РАЗРАБОТКИ
|
Диагностический подход в наставнической деятельности педагога-наставникаРоманова Ангелина Георгиевна, «Из-за повышения требований к педагогическим кадрам в связи с принятием профессиональных стандартов и усложнением социокультурной образовательной среды, связанной с динамичным развитием науки и технологий, усиливается потребность в педагогических кадрах, способных решать задачи модернизации на всех уровнях образования» (государственная программа «Развитие образования на 2013-2020гг.») Целью наставничества в школе является обеспечение условий для успешной адаптации молодого учителя; содействие его профессиональному развитию и карьерному росту. Методическое сопровождение включает в себя не только обеспечение методическими, научными и психологическими ресурсами, помощь в организации урочной и внеурочной деятельности, но и дидактическая и диагностическая деятельность по выявлению и устранению профессиональных затруднений начинающего педагога. С помощью диагностического подхода выявляются дефициты и потребности профессиональной деятельности начинающего учителя. В понятие диагностика вкладывается более широкий и глубокий смысл, так как она обеспечивает обратную связь, показывает насколько эффективно были выбраны формы и методы ликвидации дефицитов, с какими трудностями столкнулся начинающий педагог. Программа адаптации молодого специалиста предполагает выявление профессиональных затруднений, планирование совместной деятельности, намеченных планов и рефлексию. Но проводимые опросы и анкетирование не давали реальное представление о затруднениях молодого педагога и имели обобщенный характер. В работе педагога-наставника возникла потребность в разработке пакета диагностических и дидактических материалов, рассчитанных на один учебный год и имеющих цикличную структуру: входная диагностика-обучающие мероприятия- промежуточная диагностика- обучающие мероприятия- итоговая диагностика. Анкетирование и наблюдение показывает, что молодой педагог сталкивается со многими трудностями в своей деятельности:
Несмотря на то, что в процессе адаптации обнаружилось много проблем психологического, методического и организационного характера, акцент был сделан на самые важные затруднения. Совместно с молодым педагогом были выявлены ключевые мелкие затруднения, решение который ведет к интенсификации учебного процесса и ликвидации серьезных профессиональных потребностей. Например, «Дифференцированный подход на уроке», «Организация домашнего задания на уроке», «Мотивация на уроке», «Работа в группах», «Проведение рефлексии на уроке» и др. Цель и содержание диагностических материалов зависит от стажа, опыта и профзатрунений молодого учителя. Пакет диагностических материалов содержит анкету затруднений, методическую консультацию и схему анализа урока по одной теме-проблеме. В приложении представлен образец анкеты «Диагностика профессиональных затруднений и потребностей молодого специалиста в организации домашнего задания», разработанный в рамках практического семинара «Дидактические и диагностические материалы в наставнической деятельности». Требования к составлению анкеты, методической консультации, схемы анализа урока
Можно представить это в виде цикла мероприятий, направленных на решение проблем адаптации и решения вопросов профессиональных потребностей и затруднений. Это можно представить в виде следующей таблицы:
Таким образом, диагностика процесса адаптации начинающего педагога это особый вид деятельности, представляющий собой установление и изучение затруднений и потребностей, характеризующих состояние и результаты процесса адаптации, и позволяющий на этой основе прогнозировать возможные отклонения, определять пути их предупреждения, а также корректировать этот процесс в целях повышения качества подготовки молодых специалистов. Используемая литература:
Приложение АНКЕТА Диагностика профессиональных затруднений и потребностей молодого специалиста в организации домашнего задания Уважаемый коллега! Просим Вас ответить на вопросы анкеты Цель: выявление затруднений и профессиональных потребностей при организации домашнего задания нам уроке
3. Знакомы ли Вы с нормативно-правовой базой ОО при организации выполнения домашнего задания:
4. Отметьте формы проверки домашнего задания, приемлемые для Вас:
5. Какими инновационными методами проверки домашнего задания Вы хотели бы овладеть в первую очередь?
6. Наблюдаете ли Вы взаимосвязь между целью урока и домашним заданием? (да, нет, не всегда) 7. Осуществляете ли Вы инструктаж выполнения домашнего задания? (да, нет, не всегда) 8. Ведете ли Вы учет трудностей обучающихся при выполнении домашнего задания? (да, нет, не всегда) 9. Проверяете ли Вы наличие записи домашнего задания в дневниках? (да, нет, не всегда) 10. Какими видами оценивания домашнего задания Вы хотели бы овладеть? (критериальным, формирующим, традиционным)
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены