении окружающего мира, так как любая развивающая работа, направленная преимущественно на совершенствование отдельного процесса, будет влиять и на уровень функционирования познавательной сферы ребёнка в целом. Именно поэтому педагоги и психологи рекомендуют заниматься с ребёнком подготовкой к школе комплексно, в системе, а не время от времени. Очень важна здесь помощь заботливого взрослого, который вовремя заметит те моменты, которые следует «подтянуть», чтобы ребёнок пошёл в школу готовым к новому витку развития. Если же взрослым очень некогда, если нет возможности подготовить десятки карточек с картинками и заданиями, то можно воспользоваться тем, что предлагают производители развивающих игр. Главное, выбрать тот обучающий материал, который подготовлен с участием методистов и педагогов, и соответствует современным Федеральным государственным образовательным стандартам. Эти требования тщательно соблюдаются на предприятии одного из российских производителей развивающих игр ОАО «Радуга». Среди пяти сотен игр там есть и такая специальная серия - «Готов ли ребёнок к школе?». В этой серии игры по развитию памяти, внимания, моторики, грамоты, речи, представлений об окружающем мире. Их можно использовать как диагностический материал, так и непосредственно для развития ребёнка. А можно просто поиграть и получить радость от общения и совместного занятия. Главное, не забывать в обычной повседневной жизни об игре, ведь игра решает множество проблем!
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены