РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система формирования надпредметных компетенций учащихся на уроках географии

География

В настоящее время выдвигают особые требования к подготовке школьников к жизни – вооружить их не столько знаниями, сколько способами овладения ими. В условиях резкого увеличения объема знаний требуется смена педагогических приоритетов - научить учащихся учиться

Понятие компетентность шире понятия знания, или умения, или навыка, оно включает в себя не только их познавательную и технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую, необходимых при решении реальных жизненных проблем в будущем

В своей работе я ставила перед собой цель дать учащимся не только сумму знаний как основной результат школьного образования, а была нацелена, на формирование универсальных (метапредметных или надпредметных) компетенций.

Содержание курса географии обладает большими возможностями для развития познавательных процессов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся.
Во время уроков географии я использую различные методы и приемы работы, направленные на формирование как предметных, так и надпредметных компетенций учащихся, что позволяет повысить эффективность преподавания, сделать более глубоким и действенным восприятие все более увеличивающихся объемов учебных материалов

Метапредметные компетенции способствуют упорядочению, систематизации знаний, их прочному усвоению. Они помогают учащимся овладеть методами научного познания, общими для многих учебных предметов

1. Работа в группах

Групповая учебная деятельность школьников на уроках географии способствует реализации различных метапредметных умений, т. е. универсальных способов деятельности. К ним относятся умения организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, вести самостоятельный поиск, анализ, сбор информации, умение взаимодействовать с людьми, работать в коллективе, вести дискуссию, оценивать достигнутые результаты, умения ориентироваться в окружающем мире. Эти метапредметные результаты достигаются выполнением заданий по сбору дополнительной информации для урока, подготовке презентаций и в обсуждении их в классе, при работе в группах, участии в дискуссии.

2. Работа с картой

На уроках мы учимся читать карту, показывать объекты, называть, различать, выделять, определять, сопоставлять карты, проводить наложение карт и т.д.

3. Составление описаний и характеристик

Страноведческие характеристики, представляющие своего рода географический паспорт или визитную карточку определенной территории – одни из самых распространенных и эффективных форм доведения специально обработанной информации о территориях. Учащиеся составляют характеристики не только по типовому плану, но и имеют возможность творчески подойти к данному вопросу – они составляют визитные карточки, презентации, виртуальные путешествия и т.д.

4. Развитие навыка критического осмысления информации

Н-р: Прослушайте отрывки из литературных произведений и ответьте на вопрос: «О какой характеристике ветра идет речь?».

Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух. Чуть трепещут
Сребристых тополей листы.
А.С. Пушкин

Сегодня старый ясень сам не свой, -
Как будто страшный сон его тревожит.
Ветвями машет, шевелит листвой,
А почему, - никто сказать не может.
С.Я.Маршак

- Сила, скорость ветра.

Или: Найдите ошибку и дайте правильный ответ:

а) в средние века наиболее правильную гипотезу о происхождении Солнечной системы предложил Н. Коперник;

б) самая большая планета Солнечной системы – Нептун.

Опровергните тезис: «в природе существуют четыре среды обитания живых организмов: наземно-воздушная, подземная, водная и почвенная».

в) В предложенном тексте найдите географические ошибки, исправьте их:

Это холодное течение начинается в Карибском заливе и носит название Гольфстрим. Огибая полуостров Лабрадор, оно выходит в Атлантический океан, проходит близ берегов Южной Америки и примерно у 450 ю.ш. меняет свое направление и под именем Южно-Атлантического пересекает океан. Часть вод течения, обогнув полуостров Гренландия направляется в Северный Ледовитый океан. Под их влиянием Берингово море не замерзает и порт Архангельск доступен для судов весь год.

5. Приемы логических операций

При формировании данной компетенции учащиеся учатся анализировать, группировать, устанавливать связи, доказывать, систематизировать, давать определение научным понятиям, оценивать. Учащиеся полученную информацию обрабатывают, и размещают в таблицы, это развивает у них логическое мышление, умение выделять главное. В настоящее время многие школьники, увлекаются комиксами, которые вырабатывают в читателях способность быстро схватывать суть проблемы. Поэтому в 5 классе при изучении темы «Теории возникновения Земли» учащиеся представляют материал в виде комиксов, нарисованных от руки. Эта работа позволяет развивать аналитические способности – выделять главное, критически осмыслять информацию. Литературно-географические диктанты, составленные из отрывков литературных произведений школьной программы.

Например, проверочный диктант «Циклональный и антициклональный типы погоды» в 8 классе. Этот вид работы вызывает у учащихся неподдельный интерес и оживление, доставляет радость узнавания. Таким образом, проявляется синергетический подход, осуществляются межпредметные связи, в данном случае, географии и литературы. По аналогии с литературно-географическим диктантом, можно проводить художественно-географические диктанты с использованием мультимедиа и репродукциями картин великих художников из Интернета, например «Природные зоны Русской равнины».

6. Устные сообщения, обзоры, аннотаций материалов средств массовой информации

7. Решение ситуационных задач

Н-р: 6 кл. - Город Турин лежит на 45о с.ш.. К чему он расположен ближе: к экватору или к Северному полюсу и почему?

10 кл. - В Аргентине разработан план переноса столицы из Буэнос-Айреса в небольшой город Вьедма, расположенный вблизи устья реки Рио-Негро (у залива Сан-Матис).

Представьте, что вы один из разработчиков плана. Чем бы вы мотивировали целесообразность такого переноса?

При ответах на такие вопросы учащиеся должны четко, логически, грамотно аргументировать свою позицию, доказать свою точку зрения.

8. Наиболее эффективным для формирования надпредметных компетентностей учащихся является проектный метод, исследовательская работа школьников.

Мои учащиеся ежегодно участвуют в конкурсах (Литературно-географические, экологические брейн-ринги, конкурс презентаций «Я - путешественник), что тоже позволяет формировать надпредметные компетентности – учащиеся овладевают новыми знаниями по географии и смежным наукам, информационно-коммуникационными технологиями при создании различных электронных продуктов

Обобщая выше сказанное, делаю вывод, что для воплощения идеи смены ценностных установок в ходе современного этапа модернизации образования, а именно - от освоения предмета к развитию личности учащихся, одним из наиболее эффективных является постепенное поэтапное формирование надпредметных компетентностей учащихся

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены