РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Организация учебного сотрудничества на уроке истории и обществознания

Попытки изменить учебный процесс, внедрив в него принципы учебного сотрудничества, предпринимались еще в XVIII веке авторами системы взаимного обучения Э. Беллом и Дж. Ланкастером. Их система представляла собой обучение в разновозрастных группах, где старшие ученики получали задания от учителя и вели занятия с младшими.

Позднее идеология обучения в сотрудничестве была разработана тремя группами американских педагогов: Р. Славиным, Р. Джонсоном и Д. Джонсоном, и группой Э. Арсона. Они считали, что если ученики допускают ошибки, то им нужно предоставить возможность дополнительной практики в небольших группах, где они научатся помогать друг другу, отвечать за успехи каждого.

В советской педагогике всегда были учёные и практики, которые пытались решать актуальные проблемы педагогического процесса, изобретая при этом новые оригинальные методы и формы образования. Проблема несоответствия принципов образования цели имеет свою историю. Первым, кто предложил эффективные решения этой проблемы применительно к воспитательной работе был А.С. Макаренко. Он исследовал закономерности воспитания личности в коллективе. Макаренко разработал практические технологии воспитания и самовоспитания личности в коллективе, заложив основы нового направления в педагогической деятельности - сотрудничества педагога и воспитанников.

В пятидесятые, в начале шестидесятых годов прошлого века, выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский публикует свои интереснейшие работы, которые повлияли на изменение содержания принципов обучения. Основа дидактических работ Сухомлинского - это создание программ развития основных учебных умений у учащихся и реализация их на уроках по всем предметам. Сухомлинский разработал методические основы сотрудничества на уроках. Наряду с этим, он переработал принципы, структуру и содержание воспитательной работы в школе, что позволило объединить учебную и воспитательную работу в единое целое, чего ранее не было до него.

Идеи нового направления в педагогике - сотрудничества получили свое дальнейшее развитие и в настоящее время.

На сегодняшний день достаточно много отечественной психолого-педагогической литературы, помогающей учителю освоить разные формы организации учебного сотрудничества: Г.А. Цукерман «Зачем детям учиться вместе», «Виды общения в обучении», В.К.Дьяченко «Сотрудничество в обучении», А.Ю.Уваров «Кооперация в обучении: групповая работа», Н.Б. Шумакова «Развитие исследовательских умений младших школьников» и другие. В своих руководствах для учителя Г.А.Цукерман считает, что требованиям развивающего обучения отвечает коллективная (парная, групповая) форма организации учебно-воспитательного процесса относит и динамические пары (пары сменного состава), в книге А.Ю.Уварова подробно описаны разные методы кооперативного обучения.

Таким образом, можно сделать вывод, что технологии учебного сотрудничества являются не новыми, а традиционными и инновационными технологиями одновременно. Однако, при переходе на обучение по государственным стандартам, которые определяют главную цель обучения формирование универсальных учебных действий, среди которых особое место занимают коммуникативные, учителя испытывают трудности связанные с оцениванием деятельности учащихся.

Как можно оценивать индивидуальную работу, если представлен результат групповой работы?

В своем опыте я хочу дать ответ на поставленный вопрос и ряд других проблем, выдвинутых выше. Наиболее распространенной формой сотрудничества на уроке является групповая форма обучения. В середине двадцатого века К.Левин выдвинул следующую идею: «Обычно легче изменить индивидов, собранных в группу, чем изменить любого из них по отдельности». Это, на мой взгляд, и является особым отличием учебного сотрудничества: научение происходит в групповой совместной работе за счет взаимного обучения.

При организации групповой работы первым важным шагом учителя является постановка проблемной ситуации, которая требует совместного обсуждения и выработку определенных предложений всей группы - это основа сотрудничества.

У многих учителей возникают проблемы уже на первом этапе. Они не правильно формулируют проблемные ситуации. Не каждое упражнение может стать основой для групповой работы. Проблемная ситуация возникает, когда учитель преднамеренно сталкивает жизненные представления учащихся с фактами, для объяснения которых у школьников не хватает знаний, жизненного опыта. Преднамеренно столкнуть жизненные представления учащихся с научными фактами можно с помощью различных наглядных средств, практических заданий, в ходе выполнения которых школьники обязательно допускают ошибки. Это позволяет вызвать удивление, заострить противоречие в сознании учащихся и мобилизовать их до решения проблемы.

На уроках истории постановка проблемных ситуаций и решение проблемных заданий имеет объективные причины, так как в современной исторической науке продолжаются дискуссии по проблемам формирования Древнерусского государства ( нормандская теория), об историческом пути России, как западной или Восточной цивилизации (спор западников и славянофилов), определении сущности событий октября 1917 года как переворота или революции, оценку политических деятелей СССР начиная с Личности Сталина и заканчивая Горбачевым и т.д.

Обществознание – интегрированный курс. Содержание учебного материала по обществознанию включает знание из нескольких областей, что во многом определяет сложность и порой противоречивость его усвоения. Уже по этой причине сложность учебного материала - перспективная основа для творческого использования в организации групповой формы обучения.

Вторым важным шагом является создание учебного сообщества (рабочей группы), способной решать дидактические задачи. Известный психолог Л. Выготский отмечает:
«То, что дети могут сделать вместе сегодня, завтра каждый из них сможет сделать самостоятельно». Учебное сообщество — это группа детей, способная организоваться для совместного учебного труда, непо¬сильного для каждого отдельного участника общей работы. Задача учителя при формировании такого сообщества состоит в создании условий для того, чтобы совместная работа детей стала возможной. Однако в период функционирования группы взрослый в ее работе не участвует, дети работа¬ют самостоятельно, относительно автономно. Взрослый включается в работу группы в том случае, если дети сами приглашают его к сотрудничеству. Вза¬имодействие «учитель — группа совместно действующих детей» является исходной формой учебного сотрудничест¬ва в классе. На этом этапе учителю необходимо определить количественный состав групп (от трех до шести человек). Комплектование групп в 5-8 классах не может быть свободным, так как учащиеся объединяются по принципу комфортного общения, с теми, кто вызывает симпатию, это мешает выработке новых коммуникативных навыков.

В своей работе я использую следующий прием формирования групп.

Я задаю число (равное количеству групп) и прошу встать то количество человек, которое соответствует, названному числу. Учащиеся сами определяют, кто должен встать, как правило – это лидеры. Потом встают исполнители – их необходимо равномерно распределить по группам. И остаются сидеть те, кто не привык работать, таких учеников тоже необходимо распределить равномерно по группам. Данный психологический тест помогает мне быстро определить лидеров в классе и сформировать примерно одинаковые по уровню группы.

В дальнейшем в работе использую прием свободного комплектования групп, вызываю к доске сильных учеников и прошу их называть по порядку фамилии ребят, которых они хотели бы включить в свою творческую группу.

В учебном сообществе учащиеся приобретаю навыки определения своих ролей в группе. Это роли лидера, эксперта, спикера, модератора и т.д. На первоначальных этапах работы в группах целесообразно познакомить учащихся с перечнем возможных ролей. Если же учащиеся уже имеют опыт подобной работы, учителю не следует вмешиваться в процесс распределение ролей, так как школьникам необходимо самостоятельно выработать навыки коммуникации.

На третьем этапе организации групповой работы учителю необходимо правильно определить лимит времени, выделяемый группе для выполнения задания. Это важно, так как учащиеся, ограниченные временем, учатся его правильно распределять, приобретая при этом регулятивные навыки, к которым относятся умение планировать и реализовывать конкретную учебную задачу.

Очевидно, что организация и проведение занятий в форме учебного сотрудничества должна быть взаимно интересна как для учителя, так и для ребят. Поэтому намного лучше тщательно подготовить в учебном году несколько таких уроков, чем часто проводить наспех подготовленные занятия. Уместно провести целенаправленное организационно-методическое занятие с учащимися по совместной разработке «правил сотрудничества», на котором выстроить систему настроя, мотивации ребят на добросовестную подготовку к подобным урокам. Для начала рекомендуется проводить простые формы взаимодействия - работа в парах, малых группах (сменного состава), мозговой штурм и т.п. Целесообразно подобные формы сотрудничества использовать в 5-7 классах.

Изучая и применяя формы учебного сотрудничества на уроке, я сделала важный вывод. Подготовка заданий для групповой работы, необходимого дидактического и раздаточного материала - центральное и самое трудоемкое звено технологии. При этом, чем больше сил тратит учитель на продумывание и подготовку материалов, тем успешнее пройдет урок сотрудничества и тем большее удовлетворение получит от него педагог. В своей работе я тщательно формирую дидактический материал.

Наибольшую проблему, на мой взгляд, представляет оценивание умений учащихся, формируемых в процессе организации групповой работы.. Специалисты рекомендуют использовать взаимное оценивание учащихся в группе. На уроках я использую подобный прием но, считаю его не достаточно аргументированным. Кроме того, необходимо производить оценку отдельных членов группы на основе сравнения с ранее достигнутыми этим учеником результатами; любой член группы имеет право дополнять высказывания своего товарища по группе, за это можно поощрить группу дополнительным баллом; групповую работу надо оценивать одинаковым баллом для всех членов группы.

Подводя итог необходимо выделить правила успешной организации сотрудничества на уроке:

  1. Продуманность организации комфортного учебного пространства и дидактической оснащенности занятия.
  2. Психологическая готовность учащихся и учителя к совместному сотрудничеству на партнерской основе.
  3. Сочетание познавательной и социальной мотивации (нацелить учащихся не только на освоение учебного материла, но и поиск, открытие необходимых для жизни практических знаний и опыта).
  4. Вовлечение всех учащихся в диалоговую деятельность.
  5. Не допускать большого количества групп, с тем, чтобы каждый учащийся смог высказаться, быть услышанным.
  6. Продуманность и согласованность процедуры занятия и регламента и строгое их соблюдение.
  7. Уважение прав каждого, недопустимо высказывать оценочные суждения в адрес партнеров.
  8. Использование различных приемов для формирования групп (первоначально на основе добровольности или по интересам).
  9. Оценивать работу учащихся на основе результата работы группы и взаимной оценки по вкладу каждого в общий результат.

Использование на уроках различных форм сотрудничества, которые лежат в основе инновационных современных технологий способствует росту качества знаний учащихся по истории и обществознанию.

Автор статьи
учитель истории и обществознания МБОУ «Гимназия №24» г. Калуги
Агафонцева Анжелика Вадимовна

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены