РАЗРАБОТКИ
|
Совершенствование профессиональной деятельности педагогов музыкального направленияВ условиях развития всей Российской системы образования словосочетание «получение образования» в настоящее время – это не только накопление знаний, умений и навыков, это ещё освоение общекультурных ценностей. Педагогическое наблюдение показывает, что наряду с очевидным для всех повышением уровня общей осведомлённости детей в разных областях научного знания, очень отстаёт в развитии нравственное сознание и воспитание чувств. Воспитание человека душевно чуткого к другим людям и окружающему его миру, непримиримого к проявлениям зла и несправедливости, человека со стремлением сделать мир лучше, стало особенно актуальным в наше время. Музыкальное искусство является тем действенным средством, которое может оказывать влияние на развитие нравственности и чувств человека. Эмоциональная отзывчивость на музыку формирует эмоциональную личность в целом, что является одной из основных задач эстетического и, в особенности, музыкального воспитания. Решение задач музыкального воспитания невозможно без знания русской народной музыки, приобщающей ребёнка к национальной культуре, к истории своего народа. Русские народные песни знакомят детей со старинными традициями и обычаями, жизнью и характером русского человека - трудолюбивого и отзывчивого, мужественного и терпеливого, смекалистого и простодушного. Разучивание народного песенного материала развивает у ребёнка не только специальные музыкальные навыки. Например, народные игровые песни развивают воображение и фантазию, инициативу и самостоятельность ребёнка, в игре детям привычнее и легче общаться, они учатся помогать друг другу, сопереживать: радуются успеху, огорчаются неудачному исполнению и стараются исполнить произведение лучше. При этом формируются коллективные качества, ответственность за общее дело. Знакомство с русским народным творчеством начинается в раннем детстве. От мамы ребёнок слышит нежную мелодию колыбельной песни: «Приди, котя, ночевать, нашу детыньку качать», узнаёт песенки-прибаутки, потешки, считалки. Важно не только сохранить детские представления о «Сороке-белобоке», «Козе-дерезе», «Котишке – сером лобишке», не только познакомить с новыми примерами русского народного творчества, а воспитать у детей чувство гордости за самобытность национальной культуры, пробудить познавательный интерес к русскому народному творчеству. Изучение русского народного творчества и музыкального, в частности, способствует формированию патриотических чувств ребёнка, развитию его духовности через приобщение к народной культуре. «Есть одна только общая для всех прирождённая наклонность, на которую всегда может рассчитывать воспитание: это то, что мы называем народностью. Воспитание, созданное своим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа», - писал великий русский педагог К.Д.Ушинский. Мысль о народности воспитания является главнейшей в педагогической теории К.Д.Ушинского. Он доказывал, что такая система воспитания развивает и укрепляет в детях самые ценные моральные качества – патриотизм и национальную гордость. Ушинский обосновал важнейшее требование к педагогам – строить учебно-воспитательную работу с учётом возрастных и психологических особенностей детей, систематически изучать детей в процессе воспитания. Основой для становления теории и методики музыкального воспитания в нашей стране стали концепции ведущих педагогов и психологов России советского периода Бехтерева В.М., Блонского П.П., Выготского Л.С., Каптерева П.Ф., Теплова Б.М. Необходимость систематического музыкального воспитания детей с раннего возраста; создание системы эстетического воспитания и образования школьников; формирование творчески активной личности – эти положения остаются актуальными и в современном обществе. В.А.Сухомлинский – крупнейший отечественный педагог писал: «Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а, прежде всего, воспитание человека». Сегодня идеи, формы и методы обучения и воспитания детей гуманистической педагогики Сухомлинского стали повседневной практикой. Музыкально-педагогическая концепция массового музыкального воспитания принадлежит Д.Б.Кабалевскому - классику советской музыки, выдающемуся просветителю и педагогу. На её основе построена программа по музыке для образовательной школы. Ученик и последователь Д.Б.Кабалевского - Г.А.Струве стал основателем новой формы музыкально-воспитательной работы с детьми – детской хоровой студии. Он создал уникальную систему музыкального воспитания, позволяющую учить всех, без отбора. Его методика по освоению музыкальной грамотности «Хоровое сольфеджио» широко известна у нас в стране и за рубежом. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников средствами фольклора разработана коллективом сотрудников НИИ дошкольного воспитания под руководством профессора Ветлугиной Н.А. Большой вклад в систему музыкального воспитания и образования детей внесли выдающиеся современные педагоги-музыканты Соколов В.Г., Попов В.С, Славницкий Ю.М., Грибков С.Ф., Чернушенко В.А. и др. План-конспект занятия «Песенная масленица» составлен для группы хора второго года обучения. Это одно из занятий по изучению темы «Народная музыка» учебно-тематического плана программы «Путешествие в волшебный мир музыки». Программа рассчитана на 3 года обучения, 144 часа в год. Занятия проходят 2 раза в неделю по 2 академических часа. Описание занятия Цель педагога на предлагаемом занятии - познакомить детей с русской народной традицией Проводов зимы - праздником Масленицы на примере русских народных песен. На занятии педагогом используются групповая и индивидуально-групповая формы работы с учащимися, а также индивидуальный опрос теоретического и музыкального материала. Музыкальный материал к занятию подбирался согласно а) программным требованиям: художественная ценность и доступность произведений с учётом возрастных особенностей детей и возможностей данного коллектива; Организационный момент занятия: приветствие «Музыкальный урок» Е.Тиличеевой устанавливает психологический контакт педагога с детьми. Подготовительный этап занятия включает обязательные упражнения на развитие и закрепление вокально-хоровых навыков. Правильная певческая установка - первое неукоснительное правило на занятии хора. Дети на протяжении всего занятия должны самостоятельно следить за тем, как они сидят или стоят при исполнении произведения. Дыхательная гимнастика: упражнения «Ёжик», «Дракончики» - из методического пособия «Игры и упражнения по развитию речи» Лесиной Т.Е. – методиста ТКК ГОУ СПб ГДТЮ. Упражнения «Ладошки», «Кошка», «Обними плечи», «Поворот головы» - дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой. Упражнения помогают снять эмоциональное и мышечное напряжение, улучшают кровообращение, способствуют развитию координации движений. Комплекс дыхательных упражнений проходит под музыку, что создаёт особый настрой для готовности детей к занятию. Скороговорки: не стоит брать быстрый темп при произнесении хором. Лучше проговаривать медленнее, но чётко, постепенно добиваясь определённого педагогом темпа. При индивидуальном опросе учащихся темп произнесения скороговорки приблизить к наиболее быстрому, соответствующему возможностям ребёнка. Скороговорки «Около кола колокола, около ворот коловорот», «От топота копыт пыль по полю летит, пыль по полю летит от топота копыт» можно пропеть с поступенным движением (1 – 5 ступень) вверх и вниз, использовать в качестве упражнения на разогревание голосового аппарата, звуковедение. Распевки: упражнение «Звонко, звонко пойте» всегда исполняется для закрепления правила пения: не форсировать звук, для закрепления связного пения и выработке пения legato. Попевка-скороговорка Д.Кабалевского Исполняя её в разных темпах - от медленного к быстрому, повторяем обозначение темпов в музыке: largo, andante, allegro. Игровое упражнение «Музыкальное эхо» М.Андреевой – на внимание, на точное повторение услышанных интервалов, на закрепление динамических оттенков forte и piano, на работу над музыкальным образом этой маленькой песенки. Упражнение исполняется «по ролям», что помогает детям проявить ещё и свои артистические способности. Повторение материала предусматривает «концертное исполнение» песен, для чего необходим определённый эмоциональный настрой класса. Исполнить выученные ранее песни нужно выразительно, артистично. Оркестровую партию в «Частушках» следует повторить отдельно, а затем соединить с хором. Разучивание нового материала всегда начинается с представления произведения – показа педагогом. Русская народная песня «Блины» - Слушание музыки помогает расширить кругозор, обогатить слуховой опыт, научиться слушать и слышать, помогает развить у ребёнка воображение и новые представления. Слушание предваряется кратким рассказом об авторе музыки. Слушая песню Н.Римского-Корсакова на слова И.Устюжанина «Проводы зимы», дети непроизвольно начинают подпевать слова припева. Музыка великого русского композитора не может оставить равнодушным никого, тем более чистые детские души. Заключение. Для подготовки к занятиям педагогу необходимо ясно определить и поставить цель занятия, подобрать самые яркие и интересные примеры, раскрывающие тему занятия. Эмоционально и увлекательно преподнести теоретический и практический материал. Быть готовым к тому, что в ходе занятия возможны изменения намеченного плана: ответы, рассуждения и фантазии детей иногда могут быть непредсказуемыми, причём высказаться хотят почти все. Подвести итог детским импровизациям можно таким образом: дать домашнее задание сделать творческую работу на предмет, вызвавший столько эмоций. Например: рисунок, поделка, сочинение и т.д. Неверно исполненное музыкальное задание необходимо проанализировать вместе с детьми, постараться тут же его исправить. Очень деликатно отметить ошибки детей в исполнении музыкальных произведений и обязательно похвалить за старание. Закрепление музыкального материала развивает навык концертного выступления, артистических качеств ребёнка. Поэтому на занятии хора нужно чередовать разучивание материала сидя с исполнением стоя – «как на концерте». План-конспект «Песенная масленица» может быть использован как проект тематических мероприятий для детей младшего школьного возраста
Библиография
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены