РАЗРАБОТКИ
|
Сценарий мероприятия "Осенняя экскурсия в природу"ОСЕННЯЯ ЭКСКУРСИЯ В ПРИРОДУ (3 класс) Цель: наблюдение за осенними изменениями в природе. Образовательные задачи:
Воспитательные задачи:
Развивающие задачи:
Оборудование: осенние ветки лиственных и хвойных растений; плоды, смена, осенние листья различных растений. I. Организационный момент. Когда ты идешь по тропинке лесной, II. Сообщение темы и целей экскурсии. Учитель: - Ребята, я сейчас опишу время года, а вы попробуйте догадаться, что это за сезон. Солнце скрылось за тучами. Идет мелкий моросящий дождь. Косяк журавлей, курлыча, пролетает над лесом. Порывистый ветер срывает с деревьев последние листочки. Только ели да сосны радуются своему зеленому наряду. - Определите, какое это время года. Сегодня мы поговорим об изменениях, которые происходят осенью в живой и неживой природе, о приметах осени и о том, как разные животные готовятся к наступлению суровой зимы. III. Повторение. - Назовите первые признаки осени. - Отметьте, какие работы выполняют люди в эту пору в парках, садах, в поле, на лугу. - Изменился ли по сравнению с летом внешний вид леса? - Понаблюдайте, как одеты взрослые и дети осенью по сравнению с летом. Почему? - Объясните причину более раннего, по сравнению с другими деревьями, пожелтение и опадание листьев некоторых деревьев, например, тополей. - Назовите черты сходства и отличия у деревьев, кустарников, травянистых растений. - Назовите характерные признаки кроны деревьев и кустарников, ее цвет, форму, величину плодов, стволов. IV. Работа в группах. Учащиеся разбиваются на группы по три-четыре человека и работают самостоятельно. Задание учитель составляет заранее на отдельных карточках. Перед выполнением самостоятельной работы учитель напоминает о том, какое количество материала нужно собрать и как это сделать. Подчеркивается необходимость соблюдения элементарных правил охраны природы. Собирать можно только опавшие листья, веточки, кору. Задание для 1 группы.
Задание для 2 группы.
Задание для 3 группы.
Задание для 4 группы.
Задание для 5 группы.
V. Беседа о перелетных птицах. - Чем питаются птицы? (Семенами, плодами, зелеными побегами растений; журавли, цапли – лягушками; хищные птицы – мышами, другими мелкими животными.) Вывод: птицы питаются разнообразным кормом. Для многих основным кормом служат насекомые, плоды и семена растений. С наступлением холодов исчезают насекомые, на растениях уже не видно плодов и семян. Поэтому птицы улетают в теплые края – туда, где есть корм. Дети могут рассказать, что по-прежнему они видят синиц, воробьев, ворон. Эти птицы перебираются поближе к жилью человека, так как здесь легче найти корм. Кроме того, на зиму к нам прилетают снегири, свиристели. Зимующие птицы питаются сохранившимися плодами и семенами растений, отыскивают спрятавшихся насекомых. Необходимо заострить внимание детей на вопросах охраны природы. Учитель рассказывает, что птицы преодолевают большие расстояния, летят без отдыха целый день или ночь и очень устают. Много птиц гибнет во время перелета, попадая в бурю или ураган. Поэтому не надо пугать птиц, разгонять стаю, опустившуюся на поле для поиска пищи или отдыхающую на деревьях. Для птиц, остающихся на зиму, уже сейчас надо собирать корм, делать и развешивать кормушки. Задание для 6 группы. 1. Посмотрите, что стало с почвой с приходом осени. Почему? 2. Как изменилось поведение насекомых с приходом осени? Почему? 3. Задача: Для образования в природе слоя почвы толщиной 1 см требуется, по подсчетам ученых, 400 лет. Сколько лет потребуется для образования слоя почвы в 5 см? Задание для 7 группы.
VI. Беседа о деревьях осенью. - Летом деревья и кустарники были зелеными, некоторые цвели, а затем на них появились плоды и начали созревать семена. Но с похолоданием в природе начинается листопад. Остановитесь на минуту, оглянитесь вокруг, прислушайтесь к звукам в лесу. Слышите шорох? Это осенние листья срываются с веток и, кружась, падают на землю. Опишите свои ощущения и чувства. - Писатель И.А. Бунин, наблюдая осенний лес, был поражен его красотой. Обратите внимание на то, какие краски он увидел в лесу: Лес, точно терем расписной: - С чем сравнил лес И.А. Бунин? Почему? - А теперь посмотрите, как начинается листопад. На всех ли деревьях он начинается одновременно? Обращается внимание детей на то, что с понижением температуры воздуха изменение окраски листьев идет интенсивнее. Быстрее идет и листопад. Особенно сильно опадают литья после заморозков. - Как вы думаете, почему в природе происходит листопад? Сбрасывая листья, растения спасаются от физиологической засухи, так листья испаряют большое количество влаги. Но с наступлением холодов почва охлаждается, а вместе с ней и почвенная влага. Охлажденную воду корни растений не всасывают. Кроме того, оставшиеся на зиму листья послужили бы для растений источником бедствий: ветви ломались бы от снега. - Кто догадается, почему хвойные деревья не сбрасывают хвою, а остаются зелеными круглый год? Листья хвойных деревьев покрыты толстой кожицей, поэтому испаряют влаги гораздо меньше, чем широкие листья лиственных деревьев. Вот почему хвойным деревьям почти не грозит опасность засухи. Кроме этого, снег на узкой игольчатой хвое не может удерживаться так, как удерживается на широких листьях, а значит, он не сможет скопиться на кронах хвойных деревьев и сломать сучья. Хвоинки ели очень гладкие. Располагаясь по обеим сторонам веток, они образуют ровную скользкую поверхность. Сами ветки расположены по отношению к стволу дерева наклонно вниз. Поэтому даже небольшие массы скопившегося снега легко соскальзывают. Задание для 8 группы.
Игра «Отгадай животное». Учитель рассказывает о жизни зверей осенью, о том, как они готовятся к зиме. Кто из учеников быстрее отгадает, о ком идет речь? 1. Осенью у нас забот немало. Во – первых, мы линяем. Во – вторых, надо позаботиться о надежном убежище, где можно проспать до весны. Но чтобы спокойно спать, нам нужно накопить запас жира, а это делается летом и в начала осени, когда много еды: созрели ягоды и другие плоды, стали сладкими и сочными корни растений, всюду много насекомых, в ульях диких пчел и ос –сладкий медок. Накопим жирку, и спать можно ложиться в берлогу. Жир –это запас пищи на всю зиму. (Медведь) 2. А мы к зиме меняем шубку на более теплую и пушистую. В сказках говорят, что мы самые хитрые. А на самом деле не хитрее других животных. Если бы не зоркие глаза, острый слух, тонкое чутье, то никакая хитрость не спасла бы нас от волков и охотничьих собак. Свою главную добычу- мышей полевок- находим мы без всяких уловок. Нос и уши помогают. А вот зайца догнать трудно, разве что случайно столкнемся с косым или набредем на зайчонка. (Лиса) 3. Я очень осторожный зверь. Охочусь ночью, потому увидеть меня не просто. Тело мое покрыто серебристо- серой жесткой щетиной. От носа к затылку тянутся желтовато- белые полоски, а через глаза и уши проходит черная полоса. Ближе к осени я начинаю нагуливать жир- готовиться к зиме. Хотя на вид я неуклюжий, но ловко ловлю грызунов, лягушек, ящериц, выкапываю червей. Очень много уничтожаю личинок майских жуков. К холодам жира накапливаю столько, что можно и спать ложиться на зиму. (Барсук) VII. Привал «Думаем, вспоминаем». Фенологический рассказ. Катюша начала готовиться к походу в лес еще с пятницы. В сентябрьское воскресенье Катюша с дедушкой вышли из дому и пошли краем села к лесу. Прошло минут пятнадцать. Вот и лес. Блестят в воздухе тонкие паутинки, сыплются на землю пестрые листья. Прячет осень под пестрым ковром грибы. Но у Катюши глаза зоркие. И вот уже полно лукошко сморчков и строчков. А вот дружная семейка опят на старом пне, и рядом в траве желтеют их шляпки. Слышно кукование кукушки, поет, заливается зяблик, из кустов доносится трель соловья. Хорошо в лесу! Накануне прошел дождь, и солнце блестит на листьях люпина, еще краше оттеняя его синие цветы. В небольших водоемах резвятся головастики, скоро они превратятся во взрослых лягушек. Катюша захватила с собой и ведерко. Щедрый лес не подвел ее. Набрала Катюша земляники и малины. Обедали с дедушкой на лесной вырубке, рядом росла рожь, и было видно, как там подкармливаются перед отлетом на юг белые журавли. С полным лукошком и ведерком возвращались домой. Вышли к полю и увидели - высоко в небе стремительно пролетают ласточки. «Видно, к дождю», - сказал дедушка. Ошибки
VIII. Итог экскурсии. Лес - наш зеленый друг, наша здравница. Он очищает воздух от пыли и обогащает его кислородом. Лесной воздух имеет целебные свойства. Поэтому оздоровительные лагеря, дома отдыха, санатории стоят чаще всего в лесу. Лес украшает нашу землю. В лесу у нас всегда хорошее настроение. А еще лес является хранителем влаги и защитником почвы от размыва. Он оберегает реки от обмеления, поля – от засухи. С какими явлениями в жизни растений вы познакомились? По каким признакам различают деревья, кустарники и травы? Опишите внешний вид наиболее интересных птиц, насекомых или растений, с которыми вы познакомились на экскурсии. Что интересного вы узнали на экскурсии? Что запомнили? О каких мерах охраны природы вы говорили?
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены