РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Исследовательская работа на тему "Экспериментальная археология"

Актуальность и проблема исследования.

Археологи, изучая материальный и духовный компонент культуры прошлого, пытаются восстановить достоверную и достаточно полную картину событий минувшей жизни.

Потребность такого знания в наше время очень высока. Особенно важны эти знания при восстановлении исторических границ государств. Но в данный исторический момент времени проблемы достоверности исторических событий обсуждаются еще в связи с созданием макета нового учебника для российских школьников.

Проблема исследования заключается еще и в том, что за последние десятилетия назрел целый ряд противоречий. Появление и высокая активность самодеятельных, так называемых "черных" археологов. Желание, готовность и участие многих людей в историческом поиске и реконструкции (предметы быта, костюмы, украшения, оружие, технологии, обряды и праздники).

При этом, археологические предметы бессистемно расходятся по частным коллекциям, реализуются через "Лавки древностей".

С другой стороны, в музейных фондах сосредоточено огромное количество археологических находок, доступ к которым ограничен. Археологические комплексы частично разделены между музеями и институтами, а их интерпретация дает порой несогласующиеся между собой исторические версии.

Интересным в проблемном аспекте является расчет скорости археологических работ, к примеру, на Соловецком архипелаге (домонастырский период) - чтобы вскрыть раскопками все перспективные, определенные на настоящий момент памятники археологии, работая при этом с той же скоростью, какая была у отдела Археологии Соловецкого музея-заповедника последние 30 лет, необходимо около шестисот лет!

К тому же, особую актуальность изучению археологического пространства придает вышедший всего несколько месяцев назад документ – федеральный закон от 23 июля 2013 года № 245 Ф-3 о проведении археологических поисков и хранении найденных артефактов, перевернувший и по-новому обозначивший многие проблемы археологии.

Цели и задачи

Тема основного исследования в данной экспедиции «Археология. Творческая реконструкция керамики»

  1. Определить наиболее интересные формы участия детей в археологической деятельности.
  2. Собрать необходимую информацию, подготовить и осуществить в полевых условиях полный цикл изготовления глиняной посуды и мелкой пластики.

Исследовательские задачи:

  1. Провести тематические встречи, беседы, интервью, "круглые столы" с профессиональными археологами и другими заинтересованными и компетентными экспертами на камеральных и полевом этапах экспедиции.
  2. Пройти маршрут, ориентированный на младший состав команды по правилам спортивного похода; организовать исследовательский маршрут для решения исследовательских задач.
  3. Провести комплекс исследований полевого этапа и аналитически обработать итоги на камеральном этапе.
  4. Организовать и провести добычу глины, осуществить лепку, просушку и транспортировку изделий на маршруте, провести огненный обжиг в безопасных условиях на полевом этапе экспедиции.

Объект и предмет исследования, методологическая основа исследования.

Объект основного исследования – Археологическое пространство региона экспедиции:

  • Музейный фонд.
  • Места прошлых, современных, будущих археологических полевых и камеральных работ.
  • Научные и другие публикации, фото- и видеоматериалы.
  • Профессиональные и самодеятельные археологи, и другие эксперты.

Предмет. Современное состояние археологии: роль, проблемы, взаимоотношения и перспективы развития.

Хотя на маршруте мы встретим культуру славянских поселений 9-11 веков в районе города Белозерска, но, в основном, и даже под Белозерском, нам встречались археологические памятники эпохи неолита.

Методологической основой нашего подхода является трехаспектный анализ исследования научной деятельности М.Г. Ярошевского.

Методика исследования

Понятийный аппарат

Природно-культурный комплекс (ПКК) - это пространство и процессы взаимодействия и взаимовлияния Природы и Культуры. Компонентами, составляющими ПКК, являются природные составляющие – климат, рельеф, флора, фауна, природные объекты и процессы, а также различные виды и формы деятельности людей, проживавших в прошлом и настоящем.

Природосообразность – «Каждая нация имеет свои особенности, обусловленные природой и историей, свои традиции, свой национальный дух». (Адольф Дистервег, педагог 19 в.)

Принцип природосообразности – это принцип гармоничного сочетания любого вида деятельности человека с традиционными ценностями.

Программа - план чьей-либо деятельности, содержания какой-либо работы; совокупность действий и мероприятий для осуществления чего-либо.

Проект – деятельность, направленная на достижение заранее определённого результата

Исследовательская деятельность - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов.

Трёхаспектный анализ – при анализе проектов выделяются три взаимосвязанных аспекта: предметно-логический, социальный (как сфера деятельности), социально-психологический (индивидуально-психологический и групповой).

Археология – (др.-греч. ἀρχαῖος — древний и λόγος — слово, учение) — историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества.

Артефакт – (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно.

Археологические раскопки – вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников. Делать вскрытие земли приходится потому, что земельный покров постоянно нарастает. Делаются только по «открытому листу» - разрешению на произведение археологических работ на данном памятнике.

Неолит – (др.-греч. νέος — «новый» + др.-греч. λίθος — «камень») — новокаменный век, последняя стадия каменного века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время.

Орнамент – (от лат. ornamentum — украшение) — узор, выполненный на одной плоскости или рельефно, одноцветный или многоцветный, состоящий из ритмически упорядоченных элементовтов и использовавшийся для украшения архитектуры

Методология исследования

Полевые экспедиционные исследования делятся на три основных направления, которые связаны между собой:

  • Научно-исследовательские методы: ландшафтная разведка, поиски,
  • Социологические методы: интервью, беседы, круглые столы, семинары и т.д.
  • Творческие методы: ведение полевых дневников, рисование, лепка и т.д.

В рамках данной экспедиции в связи с поставленными исследовательскими целями добавляется серьезная технологическая работа по организации огненного обжига керамики.

Все эти методы использовались нами как на камеральных, так и на полевом этапах экспедиции.

Археологическое пространство региона мы изучали, основываясь на трех группах обозначенных выше методов и проводили последовательно археологическую работу, находясь в районе археологического памятника: информационные поиски – работа с источниками (работа с краеведческой литературой в местной библиотеке, встречи и беседы с людьми, способными дать полезную информацию по направлению исследования), ландшафтные наблюдения (осмотр площадок, предположительно связанных с направлением поиска, работа на площадках в разное время суток, т.к. рельеф лучше читается при косых лучах солнца, первичное прохождение «шеренгой» площадок с применением методики подъемного материала).

Встречи и беседы с археологами, если есть находки – обращение в музей, атрибутирование находок.

После глубокого анализа археологического пространства и знакомства с археологическим памятником проводится творческая реконструкция или экспериментальная археология. В рамках данной экспедиции это полный цикл изготовления керамики на основе древних технологий лепки и обжига.

Результаты исследований

Основное исследование экспедиции – археология. Древняя керамическая мастерская. Так как у нас две экспедиции составляют один проект «от Белого озера до Белого моря», то в исследовательских программах присутствует некоторое объединение тем, например, петроглифы мы изучали на Онежском озере в первой экспедиции и на «островах» Залавруги во второй. Так как в команде около 60% участников были в обеих экспедициях, то для исследовательской программы было интересно сравнение археологических пространств, сильно отличающихся по характеру материальных остатков культуры: песчаные побережья водной системы Белого озера с постоянным выходом артефактов от затонувших археологических памятников; петроглифы – рисунки, высеченные древними людьми на камнях; находки стоянок неолитической культуры – итог тридцатилетней классической археологии на Соловецком архипелаге; огромные мегалитические сооружения – артефакты-мегалиты на Кузовском архипелаге

  • отфотографированы все петроглифы мысов Бесов Нос, Кладовец, Пери Нос на Онежском озере
  • сняты копии с основных петроглифов, копии находятся в фондах школьного музея, наиболее удачные из низ представлены в экспозиции музея «Петроглифы как послание»
  • в результате ландшафтной разведки в селе Антушево было построено предположение о месте нахождения городища IX – XI веков (самая высокая точка побережья озера, полуостровное положение – окружение водой, валы)
  • была произведена разведка и добыча глины (с помощью местных печников), пригодной для лепки и обжига
  • была отработана технология «Передвижной мастерской» - лепки, просушки и транспортировки необожжённой керамики в условиях экспедиции
  • получены в дар музею целые коллекции археологических находок
  • приобретена краеведческая литература об археологии и петроглифах, получены в дар музею с автографами монографии Н.В. Лобановой и А.Я. Мартынова
  • проведены встречи и круглые столы с ведущим специалистом Карелии по петроглифам Н.В. Лобановой, главным археологом Соловецкого музея-заповедника А.Я. Мартыновым
  • восстановлен и произведен полный цикл древней керамической мастерской: добыча глины, её подготовка, лепка, орнаментирование, просушка, добыча дров, выбор безопасного места для обжига, укладка ямы, изготовление камеры для посуды, вощение посуды, упаковка посуды с ветошью для чернения, сбор мха для чернения, обжиг 12 часов, закладывание мхом посуды, выемка посуды, проверка качества обжига (на звонкость)
  • изготовлены глиняные таблички с символическим рассказом об экспедиции в виде рисунков и петроглифов – глиняная книга – символический дневник экспедиции
  • метод изображения петроглифов был положен нами в основу работы на камеральном этапе над эмблемой и знакам отличия формы Детского Российского Экспедиционного Корпуса (ДРЭК) «Навигаторы Севера»
  • выпущено две передачи об экспедиции на радио России в программе «Учебный год» «Путешествие в образовании» 14 мая и «От Белого озера до Белого моря» 5 ноября 2013 года
  • разрабатывается образовательный проект для обучения детей города Белозерска по программам музейно-образовательного комплекса «Солнечный мир» совместно с центром Викулова на лето 2014 года
  • разрабатывается совместный проект с Лобановой Н.В. для изучения петроглифов Норвегии в летней экспедиции 2014 года
  • в школьном музее создана экспозиция «Древняя керамическая мастерская» и
  • «Петроглифы – послание из прошлого»
  • пополнены коллекции школьного музея предметами этнографии, археологическими находками и дарами
  • на сайте центра Викулова специалистами центра написана статья о круглом столе с московскими школьниками и сообщение о нашей экспедиции
  • собрана уникальная коллекция природных материалов для школьного музея: геологическая коллекция на горе Андоме (минералы, песок – белый, желтый, красный, черный, серебристый), коллекция плавника, раковины
  • при работе с таблицами-определителями идентифицированы многие виды растений севера Вологодской области и рыб Белого и Онежского озер, созданы 2 групповые картины (60 см х 10 м) о впечатлениях на разных участках маршрута экспедиции
  • при движении по исследовательскому маршруту было посещено 10 музеев и 2 исторических памятника (гора Маура, валы Белозерска)

Выводы

1. Проведены встречи и круглые столы с археологами Лобановой Н.В., Мартыновым А.Я., Голубевым С.В..

2. Пройдены маршруты по наиболее известным археологическим памятникам Севера европейской части России

3. Проведен осмотр законсервированных археологических раскопов: на Бесовом Носу, на Залавруге, на острове Соловецкий, на острове Немецкий Кузов (неолитические стоянки, каменные мастерские)

4. Участие в полном цикле изготовления керамических изделий в полевых условиях дает возможность освоения "исторического материала" на практике.

5. Творчество в условиях приближенных к исторической эпохе приводит к изготовлению изделий, схожих с историческими образцами.

6. Отработан новый для нас тип комплексного изучения региона – трехуровневый

  • Фоновое социологическое изучение региональных проектов.
  • Основное групповое экспедиционное исследование.
  • Индивидуальные экспедиционные исследования участников команды.

7. Продолжена разработка критериев детской комплексной экспертизы

8. Две экспедиции команды «Навигатор» проведены в формате единого экспедиционного проекта, связывающего актуальные в социальном и научно-познавательном смысле темы – «История России» и «Истоки цивилизации»

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены