РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Влияние среды воспитания на социализацию учащихся в условиях лицея-интерната как важная часть эффективной образовательной деятельности

Становление ребёнка как личности происходит под влиянием многих факторов. Среди них выделяют два наиболее значимых – биологический и социальный. Если биологический фактор подразумевает под собой определённые особенности, с которыми мы рождаемся и не в силах изменить, то социальный фактор касается окружающей нас среды, которую мы можем поменять.

Биологический фактор является лишь набором потенциальных возможностей, которые под влиянием окружающей среды будут развиты или нет. Поэтому для ребёнка в любом возрасте важным условием является присутствие людей, которые могут изменить его окружающую среду в правильную сторону. В первую очередь это касается родителей. Но также большую роль играют воспитатели в детском саду, учителя в школе, которые несут огромную ответственность за развитие личности. Поэтому развитие личности учащегося прямым образом зависит от окружающей его среды, от условий, в которых он пребывает.

Наука имеет несколько толкований слова "среда". Буквально оно обозначает "середину чего-либо". В толковом словаре русского языка С. И. Ожегова "среда" определяется как "условия, благоприятные для существования, порождения чего-нибудь". С точки зрения философии среда – это фактор индивидуального развития, который является не единственным, но решающим.

В педагогическом словаре А. М. Новикова "среда – это совокупность всех объектов и субъектов, не входящих в систему, изменение свойств и поведение которых влияет на изучаемую систему, а также тех объектов и субъектов, чьи свойства и поведение меняются в зависимости от поведения системы" [4; с. 213].

Особенности воспитательной среды в условиях лицея-интерната состоят в том, что воспитательный процесс охватывает весь педагогический процесс, объединяя в себе учебные занятия и разнообразную внеурочную деятельность (творчество, спорт). Круглосуточное пребывание учащихся в стенах лицея является одним из факторов их успешной социализации. Социализация занимает одно из ведущих мест в исследованиях разнообразных общественных наук. Термин "социализация" пришёл к нам из политэкономии, где обозначал "процесс обобществления земли, средств производства и т. д.".

В современном значении понятие "социализация" впервые появилось в 1887 г. в книге Ф. Г. Гиддингса "Теория социализации", где оно звучало как "развитие социальной природы или характера индивида". В современном значении социализация – это процесс присвоения человеком социального выработанного опыта, прежде всего системы социальных ролей. Этот процесс осуществляется в семье, дошкольных учреждениях, школе, трудовых и других коллективах.

В процессе социализации происходит формирование таких индивидуальных образований как личность и самосознание. В рамках этого процесса осуществляется усвоение социальных норм, умений, стереотипов, социальных установок, принятых в обществе форм поведения и общения, вариантов жизненного стиля.

В лицее-интернате процесс социализации проходит в неразрывной связи с обучением. Ведь предназначение учебных заведений такого типа не только в том, чтобы обеспечить повышенный уровень освоения программ и подготовить выпускников к дальнейшему поступлению в высшие учебные заведения. Его задача – сформировать гуманистически-ориентированную личность с постоянным общественным и национальным самосознанием и совокупностью профессионально значимых свойств и качеств. Роль воспитателя заключается не только и не столько в передаче необходимых знаний, умений и навыков, сколько в создании соответствующей среды, которая будет основываться на личностном потенциале учащегося. Опыт лицеиста "всецело и без всякого остатка определяется социальной средой… И если учитель бессилен в непосредственном воздействии на ученика, то он всесилен при посредственном влиянии на него через социальную среду... Воспитание осуществляется через собственный опыт ученика, который определяется средой, и роль учителя при этом сводится к организации и регулированию этой среды" [1; с. 82].

Одной из главных задач воспитателя лицея-интерната является оптимизация учебно-воспитательного процесса, которая в свою очередь предполагает достижение каждым учеником самого высокого для него уровня развития знаний, умений и навыков, творческих способностей, психических функций, способов деятельности, возможных в данном возрасте и при данных условиях. При условии оптимизации учебно-воспитательного процесса и создания благоприятной среды воспитания социализация ребёнка в учебном заведении такого типа проходит безболезненно и естественно для него.

Социализация зависит от следующей закономерности: педагогическая система является открытой системой, которая оказывается частью социальной системы и вследствие этого подчиняется ее целям. Осознание принципа социализации требует обращения к разработанной Л. С. Выготским культурно-исторической теории возникновения и генезиса высших психических функций человека. Основу этой теории составляет закон: любая психическая функция появляется на сцене дважды – сначала как внешняя, социальная, а потом – как внутренняя, психическая.

Социализация ребёнка невозможна без сотворчества, которое основано на закономерности: в учебно-воспитательном процессе формирование творческих способностей личности будет более результативным, если, при прочих равных условиях, эффективно осуществляется сотрудничество, сотворчество воспитателя и воспитанника, то есть, если уровень творческих достижений и педагогического мастерства педагога является достаточно высоким.

Также важным фактором социализации является ученическое самоуправление, так как лицей-интернат предъявляет повышенные требования как к профильному освоению учебной программы, так и к личным качествам учащегося. Самостоятельное проживание вдали от дома и семьи требует от него более высокого уровня ответственности, активности и самоорганизации. С помощью участия в классных и воспитательных часах, которые готовятся и проводятся учащимися вместе с классными руководителями и воспитателями, организации дискуссионных клубов, разнообразных мероприятий и конкурсов повышается общий уровень социализации, а также формируется благоприятная окружающая среда.

Социализация любого человека происходит в неразрывном взаимодействии с условиями разного вида. Это и стихийные, и относительно направляемые, и целенаправленно создаваемые условия. При создании благоприятной среды воспитания, процесс социализации ребёнка в новом для него коллективе проходит не только незаметно и безболезненно, но и со значительной пользой для становления его личности.

Список литературы

  1. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. – М., 1991.
  2. Землянский В. В. Проблема профессиональной социализации студентов в открытой образовательной среде колледжа / В. В. Землянский // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. – № 4 (19). – 2014. – С. 140-142.
  3. Кривых С. В. Соотношение понятий "среда" и "пространство" в социокультурном и образовательном аспектах [Текст] / С. В. Кривых // Мир науки, культуры, образования. – № 2 (27). – Апрель 2011. – С. 106-111.
  4. Новиков А. М. Педагогика: словарь системы основных понятий. – М.: Издательский центр ИЭТ, 2013. – 268 с.
  5. Слабоспицкая М. В. Социализация школьника в условиях ученического самоуправления / М. В. Слабоспицкая // Вызовы 21 века и образование: материалы всероссийской научно-практической конференции. – Оренбург: РИК ГОУ ОГУ, 2006. – С. 178-181.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены