РАЗРАБОТКИ
|
Воспитание толерантности у учащихсяВ современном мире в детской среде все большее распространение получают недоброжелательность, озлобленность и агрессивность. Взаимная нетерпимость, культурный эгоизм, популяризирующийся средствами массовой информации, негативное социальное окружение детей, семьи - все больше проникают в школу. Поэтому процесс поиска механизмов воспитания детей в духе толерантности должен активно развиваться и соответствоать социальному запросу. Одной из наиболее частых причин обращений классных руководителей к психологу является проблема отношений в классе, в основе которых лежат явления нетерпимости, неумение разрешать конфликты, агрессивность и эгоизм, отсутствие у школьников навыков и умений толерантного общения. Толерантность - (от лат. tolerantia - терпение) - англ. tolerance; toleration; нем. Toleranz.
В педагогической практике существует большое количество эффективных методов, форм и приемов работы по воспитанию толерантности у школьников, связанных с организацией деятельности детей в классе, использованием произведений художественной литературы и кинофильмов, организацией диалогов, лекций (дискуссий, диспутов, дебатов). Но для учащихся начальной школы, в силу естественности данного вида деятельности для младшего школьного возраста, наиболее актуальным и результативным является игра – как форма воспитания толерантности, игровые элементы и приемы игротренинга. Можно привести примеры таких приемов и упражнений, которые пополнят копилку воспитательных средств классного руководителя и будут способствовать установлению доброжелательной атмосферы в классе. Упражнение «Антиподы» Учитель просит ребенка разделить страницу пополам и написать свои положительные и отрицательные черты. После завершения работы происходит обсуждение написанного. Потом это необходимо проделать в отношении ребенка, к которому у него проявляется нетерпимость. Учитель обращает внимание ребенка на сторону антиподов, где записаны его не очень хорошие качества, и вместе с ребенком пытается осмыслить, где и в каких ситуациях эти качества могут быть полезны. Например, нетерпимость приемлема по отношению к воровству, лжи, насильственному принуждению. Ту же работу можно проделать с качествами ребенка, по отношению к которому наблюдаются явления нетерпимости. Упражнение «Камушек в ботинке» У каждого имеется свое уязвимое место, своя проблема, свой «камушек в ботинке», который мешает ему свободно двигаться в нужном направлении и дает о себе знать на каждом шагу. Классный руководитель просит ребенка найти в себе то, что мешает жить ему в мире с собой и с окружающими людьми (поиск темного пятна). Упражнение «Жемчужина в раковине» Аналогично предыдущему заданию, каждый человек является носителем индивидуальных позитивных качеств и достоинств, которые позволяют ему выстоять в любых, даже самых критических, ситуациях. Педагог предлагает ребенку отыскать в себе то, что является его лучшим качеством. То же самое полезно проделать в парах, направить друг на друга доброжелательность и внимательность. Упражнение «Мой идеальный образ» Учитель просит ребенка нарисовать свой пртрет из тех качеств, которые он приемлет в себе, не разделяя их на хорошие и плохие. То же самое упражнение можно проделать в отношении ученика, на кого была направлена нетерпимость ребенка. Эти приемы могут применяться классным руководителем в индивидуальной работе с ребенком, проявляющим нетерпимость в отношении кого-либо, также они могут стать материалом для проведения классного часа с последующей организацией групповой рефлексии. Необходимо отметить, что использование этих приемов обязывает классного руководителя иметь высокую степень доверительности в отношениях с детьми, безусловное их принятие и поддержку. Толерантность - интегративное качество: если оно сформировано, то проявляется во всех жизненных ситуациях и по отношению ко всем людям. В то же время, опыт показывает, что человек может быть толерантным в отношениях с близкими, знакомыми, но пренебрежительно, нетерпимо относиться к людям другой веры или национальности. В этой ситуации проявляется межличностная, социальная, национальная нетерпимости. Межличностная толерантность проявляется по отношению к конкретному человеку; социальная - к группе; национальная - к другой нации; веротерпимость - к другой вере. Все эти аспекты должны быть учтены при планировании работы по воспитанию толерантности у учащихся. Воспитание культуры толерантности должно осуществляться в системе: "родители-дети-учитель". Если в мероприятиях принимают участие родители, это служит хорошим примером взаимодействия двух самых важных факторов в жизни ребенка школы и семьи. Также можно привлечь старшеклассников для организации игры в начальных классов, что будет способствовать актуализации и более глубокому усвоению знаний. Игра – одна из важнейших сфер жизнедеятельности детей, которая вместе с трудом, познанием, искусством, спортом обеспечивает необходимые эмоциональные условия для формирования национального сознания, культуры межнациональных отношений учащихся. Во время игры учащиеся не только обогащают свои знания, но и приобретают практические умения и навыки, необходимые в жизни, учатся общаться. В игровой форме можно провести классные часы, тематические занятия «Мое хобби»; «Я сам»; «Всегда ли я хороший?», « Самый, самый», «Классная книга рекордов и достижений». В тренинговой форме так же можно проводить классные часы: «Учись владеть собой»; «Хотеть - наполовину мочь», «Комплименты», «Диалог с собой», «Терпимое отношение к людям», «Основы бесконфликтного общения». В форме твореческих дел и формате коллективных мероприятий можно составить «Атлас класса», создать «Наш класс – мирный дом», доказать, что «Солнце светит всем» и провести многие другие мероприятия. Таким образом, на этапе формирования толерантности у младших школьников, особенно учащихся первых классов, только входящих в ответственную жизнь взрослых, особенно важно:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Меняем привычки или 15 правил здорового образа жизни Проблемы и конфликты у ребенка в школе: советы родителям Ответственность родителей перед детьми Влияние средств массовой информации на формирование личности ребенка Рекомендации для педагогов, родителей по готовности будущих первоклассников к обучению в школе |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены