РАЗРАБОТКИ
|
Социальная практика как условие социализации воспитанника Оренбургского президентского кадетского училищаАвтор: Максимова Евгения Зигмундовна Образование в условиях внедрения ФГОС требует перехода от знаниевой парадигмы к компетентностной и социально ориентированной направленности. Учитывая специфичность некоторых компонентов организации довузовских общеобразовательных учреждений (пансионный характер, моногендерный состав, условная закрытость учреждения, физический отрыв от семьи и ранее сформированных групп сверстников и др.), особое значение приобретает влияние микрофакторов социализации и их агентов - лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь воспитанника. Одним из важных условий успешной социализации воспитанников Оренбургского президентского кадетского училища является социальная практика. Теорию социальных практик в социологии развивали П. Бурдье, П. Бергер, Т. Лукман, Л. Витгенштейн, Г. Гарфинкель, Э. Гидденс, К. Гирц, И. Гофман, Т. Парсонс, А. Шюц и др. Показательный пример социальной практики приводят В. И. Добреньков и А. И. Кравченко, указывая на очередь в магазине, когда за товаром выстраивается цепочка случайных покупателей, которые сразу же подчиняются определенным правилам поведения. Никакие министерства или ведомства не устанавливали правил стояния и продвижения в очереди, однако люди добровольно подчиняются неформальным нормам. Очередь — специфическая институционализированная форма поведения, или социальная практика [3]. В социально-философском значении социальная практика, прежде всего, рассматривается, как деятельность субъекта, направленная на преобразование его социальной среды для полноценного развития самого субъекта в этой среде. В свободных источниках встречаются различные значения понятия «социальной практики». Например, социальные практики понимаются как:
Более конкретное определение социальной практики приведено в свободной энциклопедии - Википедия. В данной энциклопедии социальная практика определяется как «вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействует на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам» [17]. Некоторые авторы замечают, что социальная практика может рассматриваться в широком и узком смыслах. Под социальной практикой в широком смысле обычно понимают ситуацию, в которой человек получает социальный опыт. Социальная практика занимает центральное место в социальном проектировании. Н.Ф. Логинова и С.Х. Самсонова понимают под социальной практикой вид деятельности старшеклассника, направленный на приобретение позитивного социального опыта, в котором он получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе [6]. Описывая технологию социального проектирования, С.М. Азаркина, Г.М. Беспалова, Н.М. Виноградова определяют социальную практику как процесс освоения, отработки социальных навыков, а также познание не внешней, внутренней, скрытой сущности социальной действительности [16, с. 29]. Итак, анализ научной и учебно-методической литературы позволил выявить следующие значения понятия «социальная практика» в педагогической науке:
Принципиальное отличие рассмотренных определений состоит в ключевом слове – «ситуация», «деятельность», «процесс», «функция» и т.д. Общим же является явный преобразующий, социально значимый характер социальной практики, который отражает социальное взаимодействие человека. В нашем понимании, социальная практика - вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, училище становится естественной площадкой социальной практики. Основные задачи социальной практики:
Социальные практики в президентском кадетском училище по степени активности ее участников подразделяются на следующие виды:
По месту прохождения социальная практика представлена следующими видами: внешняя (за пределами училища) и внутренняя (в пределах образовательной среды училища). Места прохождения социальной практики: Внутренняя практика:
Внешняя практика:
Особым видом социальной практики в училище является Летняя учебная практика – составная часть образовательной программы училища, которая определена в графике учебного процесса на 36,37 неделе учебного плана. Это часть образовательной деятельности, в период которой осуществляется гармоничное сочетание профессиональной ориентации кадет и образовательного досуга. Практику проходят кадеты 5-8, 9 и 10 классов в обязательном порядке. Практика проводится по модулям:
Целями практики являются:
Задачи практики в области учебно-исследовательской деятельности: для кадет 5-х классов:
для кадет 6-х классов:
для кадет 7,8 и 10 классов:
Задачи практики в области подготовки кадет к военной службе и их военно-профессиональной ориентации:
Задачи практики в рамках военно-спортивного совершенствования кадет:
В училище введено в действие положение о летней учебной практике. Содержание практики и организационные мероприятия закрепляются ежегодно приказом начальника училища. Таким образом, социальная практика помогает кадетам адаптироваться в социуме, учит общаться и бесконфликтно решать проблемы, выполнять различные социальные роли, знакомит с особенностями военных профессий, позволяя, тем самым, правильно выбрать свой жизненный путь. Поскольку основными характеристиками социальной практики являются творчество, диалог, сотрудничество, то участие подростков в разных видах социальных практик обеспечивают возможность более полного раскрытия себя в отношениях с окружающими через положительные изменения в социуме. Список литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены