РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Экологическое образование детей-инвалидов по зрению

Новый этап в развитии российской школы связан с разработкой и внедрением современной концепции о среднем образовании, которая предусматривает всестороннее изучение взаимодействий человека с человеком, человека с обществом и окружающей природой. Эта тенденция развития познавательного процесса у учащихся выдвигает на одно из первых мест проблему экологического образования школьников, подразумевающей не только усвоение определенной суммы знаний и умений, но и формирование определенных личностных качеств учащихся, коррекцию недостатков психического и физического развития слепых и слабовидящих.

"Экологическое воспитание включает в себя усвоение ведущих идей, основных научных понятий и фактов, на базе которых осуществляется оптимальное функционирование системы "человек — общество — биосфера"; понимание многосторонней ценности природы как источника материальных и духовных сил общества и каждого человека..."
B.А. Сластёнин, 1988.

Формирование мировоззренческих позиций у слепых и слабовидящих школьников в ходе учебно-воспитательной работы должно подвести их к основам планетарной культуры.

Сегодняшний день экологического образования подрастающего поколения постоянно требует углубления понятий о функционировании системы "человек — общество — биосфера", введения понятия "ноосфера", прослеживания влияния человека на окружающую среду с новых позиций технического и разумного совершенствования жизни на Земле.

Необходимо познавать, изучать природные процессы, влияние человека на окружающую среду с тем, чтобы разработать и создать систему оптимального функционирования природных процессов; достижения научно-технического прогресса следует поставить на охрану окружающей среды.

Человека нужно воспитать в этом направлении, формировать у него экологическую культуру и планетарное мировоззрение. Ученые-экологи, общественные деятели относят экологическую проблему к противоречиям глобального масштаба.

Гармоничное взаимодействие общества и природы, умелое сочетание деятельности человека с охраной окружающей среды отмечаются как важнейшие условия реализации основных направлений экономического и социального развития страны в XXI веке. Задача современной школы состоит том, чтобы раскрыть перед учащимися злободневность этих проблем.

Проблемы экологического воспитания детей-инвалидов.

Среди всех этих направлений образовательной работы особое место в изучении растений и животных отводится экологическому воспитанию учащихся, системе мер, направленных на охрану окружающей среды, на сохранение редких и исчезающих видов растений и животных, комплексу растениеводческих, агротехнических и других проблем, призванных уберечь, приумножить и поставить на службу человеку все богатства земной флоры и фауны, изучить возможности, перспективы и резервы развития растительного и животного мира.

Формирование правильного отношения учеников со зрительной депривацией к природе является новой педагогической задачей в ее качественном осуществлении, в насыщенности коррекционного воздействия на процесс познания. Недостаток, односторонний характер или неполноценность зрительной информации, которую получают слепые и слабовидящие школьники при общении с природой, при наблюдении биологических объектов и явлений затрудняют процесс формирования экологического мышления и, следовательно, полноценное образование учащихся в этом направлении. Их представления об окружающем мире неполны, фрагментарны, а в ряде случаев искажены, что, в свою очередь, ведет к неадекватному мышлению, к ослаблению практического участия в природоохранительных мероприятиях, в доступных видах сельско-хозяйственного труда.

Нарушение зрения у детей не является причиной ослабления эко-логического образования учащихся. Наоборот, воспитание бережёного отношения к окружающей среде, к природе основано на всестороннем развитии сохранных у слепых и слабовидящих анализаторных систем (остаточного зрения, слуха, обоняния, осязания). Понимание красоты родного края формируется на базе полисенсорности восприятия признаков прелести, нежности, неповторимой красоты форм, запахов, красок, звуков жизни органического и неорганического мира, а также ощущения всех негативных его признаков. Экологическое мышление зиждется на сравнительном анализе перцептивной деятельности детей и чем богаче сенсорный опыт, чем шире развернуто общение слепого и слабовидящего ре-бенка с природой, тем более достоверными и адекватными будут представления учащихся об окружающем их реальном мире, глубже понятия и арсенал мыслительной деятельности.

На практике мы часто встречаемся с примерами недостаточного внимания учителей биологии, педагогических коллективов и самих школьников к проблемам охраны природы и экологии. Опрос, проведенный нами среди слепых, слабовидящих и зрячих учащихся V—VII классов в аспекте их знаний и деятельности по охране природы и участия в практике растениеводства показал значительное отставание детей с нарушенным зрением от зрячих.

Организация экологического образования школьников-инвалидов.

В следствии этого, представления и мышление незрячих пополняются чужим опытом, не всегда верным и объективным в экологическом отношении, их психические процессы не столь насыщены и полны по сравнению с аналогичными процессами зрячих одноклассников.

Необходимо биологические организмы изучать в школе для слепых и слабовидящих детей не изолированно, а в тесной связи с окружающим миром, показывать школьникам многообразие связей и взаимоотношений между растениями, животными и физической средой, каждую особь рассматривать в системе экологического равновесия. Понятия "полезности", "неисчерпаемости", "покорения природы" следует заменить изучением нарушений равновесия в экосистемах и прослеживанием последствий этих нарушений, определяя естественные и антропогенные /влияние человека/ факторы, лежащие в основе изменений биогеоценозов.

К организации и построению экологического образования детей-инвалидов следует подходить с методологических позиций, обусловленных диалектически, с учетом единства человека и общества с окружающей природой, показывая и широко раскрывая перед детьми, в доступной для них форме, противоречия между биологическими и социальными факторами развития человеческого общества. При современной системе хозяйствования не исчезают противоречия между экономическими и экологическими проблемами общества, не перестает действовать закон единства и борьбы противоположностей, зависимость между природой и обществом от характера и уровня производительных сил и производственных отношений.

Большие возможности для осуществления экологического образования имеются у учителя биологии непосредственно на уроке. Школьный курс биологических дисциплин позволяет это делать в тесной связи с содержанием обучения и практически на каждом занятии.

Для духовного формирования личности слепого или слабовидящего школьника необходимо, чтобы он с самого раннего детства обращался к природе, наблюдал различные явления в ней, развивал сохранные виды чувствительности, постигал неиссякаемую красоту ее. Формирование моральных убеждений о необходимости сберегать природные богатства, воспитание заботы о состоянии природной среды основываются на разносторонней нравственно-этической, познавательной, эколого-эволюционной и материальной оценке природы.

При воспитании бережного отношения к миру живой и неживой природы важно сформировать у учащихся такую ПОЗИЦИЮ, которая основывается на оценке социальной значимости природы для развития общества. Действия человека по отношению к природным богатствам становятся только тогда нравственными, когда они осуществляются в рамках общественной морали, предполагают высокую гражданскую ответственность личности за сохранение природы. Понимание учащимися взаимосвязей и взаимозависимости между природой и человеком /обществом/ является кардинальным в экологическом образовании и, в то же время, — узким местом в теории и практике специальной педагогики.

Изучение мира растений и животных, познание природы играют большую роль в воспитании доброты, отзывчивости, эстетической культуры и духового мира ребенка. Без этого, без понимания мира живой и неживой природы, диалектической взаимосвязи природы и общества в естественно-историческом развитии нельзя сформировать гуманного отношения к природе.

Правильное экологическое образование учащихся базируется на широких природоохранительных знаниях и на системном подходе к пониманию живой природы. Поскольку в биологической науке осуществляется системный подход к исследованию живой материи, учащимся следует дать понятия о формах организации жизни: организационной, популяционно-видовой, биогеоцентрической, биосферной и элементарные понятия о ноосферной. Эти природные системы являются целостными, соподчиненными и последовательно расположенными. Каждая биосистема — это целое, состоящее из взаимосвязанных и взаимодействующих элементов. Кроме внутренних связей, каждая система имеет внешние связи /между собой/: организмы включаются в структуру популяции и вида, они, в свою очередь, — в биогеоценоз, а биогеоценоз входит составной частью в биосферу.

Применение системного подхода к изучению целостной и единой картины жизни на Земле с учетом содержания школьных биологических дисциплин по разным классам создает наиболее благоприятные условия /методологические и методические/ для развития у учащихся экологического мышления, формирования научно-материалистического мировоззрения и гражданской жизненной позиции в отношении природных богатств.

Исходя из системного подхода к познанию природы, формируются основные экологические понятия применительно к изучаемым в школе конкретным биологическим дисциплинам, разделам, темам или отдельным биологическим объектам, определяются содержание этих понятий, пути и средства коррекционного воздействия на процесс обучения и воспитания слепых и слабовидящих учащихся.

В работе мы выделили отдельные звенья направленного экологического образования на уроках биологии.

При изучении раздела: "Растения, бактерии, грибы, лишайники", имея в виду системный подход к учебно-воспитательному процессу, необходимо определить важнейшие экологические понятия этого биологического курса, природные связи и взаимодействия на различных уровнях:

  • растения — условия роста и развития /свет, тепло, влага, воздух, почва.
  • растения — окружающие животные; растения — грибы
  • микроорганизмы;
  • взаимосвязь и взаимозависимость растений между собой;
  • растения — человек;
  • растения — атмосфера.

При изучении мира животных необходимо определить важнейшие экологические понятия и составить схему основных природных взаимосвязей и взаимоотношений на разных уровнях:

  • животные — условия обитания;
  • животные —растительная среда;
  • взаимосвязь и взаимозависимость животных между собой;
  • животные — человек;
  • животные — атмосфера.

При изучении мира растений и животных не следует вводить фундаментальные понятия о биосистемах в полном объеме, на этом уровне развития детей /IV—IX классы/ они довольно сложны и малопонятны. У слепых и слабовидящих школьников представления о биологических объектах неполно подкреплены сенсорным опытом, не в полной мере срабатывают стимулы апперцепции.Здесь уместна поэтапная, последовательная работа по усвоению отдельных элементов биосистемы на конкретной практической основе, доступной для восприятия с помощью сохранных у слепых и слабовидящих видов чувствительности. Важно для учителя биологии из всего состава сигнальных признаков природного объекта или его изображения отобрать наиболее яркие, и доступные для ощущения с помощью неполноценного зрения и других сохранных анализаторов. Однако на основе полученных ощущений с помощью осязания или ослабленного зрения понятия некоторых элементов формируется неполно, а в ряде случаев искаженно. Здесь необходимо коррекционное вмешательство педагога в процесс восприятия /выделение цветом, контрастом нужных признаков, их увеличение, подбор характерных экземпляров или замена их биологически аналогичными и доступными, словесная конкретизация и т.п., а также в формирование представления. На этом этапе следует обратить особое внимание на ведущую роль смысловой стороны восприятия, стараться путем коррекции на первое место выделить сущность объекта, подвести его обследование и осмысление инвариантному опознанию образа.

Заключение.

Коррекционно-образовательная работа может идти и по пути сокращения формальных признаков, особенно при подготовке изобразительного раздаточного дидактического материала по биологии. В тоже время, здесь недопустим примитивизм, замена натуральных биологических объектов или наблюдений непосредственно в природе разбором упрощенных рисунков, схем, макетов и другого специально подготовленного дидактического материала. Информационную ценность натуральных пособий в работе со слепыми и слабовидящими трудно переоценить, все остальные средства наглядности должны выступать соподчиненно, в рамках коррекционно-педагогического воздействия на процесс познавательной деятельности.

Индуктивная, коррекционно-педагогическая подача экологического материала и этапная, конкретно-образная отработка понятий со школьниками не должны выходить из общей схемы исследования живой материи по относительно устойчивым биосистемам, здесь не должны нарушаться целостность и единство экологического обучения и воспитания учащихся, их необходимо осуществлять в соответствии с возрастом и уровнем их развития.В процессе экологического образования важно выделить опорные понятия по охране природы, по разумному использованию ее богатств и в свете содержания этих понятий наметить приемы и средства коррекции, натуральные биологические объекты и соответствующие изобразительные пособия.

Выделение основных природоохранительных понятий в системе экологического образования слепых и слабовидящих учащихся должно вестись не в отрыве, а в тесной органической связи с процессом и содержанием обучения биологии на той или иной ступени. Это необходимо для разработки конкретной коррекционно-образовательной работы

ЛИТЕРАТУРА

  1. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Сборник научных трудов. Ленинград.1979.- 99с.
  2. Вопросы обучения и воспитания слепых и слабовидящих. Сборник научных трудов. Ленинград. 1981
  3. Тупоногов Б.к. Коррекционная работа на уроках биологии М,. 1999
  4. Поташник М.М. Инновационные школы России: становление и развитие. М.,1996.
  5. Экологическое и эстетическое воспитание школьников Сб. под ред. А.О.Печко М,. 1984
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены