РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Активные формы и методы обучения биологии

«… дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью»
К. Д. Ушинский

Современный этап развития образования характеризуется поиском педагогических направлений, отвечающих современных потребностям общества. Одним из направлений решения задачи реформирования, модернизации структуры и содержания образования является организация личностно-ориентированного подхода в обучении и воспитании подрастающего поколения. Личностно-ориентированный подход предусматривает равноправное диалогическое общение всех его участников, обращение к личности обучающегося, как основному субъекту учебно-воспитательного процесса, способного к автономному и компетентному определению себя в учебной деятельности и собственной жизнедеятельности.

В условиях смещения общеобразовательных аспектов на личностную сферу обучающегося, объективно возникает вопрос о совершенствовании технологии обучения, в частности, использовании форм и методов обучения, наиболее адекватных данному направлению. В "Концепции модернизации Российского образования на период до 2020 года" одной из задач выступает расширение сферы применения форм и методов обучения, которые позволяют формировать как практические навыки анализа информации, так и стремление обучающихся к самообразованию и самосовершенствованию. Претворение вышеназванных задач предполагает обращение к активным методам обучения. Данные методы несут в себе прогрессивное начало, предусматривают реализацию воспитательного потенциала учебного материала, развитие познавательной самостоятельности обучающихся, воспитание бережного отношения к природе, осуществление исторического подхода, соблюдение преемственности и связи с другими предметами, развитие специальных и общих умений, профориентацию обучающихся. Большую роль в активизации учения обучающихся при обучении биологии играет правильно организованная познавательная деятельность, основанная на создании оптимального уровня сложности, на активном включении обучающихся в поиск новых знаний при выполнении различного рода умственных и практических заданий.

Поскольку познавательная самостоятельность обучающихся развивается при такой учебной деятельности, которая предполагает дозированное управление преподавателем с таким расчётом, чтобы обучающийся овладел не только исполнительной, но и управляющей деятельностью. Задания предполагают более или менее точное воспроизведение обучающимися получаемых знаний и приемов деятельности в том объеме и содержании, в каком они были получены в процессе познания, некоторые приемы умственной переработки знаний об известных объектах, самостоятельный выбор методов и приемов изучения учебного материала, а также синтез знаний, полученных из других источников или в результате собственной мыслительной деятельности (сравнение, установление причинно-следственных связей).

В заданиях выдержаны все пути развития познавательной активности и самостоятельности:

  1. включение в деятельность обучающихся заданий и вопросов, требующих от них объяснения, выводов, собственных суждений, актуализации знаний, в том числе из других источников, особенно из наблюдений;
  2. применение вопросов, побуждающих к продуктивному мышлению, с последующим переходом от простых сравнений к обобщениям, к установлению причинно-следственных связей, к умозаключению;
  3. увеличение источников знаний;
  4. использование заданий на выявление новых знаний и синтез их с имеющимися знаниями и получаемыми из других источников;
  5. постепенное увеличение заданий продуктивного характера, а также уменьшение руководящей роли преподавателя;
  6. обучение постановке исследовательских опытов, объяснению их роли, а также пониманию всех этапов каждого опыта.

Задания по теме бактерии, грибы, лишайники направлены на формирование общих учебных умений.

Бактерии

1. В тетради выполните задания.

1. Зарисуйте и подпишите некоторые формы бактерий.

2. Сделайте рисунки:

а) растительной клетки,

б) клетки бактерий и сделайте обозначения.

3. Ответьте на вопросы:

а) Где распространены бактерии?

б) В чем сходство и отличия в строении растительной клетки и клетки бактерий?

в) Почему бактерии относятся к доядерным организмам?

г) Как происходит питание бактерий?

д) Как бактерии размножаются?

е) Что такое споры бактерий?

ж) Почему бактерии широко распространены и существуют наряду с высокоорганизованными организмами?

2. Подсчитайте, сколько дней бактерии могут сохранять свою жизнь в виде спор, если известно, что споры холеры выдерживают неблагоприятные условия 2 дня, чумы — в 4 раза дольше, тифа — в 30 раз дольше, туберкулеза — в150, а сибирской язвы — в 1826 раз.

3. Заполните таблицу 1.

4. Чтобы доказательно ответить на вопрос, почему перед едой необходимо мыть руки с мылом, проделайте такой опыт.

За два дня до опыта чашки Петри закройте крышками. Приготовьте питательную смесь: вымытый клубень картофеля очистите, разрежьте пополам и вымочите 2 — 3 ч в 1-процентом растворе соды, затем сварите его и разрежьте на ломтики, положите их на фильтровальную бумагу в чашки Петри (это и есть питательная среда для выращивания бактерий). Прикоснитесь к одной пластинке пальцем немытой руки, к другой — ральцем вымытой руки, но без мыла, а к третьей прикоснитесь, предварительно хорошо вымыв руки с мылом. Оставьте опыт на два дня, сравните результаты, сделайте вывод и расскажите об этом на уроке биологии, показывая результаты опыта.

Таблица 1. Полезные бактерии

5. Подсчитайте, сколько бактерий содержится в 1 м3 воздуха, если известно, что в морском воздухе попадается всего 1; в городском парке в 400 раз больше; на улице города в 12 раз больше, чем в парке; в непроветренной комнате в 56 раз больше, чем на улице города; на скотном дворе в 7 раз больше, чем в непроветренной комнате.

6. Заполните таблицу 2, пользуясь учебником и дополнительной литературой, которую можно взять в библиотеке, у учителя биологии, у родителей — медицинских работников и у медицинской сестры в школе. Подготовьте и сделайте на уроке биологии доклад, иллюстрируя таблицей, в которую внесены главные сведения и которую остальные учащиеся должны выполнить в своих тетрадях.

Таблица 2. Болезнетворные бактерии

7. Проделайте такой опыт. На простерилизованные кусочки картофеля поместите муху на некоторое время (чтобы она поползала по кусочку). Поставьте опыт на двое су­ток и рассмотрите выросшие колонии бактерий. Сделайте и запишите вывод. Постарайтесь таким же образом вырастить бактерии, взятые с монеты, дверной ручки. Доложите это на уроке биологии, подтверждая рассказ результатами опыта.

8. Подготовьте сообщение о бактериях-созидателях, об их значении в природе и в жизни человека, взяв не менее чем три вида таких бактерий.

Грибы

9. Сделайте все обозначения к рисунку 1

10. Заполните таблицу 3.

Таблица 3.Сходство и отличие различных грибов

11. Если вы знаете особенности строения и условий жизни грибов, то правильно решите кроссворд «Грибы» (рис. 2).

По горизонтали: 1. Гриб-кистевик, из которого вырабатывают лекарство. 2. Ядовитый гриб. 3. Грибной фаворит (бывает еловый, сосновый; собирают в три срока: колосовиковый, жнивниковый, листопадниковый). 4. Клеточка с плотной оболочкой, которой размножаются грибы. 5. Тонкие белые, ветвящиеся в почве нити, которые поглощают воду и минеральные соли, а также органические вещества, необходимые для питания гриба. 6. Грибы, питающиеся мёртвыми органическими веществами. 7. Грибы, питающиеся за счет живых организмов (поселяются на них).

По вертикали: 1. Ранний гриб условно съедобный. 2. Гриб, который имеет ядовитого двойника, серо-желтого цвета. 3. Микроскопические грибы, издавна применяемые человеком. 4. Явление взаимовыгодного сожительства двух организмов. 5. Грибокорень, образующийся на корнях растений, совместно с которыми растут грибы. 6. Название съедобного гриба.

­12. Выполните графический диктант. Для этого под диктовку преподавателя или товарища нужно, не отрывая ручку от тетради, ставить знак-шифр, соответствующий названию грибов. Шифры: ∩— съедобные грибы, ∏— условно съедобные грибы, ∆ — ядовитые грибы.

Названия грибов (даются вразнобой): 1 — валуй, 2 — краснушка, 3 — белый, 4 — бледная поганка (зеленая), 5 — шампиньон, 6 — груздь настоящий, 7 — рыжик, 8 — мухомор порфировый, 9 — масленок зернистый, 10 — дождевик, И — опенок, 12 — груздь осиновый, 13 — масленок лиственный, 14 — подгруздок белый, 15 — моховик желто-бурый, 16 — мухомор пантерный, 17 — гриб-зонтик пестрый, 18 — дубо­вик обыкновенный, 19 — груздь синеющий, 20 — масленок обыкновенный, 21 — вешенка обыкновенная, 22 — польский гриб (каштановый моховик), 23 — мухомор красный, 24 — моховик зеленый, 25 — груздь желтый (подгруздь), 26 — козляк, 27 — ложноопенок (серо-желтый), 28 — дубовик крапчатый, 29 — груздь черный (чернушка), 30 — мокруха, 31 — сморчок обыкновенный, 32 — сыроежка болотная, 33 — гладыш, 34 — лисичка, 35 — сморчок конический, 36 — сы­роежка зеленоватая, 37 — ложный опенок (кирпично-крас- ный), 38 — сморчковая шапочка, 39 — сыроежка зеленая, 40 — бледная поганка, 41 — волнушка розовая, 42 — подо­синовик, 43 — желчный гриб, 44 — сыроежка пищевая, 45 — подберезовик, 46 — строчок, обыкновенный.

13. Проведите наблюдения за появлением, ростом и развитием грибов.

Дневник наблюдений за ростом и развитием грибов.

14. «Больных мучили сильные, нестерпимые боли, так что они громко жаловались, скрежетали зубами и кричали...

Невидимый, скрытый под кожей огонь отделял мясо от костей и пожирал его»,— так писал старинный летописец о неизвестной болезни, называемой потом «злыми корчами», «антоновым огнем». Эта болезнь только во Франции в 1129 г. унесла более 14 тысяч человек. Не один век прошел, пока открыли возбудителя этой болезни (в конце XIX века). На основе полученных о грибах знаний ответьте на вопрос: что вызывало эту болезнь? Постарайтесь найти более подробные сведения об этом в дополнительной литературе по биологии, например в журналах «Юный натуралист» за ряд прошлых лет.

15. Если по горизонтали вы правильно впишете названия съедобных грибов, то по вертикали в выделенной графе получите название гриба, изображенного на рисунке 3.

Лишайники

16. Заполните таблицу 4 и обсудите результаты в классе.

17. Повторите опыт, который провели в 1867 г. наши отечественные ученые И. В. Баранецкий и А. С. Фаминцын. В пол-литровую банку налейте на 2/3 кипяченой холодной воды и положите в нее размельченный лишайник — стенную золотянку, поставьте банку в теплое и освещенное место. Наблюдайте, что происходит, и записывайте в дневник. По окончании сделайте вывод о строении лишайника.

Таблица 4. Примеры симбиоза в природе

Дневник наблюдений за изменением лишайника

18. К уроку по изучению лишайников приготовьте результаты опыта. Исландский мох прокипятите в воде 15 - 20 мин, отвар процедите и охладите, прибавьте к нему слабый раствор соды, чтобы уменьшить его горький вкус. Оставьте полученную жидкость на сутки — и вы получите студенистую массу, своеобразный углевод лихенин, близкий по составу к крахмалу, хотя йодом он и не окрашивается в синий цвет.

Сделайте вывод.

19. Получите из стенной золотянки краску.

Для этого в колбу с раствором соды положите измельченную стенную золотянку, наблюдайте 3 — 5 мин и вы увидите, что раствор стал ярко-красным. Профильтруйте его и попробуйте им окрасить бумагу или ткань. Проделайте то же самое с другими лишайниками и сделайте вывод.

Ответы к заданиям по теме «Бактерии. Грибы. Лишай­ники»

2. Споры чумы выдерживают высушивание 8 дней, тифа — 60, туберкулеза до 10 месяцев, сибирской язвы до 10 лет.

8. Бактерии-созидатели: кислотообразующие, например бактериум кальцикс; железобактерии; серобактерии; азотоусвояющие (клостридиум).

9. А — грибница. Б — плодовое тело: 1 — пенек, 2 — кольцо, 3 — пластинки, 4 — шляпка. В — образующиеся молодые плодовые тела (разные стадии). Г — споры пластин­чатого гриба, высыпанные на листочек бумаги.

11. По горизонтали: 1 — пенициллин, 2 — мухомор, 3 — боровик, 4 — спора, 5 — грибница, 6 — сапрофиты, 7 — паразиты. По вертикали: 1 — сморчок, 2 — опенок, 3 — дрожжи, 4 — симбиоз, 5 — микориза, 6 — валуй.

12. Съедобные грибы: 3, 5, 7, 9, 11, 13, 15, 18, 20, 21, 22, 24, 26, 28, 30, 32, 34, 36, 39, 42, 44, 46; условно съедобные грибы: 1, 2, 6, 10, 12, 14, 17, 19, 25, 29, 31, 33, 35, 38, 41, 46; ядовитые грибы: 4, 8, 16, 23, 27, 37, 40, 43.

14. Болезнь вызывал хлеб, который пекли из муки, заражённой спорыньей. Зерно, пролежавшее год и более, становится безвредным, так как спорынья теряет свой яд.

15. Изображен шампиньон. 1 — вешенка, 2 — масленок,* 3 — маховик, 4 — опенок, 5 — лисичка, 6 — подосиновик, 7 — польский, 8 — сыроежка, 9 — белянка.

Автор:
Асхабова С. С.
преподаватель биологи - химии
«Лангепасский политехнический колледж»
Филиал в городе Покачи

Список использованной литературы

  1. Богоявленская А. Е. Активные формы и методы обучения биологии- М., Просвещение, 1996
  2. Капустин Н. П.- Педагогическая технология адаптивной школы- М., «Академия», 2002
  3. Монахов В. М., Орлова В. А., Фирсов В. К. Проблема дифференциации обучения в средней школе- М., 1990
  4. Муртазин Г. М. Активные формы и методы обучения биологии – М.,Просвещение, 1989
  5. Покровская С. Е. Дифференциация обучения в средних общеобразовательных школах – Мн., «Беларуская наука», 2002
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены