РАЗРАБОТКИ
|
Исследовательская работа на тему "Экспериментальная археология"Актуальность и проблема исследования. Археологи, изучая материальный и духовный компонент культуры прошлого, пытаются восстановить достоверную и достаточно полную картину событий минувшей жизни. Потребность такого знания в наше время очень высока. Особенно важны эти знания при восстановлении исторических границ государств. Но в данный исторический момент времени проблемы достоверности исторических событий обсуждаются еще в связи с созданием макета нового учебника для российских школьников. Проблема исследования заключается еще и в том, что за последние десятилетия назрел целый ряд противоречий. Появление и высокая активность самодеятельных, так называемых "черных" археологов. Желание, готовность и участие многих людей в историческом поиске и реконструкции (предметы быта, костюмы, украшения, оружие, технологии, обряды и праздники). При этом, археологические предметы бессистемно расходятся по частным коллекциям, реализуются через "Лавки древностей". С другой стороны, в музейных фондах сосредоточено огромное количество археологических находок, доступ к которым ограничен. Археологические комплексы частично разделены между музеями и институтами, а их интерпретация дает порой несогласующиеся между собой исторические версии. Интересным в проблемном аспекте является расчет скорости археологических работ, к примеру, на Соловецком архипелаге (домонастырский период) - чтобы вскрыть раскопками все перспективные, определенные на настоящий момент памятники археологии, работая при этом с той же скоростью, какая была у отдела Археологии Соловецкого музея-заповедника последние 30 лет, необходимо около шестисот лет! К тому же, особую актуальность изучению археологического пространства придает вышедший всего несколько месяцев назад документ – федеральный закон от 23 июля 2013 года № 245 Ф-3 о проведении археологических поисков и хранении найденных артефактов, перевернувший и по-новому обозначивший многие проблемы археологии. Цели и задачи Тема основного исследования в данной экспедиции «Археология. Творческая реконструкция керамики»
Исследовательские задачи:
Объект и предмет исследования, методологическая основа исследования. Объект основного исследования – Археологическое пространство региона экспедиции:
Предмет. Современное состояние археологии: роль, проблемы, взаимоотношения и перспективы развития. Хотя на маршруте мы встретим культуру славянских поселений 9-11 веков в районе города Белозерска, но, в основном, и даже под Белозерском, нам встречались археологические памятники эпохи неолита. Методологической основой нашего подхода является трехаспектный анализ исследования научной деятельности М.Г. Ярошевского. Методика исследования Понятийный аппарат Природно-культурный комплекс (ПКК) - это пространство и процессы взаимодействия и взаимовлияния Природы и Культуры. Компонентами, составляющими ПКК, являются природные составляющие – климат, рельеф, флора, фауна, природные объекты и процессы, а также различные виды и формы деятельности людей, проживавших в прошлом и настоящем. Природосообразность – «Каждая нация имеет свои особенности, обусловленные природой и историей, свои традиции, свой национальный дух». (Адольф Дистервег, педагог 19 в.) Принцип природосообразности – это принцип гармоничного сочетания любого вида деятельности человека с традиционными ценностями. Программа - план чьей-либо деятельности, содержания какой-либо работы; совокупность действий и мероприятий для осуществления чего-либо. Проект – деятельность, направленная на достижение заранее определённого результата Исследовательская деятельность - поиск новых знаний или систематическое расследование с целью установления фактов. Трёхаспектный анализ – при анализе проектов выделяются три взаимосвязанных аспекта: предметно-логический, социальный (как сфера деятельности), социально-психологический (индивидуально-психологический и групповой). Археология – (др.-греч. ἀρχαῖος — древний и λόγος — слово, учение) — историческая дисциплина, изучающая по вещественным источникам историческое прошлое человечества. Артефакт – (от лат. artefactum — искусственно сделанное) — явление, процесс, предмет, свойство предмета или процесса, появление которого в наблюдаемых условиях по естественным причинам невозможно или маловероятно. Археологические раскопки – вскрытие земли для исследования находящихся в культурном слое археологических памятников. Делать вскрытие земли приходится потому, что земельный покров постоянно нарастает. Делаются только по «открытому листу» - разрешению на произведение археологических работ на данном памятнике. Неолит – (др.-греч. νέος — «новый» + др.-греч. λίθος — «камень») — новокаменный век, последняя стадия каменного века. Разные культуры вступили в этот период развития в разное время. Орнамент – (от лат. ornamentum — украшение) — узор, выполненный на одной плоскости или рельефно, одноцветный или многоцветный, состоящий из ритмически упорядоченных элементовтов и использовавшийся для украшения архитектуры Методология исследования Полевые экспедиционные исследования делятся на три основных направления, которые связаны между собой:
В рамках данной экспедиции в связи с поставленными исследовательскими целями добавляется серьезная технологическая работа по организации огненного обжига керамики. Все эти методы использовались нами как на камеральных, так и на полевом этапах экспедиции. Археологическое пространство региона мы изучали, основываясь на трех группах обозначенных выше методов и проводили последовательно археологическую работу, находясь в районе археологического памятника: информационные поиски – работа с источниками (работа с краеведческой литературой в местной библиотеке, встречи и беседы с людьми, способными дать полезную информацию по направлению исследования), ландшафтные наблюдения (осмотр площадок, предположительно связанных с направлением поиска, работа на площадках в разное время суток, т.к. рельеф лучше читается при косых лучах солнца, первичное прохождение «шеренгой» площадок с применением методики подъемного материала). Встречи и беседы с археологами, если есть находки – обращение в музей, атрибутирование находок. После глубокого анализа археологического пространства и знакомства с археологическим памятником проводится творческая реконструкция или экспериментальная археология. В рамках данной экспедиции это полный цикл изготовления керамики на основе древних технологий лепки и обжига. Результаты исследований Основное исследование экспедиции – археология. Древняя керамическая мастерская. Так как у нас две экспедиции составляют один проект «от Белого озера до Белого моря», то в исследовательских программах присутствует некоторое объединение тем, например, петроглифы мы изучали на Онежском озере в первой экспедиции и на «островах» Залавруги во второй. Так как в команде около 60% участников были в обеих экспедициях, то для исследовательской программы было интересно сравнение археологических пространств, сильно отличающихся по характеру материальных остатков культуры: песчаные побережья водной системы Белого озера с постоянным выходом артефактов от затонувших археологических памятников; петроглифы – рисунки, высеченные древними людьми на камнях; находки стоянок неолитической культуры – итог тридцатилетней классической археологии на Соловецком архипелаге; огромные мегалитические сооружения – артефакты-мегалиты на Кузовском архипелаге
Выводы 1. Проведены встречи и круглые столы с археологами Лобановой Н.В., Мартыновым А.Я., Голубевым С.В.. 2. Пройдены маршруты по наиболее известным археологическим памятникам Севера европейской части России 3. Проведен осмотр законсервированных археологических раскопов: на Бесовом Носу, на Залавруге, на острове Соловецкий, на острове Немецкий Кузов (неолитические стоянки, каменные мастерские) 4. Участие в полном цикле изготовления керамических изделий в полевых условиях дает возможность освоения "исторического материала" на практике. 5. Творчество в условиях приближенных к исторической эпохе приводит к изготовлению изделий, схожих с историческими образцами. 6. Отработан новый для нас тип комплексного изучения региона – трехуровневый
7. Продолжена разработка критериев детской комплексной экспертизы 8. Две экспедиции команды «Навигатор» проведены в формате единого экспедиционного проекта, связывающего актуальные в социальном и научно-познавательном смысле темы – «История России» и «Истоки цивилизации»
Читайте также:
blogs.transparent.com
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены