РАЗРАБОТКИ
|
"Мыслить, действовать, знать, уметь" - эссе учителя истории и обществознанияСовременная школа. Школа будущего. Все чаще и чаще мы слышим в выступлениях по радио и телевидению, видим эти слова в газетах и журналах. На самом деле – какая она эта школа? Меняется мир, а успевает ли школа за этими изменениями? Какой должна быть школа будущего, способная обеспечить ребенку условия для развития? В своей практике я очень часто веду с ребятами разговор на эту тему. С каждым годом все смелее и смелее они высказывают свое мнение о школе и об учителях. Больше всего мне были интересны мнения детей об учителях. Зачем? Чтобы пересмотреть свою методику преподавания, чтобы соответствовать требованиям времени, чтобы было ребятам интересно на моих уроках, чтобы привить любовь к предмету, чтобы учеба была в радость… Перечислять можно и дальше. Есть прекрасное изречение Сократа, которым стараюсь руководствоваться в своей работе: «Не насиловать душу ученика, а вести его за собой». Учитель давно перестал быть уникальным источником знаний — дело здесь даже не столько в престижности профессии, сколько в быстро меняющемся обществе. Поэтому детей нужно учить самостоятельности — и в отношении работы с информацией, и умению быстро ориентироваться, и в смысле поиска своего места в жизни. Моя миссия должна заключаться не в том, чтобы напичкать детей информацией или дать базовые знания, а в том, чтобы подготовить человека к жизни, максимально содействовать самовыражению личности, способствовать социальной мобильности, адекватности их возможностей требованиям времени. Я уверена - востребован УЧИТЕЛЬ ТВОРЧЕСТВА, который в каждой определенной образовательной области будет заниматься не рутинным научением — его там заменит компьютер, а ТВОРЧЕСТВОМ, движением в неизвестное, что неподвластно искусственному интеллекту. Преподавание в школе должно строиться, прежде всего, через выстраивание отношений с детьми, смену модели обучения на более свободную, где упор делается на развитие навыков самостоятельного мышления, на всестороннее развитие личности. Диалог с современным ребенком должен строиться как с равным, с собеседником, с партнером. Поэтому ставлю перед собой задачи:
От хорошего учителя в наше время требуется не только быть специалистом в своем предмете и уметь найти подход к ребенку. Педагог должен уметь организовывать учебный процесс так, чтобы каждый ученик мог найти в нем себя. От педагога не требуется суперспособности вести детей за собой. Прошло уже время вождей. Надо переходить с унификации на индивидуализацию. Мы постепенно отказываемся от идеи «Слушайте меня, дети, я знаю, что вам нужно» и приходим к другой мысли: «Я могу помочь определиться с тем, что вам надо». Дети разные, у них разная жизнь впереди, разные образовательные маршруты. Российское общество выдвигает совершенно определённый социальный заказ. Этот заказ сформулирован в докладе Госсовета РФ «Об образовательной политике России на современном этапе»: «Развивающемуся обществу нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобильностью, конструктивностью, готовы к межкультурному взаимодействию». Кто может стать таким педагогом? Тот, кто способен учиться, и от возраста это не зависит. Ему необходимо быть и экспертом, и тренером, и дирижером, и партнером, и, разумеется, учеником. Мир стал сложным, в нем появился сложный человек, и он требует сложных решений. За период своей многолетней педагогической деятельности я не изобретала никаких новых технологий. В своей работе использовала то, что наиболее перспективно, на мой взгляд, что может быть применено к условиям нашей школы, что укладывается в принципы идеи развивающего и личностно ориентированного обучения. На сегодня можно отметить различные инновационные технологии обучения, в частности, это проблемная и игровая технологии, технологии коллективной и групповой деятельности, обучение в сотрудничестве, проектная деятельность. В настоящий момент в своей работе я использую все эти инновационные технологии и хочу поделиться опытом работы . Учебник в полной мере отражает содержание знаний, которые должны усвоить учащиеся, объем, глубину, структуру необходимых умений и навыков. Но при всем многообразии и вариативности учебных пособий, особенно для старших классов, у них можно отметить один очень серьезный недостаток – отсутствие иллюстративного, образного, прежде всего, зрительно воспринимаемого материала. Это сказывается на серьезном истощении образного мышления учащихся, воображение которых становится вялым. Урок с использованием информационных технологий становится более интересным для учащихся, в результате, становится более эффективное усвоение знаний; улучшается уровень наглядности на уроке. Повышение эффективности урока за счет наглядности достигнуть можно и другими методами (плакаты, карты, таблицы, записи на доске), но компьютерные технологии, бесспорно, создают гораздо более высокий уровень наглядности. Для получения новой информации и расширения кругозора учащихся на уроках и во внеурочное время использую презентации, которые составляю сама с привлечением материала, взятого из ресурсов Интернет. Но особенно хочу остановиться на использовании видеоматериалов на уроках истории и обществознания. Видеофильмы являются одним из самых любимых учениками средств обучения. Сочетая в себе изобразительный ряд, комментирующий его рассказ и музыкальное сопровождение, видеофильм помогает «погрузиться» в событие, выделить в нем роль исторических персонажей, дать им личностные характеристики, представить различные точки зрения на событие, провести телеэкскурсию. После просмотра у ребят появляется живой интерес к теме занятия. Они зажигаются и тогда я даю им советы, какие фильмы они могут посмотреть дополнительно. Порой ребята сами подсказывают содержание работы . Именно они предложили сделать в классе рубрику «Хочу все знать!». Вывесили в классе большой конверт, куда можно опустить листки самыми удивительными вопросами после просмотра видеофильмов. Так открылась одна из форм работы – по рубрикам.: «Это интересно!», «Мое мнение», «Мои открытия», «Минута удивления». Возьмем курс «История Древнего мира», главу 1 «Жизнь первобытных людей». Читая только материалы книги, урок будет очень скучным. Вот здесь я включаю видеоматериалы, видеофрагменты по теме, создавая проблемные ситуации:«Динозавры», «Первобытные люди. Эволюция человека», «Жизнь первобытных людей. Общины». Ну а темы «Древний Восток», «Древняя Греция» немыслимы, по-моему, без видеоматериалов и мультфильмов. Фильмы «Троя», «Одиссей», Царь Персии» и др. Огромный материал документальных фильмов по истории России и ВОв дают возможность удостовериться в прочитанном . Новизна, необычность, динамичность объекта, контрастность, композиции кадра, голос диктора, действующих персонажей и музыки - все это, вместе взятое, воздействует на зрителя и, вызывая непроизвольное внимание учащихся, способствует непроизвольному запоминанию материала. Практика показывает, что ученик запоминает то, что он слышит и видит в пять раз лучше того, что он только слышит. Иногда использую видеозаписи в качестве эпиграфа, задающего эмоциональный тон уроку. Материал для такой записи подбираю из телепередач, научно-популярных и художественных кинофильмов. Считаю, что учебный фильм может быть использован в любой момент и на любом занятии по-разному, в зависимости от решения конкретных задач. Нужно помнить, что занятия с применением кино необходимо строить так, чтобы демонстрируемый фильм подчинялся целевой установке данной темы, помогая в более доступной для восприятия и интересной форме донести материал до аудитории.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены