РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Сценарий мероприятия "Осенняя экскурсия в природу"

ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ (3 класс)

Цель: наблюдение за осенними изменениями в природе.

Образовательные задачи:

  1. Учить распознавать листья наиболее распространенных пород деревьев.
  2. Развивать умение различать кустарники, деревья, травы.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать бережное отношение к природе.
  2. Закрепить правила поведения в природе, на экскурсии, вспомнить изменения в неживой природе.
  3. Продолжить формирование эстетического отношения к природе, интереса к ее изучению.
  4. Повышать уровень экологической культуры учащихся.

Развивающие задачи:

  1. Развивать логическое мышление: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
  2. Обогатить представления детей конкретными наблюдениями за осенними явлениями в жизни растений, животных.
  3. Осуществлять наблюдения за природными явлениями, устанавливать зависимости в природе.
  4. Сравнить летнюю природу с осенней.
  5. Развивать умение наблюдать, сравнивать, делать выводы.

Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений; плоды, смена, осенние листья различных растений.

Ход экскурсии.

I. Организационный момент.

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя окружают гурьбой.
Одно «Почему?» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей.
Другое – пчелой забралось на цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
«Что?» мышью шныряет под листьями в норах,
«Кто?» ищет в кустах притаившийся шорох,
Сидит «От чего?» на зеленом листке,
«Куда?» полетело верхом на жуке,
«Зачем?» вслед за ящеркой влезло на пень…
Вопрос за вопросом, и так – целый день!
Мы с вами, друзья, по тропинке идем
Ответы искать под зеленым шатром.

II. Сообщение темы и целей экскурсии.

Учитель:

- Ребята, я сейчас опишу время года, а вы попробуйте догадаться, что это за сезон.

Солнце скрылось за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду.

- Определите, какое это время года. Сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в живой и неживой природе, о приметах осени и о том, как разные животные готовятся к наступлению суровой зимы.

III. Повторение.

- Назовите первые признаки осени.

- Отметьте, какие работы выполняют люди в эту пору в парках, садах, в поле, на лугу.

- Изменился ли по сравнению с летом внешний вид леса?

- Понаблюдайте, как одеты взрослые и дети осенью по сравнению с летом.

Почему?

- Объясните причину более раннего, по сравнению с другими деревьями, пожелтение и опадание листьев некоторых деревьев, например, тополей.

- Назовите черты сходства и отличия у деревьев, кустарников, травянистых растений.

- Назовите характерные признаки кроны деревьев и кустарников, ее цвет, форму, величину плодов, стволов.

IV. Работа в группах.

Учащиеся разбиваются на группы по три-четыре человека и работают самостоятельно. Задание учитель составляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель напоминает о том, какое количество материала нужно собрать и как это сделать. Подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы. Собирать можно только опавшие листья, веточки, кору.

Задание для 1 группы.

  1. Измерьте температуру воздуха на месте проведения экскурсии, сравните с летними измерениями. (Летом погода теплая, много ясных дней; осенью температура воздуха понизилась, ясных дней почти нет, постоянно облачно или пасмурно). Как повлияла температура воздуха на жизнь растений?
  2. Соберите опавшие листья. С помощью учителя определите, с каких деревьев они опали.
  3. Задача: Сейчас охота в наших лесах запрещена полностью на 18 видов зверей и 29 видов птиц. Сколько всего видов животных находится под охраной?

Задание для 2 группы.

  1. Как изменился цвет неба по сравнению с летом? Почему? (Летом небо голубое, лишь кое-где небольшие облака; осенью небо затянуто облаками, кажется низким.)
  2. Найдите два-три цветущих травянистых растения. С помощью учителя определите их название. (Акцентируется внимание на том, что цветы рвать нельзя, их красотой могут наслаждаться другие люди.)
  3. Задача: В сутки автомобиль способен выбросить в воздух 20 кг выхлопных газов. Сколько выхлопных газов могут выбросить в воздух 8 автомобилей за 10 суток?

Задание для 3 группы.

  1. Отметьте, как светит солнце по сравнению с летом. Почему?
  2. Проведите наблюдение за кустарниками. Какие на них листья, на каких кустарниках есть плоды? Соберите опавшие плоды, также листья кустарников различной окраски.
  3. Задача: Бамбук вырастает за сутки на 1 метр. Сколько времени ему потребуется, чтобы вырасти на 20 метров?

Задание для 4 группы.

  1. Понаблюдайте, изменились водоемы по сравнению с летом. Почему?
  2. Какие изменения произошли с деревьями? Почему? Соберите листья различной окраски, опавшие с деревьев.
  3. Задача: определите количество воды, даваемое родником, если туристы заметили, что двухлитровая банка наполняется за 4 секунды. Сколько воды дает родник за 1 час? (Акцентируется внимание на сохранении чистоты родника.)

Задание для 5 группы.

  1. Понаблюдайте, какой дует ветер в день экскурсии. (Холодный, теплый; слабый, сильный.)
  2. Каких птиц вы заметили на экскурсии?
  3. Задача: Сова уничтожает за год 1000 полевых мышей. Сколько кг хлеба сохраняет в год одна сова, если полевая мышь запасает в год 1 кг зерна?

V. Беседа о перелетных птицах.

- Чем питаются птицы? (Семенами, плодами, зелеными побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицы – мышами, другими мелкими животными.)

Вывод: птицы питаются разнообразным кормом. Для многих основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм.

Дети могут рассказать, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются поближе к жилью человека, так как здесь легче найти корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых.

Необходимо заострить внимание детей на вопросах охраны природы. Учитель рассказывает, что птицы преодолевают большие расстояния, летят без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях. Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки.

Задание для 6 группы.

1. Посмотрите, что стало с почвой с приходом осени. Почему?

2. Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему?
- Видели ли вы летом насекомых? Каких? Много ли их было?
У насекомых температура тела непостоянная. Она изменяется в соответствии с изменением температуры окружающей среды. С наступлением холодов часть насекомых забирается в укромные места, другие зимуют в стадии личинки и куколки. С насекомыми тесно связана жизнь птиц, потому что для многих птиц они являются основным кормом.

3. Задача: Для образования в природе слоя почвы толщиной 1 см требуется, по подсчетам ученых, 400 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 5 см?

Задание для 7 группы.

  1. Понаблюдайте, какие растения остаются зелеными, на каких много желтых, красных листьев? Почему?
  2. Соберите листья травянистых растений различной окраски и формы. Положите их в папку, сделайте гербарий.
  3. Задача: 60 кг собранной макулатуры сохраняют от вырубки 1 дерево, растущее в лесу свыше 50 лет. Сколько деревьев сохранят учащиеся одной школы, собрав 720 кг макулатуры? Сколько макулатуры надо собрать, чтобы сохранить 27 деревьев?

VI. Беседа о деревьях осенью.

- Летом деревья и кустарники были зелеными, некоторые цвели, а затем на них появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад.

Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох? Это осенние листья срываются с веток и, кружась, падают на землю. Опишите свои ощущения и чувства.

- Писатель И.А. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание на то, какие краски он увидел в лесу:

Лес, точно терем расписной:
Лиловый, золотой, багряный,
Стоит над солнечной поляной,
Завороженный тишиной.

- С чем сравнил лес И.А. Бунин? Почему?

- А теперь посмотрите, как начинается листопад. На всех ли деревьях он начинается одновременно?

Обращается внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идет интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают литья после заморозков.

- Как вы думаете, почему в природе происходит листопад?

Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствий: ветви ломались бы от снега.

- Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают хвою, а остаются зелеными круглый год?

Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей, поэтому испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засухи. Кроме этого, снег на узкой игольчатой хвое не может удерживаться так, как удерживается на широких листьях, а значит, он не сможет скопиться на кронах хвойных деревьев и сломать сучья. Хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают.

Задание для 8 группы.

  1. Проведите наблюдение за облаками. Какие они осенью? Чем отличаются от летних?
  2. На каких травянистых растениях созрели семена? Рассмотрите их внешний вид, соберите в пакеты для подкормки птиц зимой.
  3. Задача: Один хомяк запасает на зиму 800 г зерна. Сколько зерна уничтожают за зиму 2 хомяка? 20 хомяков?

Игра «Отгадай животное».

Учитель рассказывает о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает, о ком идет речь?

1. Осенью у нас забот немало. Во – первых, мы линяем. Во – вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начала осени, когда много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос –сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир –это запас пищи на всю зиму. (Медведь)

2. А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле не хитрее других животных. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасла бы нас от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу- мышей полевок- находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка. (Лиса)

3. Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, потому увидеть меня не просто. Тело мое покрыто серебристо- серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато- белые полоски, а через глаза и уши проходит черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир- готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накапливаю столько, что можно и спать ложиться на зиму. (Барсук)

VII. Привал «Думаем, вспоминаем».

Фенологический рассказ.
- Слушайте внимательно, ищите ошибки.

Катюша начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. В сентябрьское воскресенье Катюша с дедушкой вышли из дому и пошли краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать. Вот и лес. Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Катюши глаза зоркие. И вот уже полно лукошко сморчков и строчков. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносится трель соловья. Хорошо в лесу!

Накануне прошел дождь, и солнце блестит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они превратятся во взрослых лягушек. Катюша захватила с собой и ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катюша земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как там подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли.

С полным лукошком и ведерком возвращались домой. Вышли к полю и увидели - высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно, к дождю», - сказал дедушка.

Ошибки

  1. Сморчки и строчки встречаются в конце апреля- мая, но не в сентябре.
  2. Кукушка, зяблик и соловей прекращают петь в июне, иногда в начале июля.
  3. Люпин отцветает в июле.
  4. Головастиков, как правило, в сентябре уже нет.
  5. Земляника кончается в начале июля, малина – в конце июля.
  6. Рожь в сентябре бывает неубранной лишь у нерадивых хозяев.
  7. Белые журавли обитают в тундре.
  8. Ласточки летают высоко – к хорошей погоде, а не к дождю.

VIII. Итог экскурсии.

Лес - наш зеленый друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории стоят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение. А еще лес является хранителем влаги и защитником почвы от размыва. Он оберегает реки от обмеления, поля – от засухи.

С какими явлениями в жизни растений вы познакомились?

По каким признакам различают деревья, кустарники и травы?

Опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми вы познакомились на экскурсии.

Что интересного вы узнали на экскурсии? Что запомнили?

О каких мерах охраны природы вы говорили?

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены