РАЗРАБОТКИ
|
Формирование морально-этических норм в сознании учащихся в процессе работы над проблематикой романа М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита».Есть в школьной программе темы и произведения, интересные в смысловом и этическом плане, при разборе которых можно и нужно поднимать общечеловеческие вопросы бытия, беседовать с учащимися на темы морали и нравственности. Задача учителя - не упустить благоприятный момент для работы над духовным развитием ребенка, быть готовым ответить на сложные вопросы, опровергнуть спорные утверждения, суметь убедить, расставить верные акценты. Разумеется, для этого сам учитель должен быть человеком нравственным, духовно развитым, разносторонне образованным, умным, корректным и чутким. Ответственность учителя в такой ситуации чрезвычайно велика; если не чувствуешь в себе достаточных сил, лучше не браться, ограничиваясь требованиями программы. Но литераторам этого достичь практически невозможно, сам материал требует разговора о таких понятиях, как добро и зло, вера и неверие, ложь и истина, совесть и грех, справедливость и милосердие, любовь и ненависть. Есть произведения особенно благодатные в этом отношении, но и коварные из-за своей сложности. Одно из таких произведений - роман М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита». За годы работы я практически не встречала учеников, равнодушных к этому роману. Есть отторжение, неприятие или восторг и восхищение. Такой интерес к литературному тексту необходимо использовать, это нынче редкость. Тяга учеников к произведению может послужить прекрасным способом для выявления, формирования или корректировки морально-нравственных критериев в сознании ребят. Успех любого дела зависит от того, насколько четко представляешь себе, что делать, как и для чего, то есть, иначе говоря, какова сфера или предмет работы, какими способами и методами следует пользоваться и какого результата хочешь достичь, какова цель деятельности. В данном случае картина будет следующая:
Итак, после прочтения романа учащимся была предложена анкета, содержащая следующие вопросы:
После обработки ответов учащихся был сформирован ряд наиболее спорных с точки зрения морали и нравственности утверждений, требующих анализа и опровержения. После этого была проведена беседа, фрагменты которой и предлагаются вашему вниманию. Роман посвящен дьяволу, поскольку миром правит Зло, поэтому оно и вызывает больший интерес автора. М.А. Булгаков сам называл себя учеником Н.В. Гоголя и М.Е.Салтыкова – Щедрина, которые всегда с помощью сатиры обличали и высмеивали человеческие пороки. Дело в том, что именно в соприкосновении с силами зла ярче всего проявляется людская слабость. Дьявол всегда рядом, искушает, и надо не отворачиваться, делать вид, что все хорошо и твердить о добре, а показывать истинное лицо зла. Надо знать врага, с которым предстоит бороться, трезво оценивать его могущество. Во времена Булгакова, как и сейчас, человек совершал открытия, позволявшие ему чувствовать себя хозяином мироздания, царем природы, равным Богу. Дело довершали атеизм и стремление построить рай на земле. Гордыня овладела человеком и иллюзия вседозволенности. В таком обществе дьяволу приволье, вот он и появляется. Люди сами провоцируют его приход, предаваясь всем смертным грехам: тщеславию, зависти, алчности, гневу, прелюбодеянию, чревоугодничеству, а те, кто склонен к размышлению, унывают, то есть отчаиваются. Примеров из текста можно привести массу. Дьявол и его свита вершат благо, выполняя функцию судей, наказывают виновных и награждают достойных. Пока человечество далеко от совершенства, будут существовать понятия закона и справедливости, наказания и награды. Катиться вниз, повиноваться своим страстям легче, многих остановить может лишь страх возмездия. Суд осуществлять могут только силы Зла, так как Добро руководствуется милосердием и должно прощать. Воланд пугает, карает, но после его исчезновения все возвращается на круги своя. А все из-за того, что силой и страхом ничего не добьешься, нужно, чтобы человек сам, свободной волей, обратился к Добру, осознал необходимость этого. Оно живет в каждом, милосердие стучится в сердца, и если люди прислушиваются к нему, то зло оказывается несостоятельным и даже само творит относительное добро. Зло в изображении Булгакова притягательно, ему симпатизируешь, значит, и бояться его нечего. Зло в жизни привлекательнее добра, писатель правдиво это показывает, но не скрывает и итога общения со злом. За все приходится платить, ибо дьявол ничего не дает просто так. Если же человек, совершив злое дело, искренне раскаивается, после наказания следует прощение, как в случае с Понтием Пилатом, 12 тысяч лун тянувшимся к Свету. Только человек может по-настоящему понять и простить другого человека, как это делает Маргарита в отношении Фриды, Мастер в отношении Пилата. Сам Христос верил в духовную силу людей, иначе не стал бы проповедовать им, исцелять их, снисходить к их слабостям и ради них принимать крестные муки. Он показал людям путь к спасению: нужно уметь прощать и любить. Месть и ненависть лишь увеличивают количество зла в мире. Будем же добры и милосердны по отношению друг к другу и к писателю, который не был приверженцем христианской веры, но все же воспевал ее основные ценности, то есть ценности общечеловеческие.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены