РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Социальная практика как условие социализации воспитанника Оренбургского президентского кадетского училища

Автор: Максимова Евгения Зигмундовна

Образование в условиях внедрения ФГОС требует перехода от знаниевой парадигмы к компетентностной и социально ориентированной направленности.

Учитывая специфичность некоторых компонентов организации довузовских общеобразовательных учреждений (пансионный характер, моногендерный состав, условная закрытость учреждения, физический отрыв от семьи и ранее сформированных групп сверстников и др.), особое значение приобретает влияние микрофакторов социализации и их агентов - лиц, в непосредственном взаимодействии с которыми протекает жизнь воспитанника.

Одним из важных условий успешной социализации воспитанников Оренбургского президентского кадетского училища является социальная практика.

Теорию социальных практик в социологии развивали П. Бурдье, П. Бергер, Т. Лукман, Л. Витгенштейн, Г. Гарфинкель, Э. Гидденс, К. Гирц, И. Гофман, Т. Парсонс, А. Шюц и др.

Показательный пример социальной практики приводят В. И. Добреньков и А. И. Кравченко, указывая на очередь в магазине, когда за товаром выстраивается цепочка случайных покупателей, которые сразу же подчиняются определенным правилам поведения. Никакие министерства или ведомства не устанавливали правил стояния и продвижения в очереди, однако люди добровольно подчиняются неформальным нормам. Очередь — специфическая институционализированная форма поведения, или социальная практика [3].
Заславская Т. И. отмечает: «Социальные практики представляют собой конкретные формы функционирования общественных институтов, общей же формой реализации каждого института служит совокупность соответствующих социальных практик» [4].

В социально-философском значении социальная практика, прежде всего, рассматривается, как деятельность субъекта, направленная на преобразование его социальной среды для полноценного развития самого субъекта в этой среде.

В свободных источниках встречаются различные значения понятия «социальной практики».

Например, социальные практики понимаются как:

  1. совокупность принятых в культуре (традиционных) способов деятельности, навыков обращения с различными предметами;
  2. мышление или действие «по привычке», следование правилу, поведение, имеющее ритуальный характер;
  3. частные социальные институты [9].

Более конкретное определение социальной практики приведено в свободной энциклопедии - Википедия. В данной энциклопедии социальная практика определяется как «вид практики, в ходе которой конкретно-исторический субъект, используя общественные институты, организации и учреждения, воздействует на систему общественных отношений, изменяет общество и развивается сам» [17].

Некоторые авторы замечают, что социальная практика может рассматриваться в широком и узком смыслах. Под социальной практикой в широком смысле обычно понимают ситуацию, в которой человек получает социальный опыт.

Социальная практика занимает центральное место в социальном проектировании. Н.Ф. Логинова и С.Х. Самсонова понимают под социальной практикой вид деятельности старшеклассника, направленный на приобретение позитивного социального опыта, в котором он получает навыки социальной компетентности и реального действия в обществе [6].

Описывая технологию социального проектирования, С.М. Азаркина, Г.М. Беспалова, Н.М. Виноградова определяют социальную практику как процесс освоения, отработки социальных навыков, а также познание не внешней, внутренней, скрытой сущности социальной действительности [16, с. 29].

Итак, анализ научной и учебно-методической литературы позволил выявить следующие значения понятия «социальная практика» в педагогической науке:

  • ситуация – совокупность обстоятельств, условий, создающих социальные отношения;
  • деятельность – форма социальной активности;
  • процесс – определенная последовательность действий, носящих преобразующий социальный характер;
  • функция – вид деятельности, направленный на приобретение позитивного социального опыта, для получения навыков социальной компетентности и реального действия в обществе и др.

Принципиальное отличие рассмотренных определений состоит в ключевом слове – «ситуация», «деятельность», «процесс», «функция» и т.д. Общим же является явный преобразующий, социально значимый характер социальной практики, который отражает социальное взаимодействие человека.

В нашем понимании, социальная практика - вид деятельности, направленный на формирование позитивных социальных изменений, а значит, училище становится естественной площадкой социальной практики.

Основные задачи социальной практики:

  1. создание условий для осознанного выбора индивидуальных образовательных траекторий обучающихся;
  2. создание условий для формирования у обучающихся уникальных актов действия, таких как "ответственность", "решение", "выбор", "понимание";
  3. создание условий для получения навыка социальной компетентности, большой открытости реалиям мира, умственного и нравственного воспитания.

Социальные практики в президентском кадетском училище по степени активности ее участников подразделяются на следующие виды:

  1. пассивная (учебные социально-практические ситуации на уроках и занятиях, встречи с представителями социальных институтов, оценочная деятельность);
  2. активная (волонтерская деятельность, шефская работа, концертные бригады, культурно-массовая деятельность, участие в кадетском самоуправлении, в социальных и исследовательских проектах, прохождение летней практики и т.п.).

По месту прохождения социальная практика представлена следующими видами: внешняя (за пределами училища) и внутренняя (в пределах образовательной среды училища).

Места прохождения социальной практики:

Внутренняя практика:

  • типография училища;
  • работа в издательстве;
  • библиотека;
  • музей;
  • шефство над младшими курсам;
  • организация и проведение предметных и тематических мероприятий для кадет;
  • деятельность по развитию ученического самоуправления в училище.

Внешняя практика:

  • организация и проведение мероприятий для социума;
  • осуществление посильной помощи социально незащищенным слоям населения (помощь пенсионерам, ветеранам войны и труда, инвалидам);
  • создание и реализация проектов социальной направленности;
  • деятельность по профилактике социальных пороков: курения, употребления спиртных напитков, наркомании, сквернословия;
  • деятельность по организации активного отдыха кадет разных возрастов в выходные и каникулярные дни;
  • участие в социально-значимых формах реализации творческой активности кадет (выставках, смотрах, конкурсах, фестивалях, ярмарках и т.д.);
  • практическая работа по реализации инициатив, имеющих социально-значимые ценности;
  • участие в волонтерском движении различной направленности и пр.

Особым видом социальной практики в училище является Летняя учебная практика – составная часть образовательной программы училища, которая определена в графике учебного процесса на 36,37 неделе учебного плана. Это часть образовательной деятельности, в период которой осуществляется гармоничное сочетание профессиональной ориентации кадет и образовательного досуга.

Практику проходят кадеты 5-8, 9 и 10 классов в обязательном порядке.

Практика проводится по модулям:

  • учебно-исследовательская работа;
  • подготовка кадет к военной службе и их военно-профессиональная ориентация;
  • военно-спортивное совершенствование.

Целями практики являются:

  • формирование универсальных учебных действий на основе интеграции дисциплин базового и дополнительного образования через учебно-исследовательскую деятельность;
  • подготовка кадет к военной службе.

Задачи практики в области учебно-исследовательской деятельности:

для кадет 5-х классов:

  • сформировать умение работать с научной литературой (составлять конспект статьи).

для кадет 6-х классов:

  • познакомить с особенностями написания исследовательской работы по теме (согласно выбранной предметной области).

для кадет 7,8 и 10 классов:

  • выполнить практическую часть учебно-исследовательской работы в соответствии с индивидуальной тематикой и защитить работу в публичной форме.

Задачи практики в области подготовки кадет к военной службе и их военно-профессиональной ориентации:

  • оценить знания, умения и навыки кадет по предмету «Основы военной подготовки»;
  • стимулировать кадет к изучению предмета «Основы военной подготовки», к выполнению требований Устава училища и Общевоинских Уставов Вооруженных Сил Российской Федерации применительно к образовательному процессу училища;
  • привить кадетам навыки выполнения правил воинского этикета;
  • ознакомить кадет с особенностями образовательного процесса в высших военных учебных образовательных организациях;
  • познакомить кадет с основным вооружением и боевой техникой, изучаемой в рамках военной специальности;
  • ознакомиться с порядком организации внутренней службы в высшем военном учебном заведении;
  • определить профессионально-психологические качества, предъявляемые к выпускникам в соответствии с их должностными предназначениями;
  • подготовить кадет к решению военно-спортивных задач в период подготовки во внеурочное время;
  • научить кадет применять полученные при изучении учебных предметов знания для решения военно-прикладных задач и заданий;
  • формировать навыки слаженных действий в составе отделения при выполнении различных задач;
  • доказать кадетам на личном опыте необходимость единоначалия при действиях в составе отделения;
  • провести подготовку по стрельбе из АК-74 и Пистолета Марголина.

Задачи практики в рамках военно-спортивного совершенствования кадет:

  • провести апробационный этап внедрения всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» среди кадет училища;
  • укрепить здоровье кадет, пропагандировать здоровый образ жизни, развить физические и морально-психологические качества кадет;
  • выявить сильнейших спортсменов и спортивных команд (учебных классов).

В училище введено в действие положение о летней учебной практике.

Содержание практики и организационные мероприятия закрепляются ежегодно приказом начальника училища.

Таким образом, социальная практика помогает кадетам адаптироваться в социуме, учит общаться и бесконфликтно решать проблемы, выполнять различные социальные роли, знакомит с особенностями военных профессий, позволяя, тем самым, правильно выбрать свой жизненный путь. Поскольку основными характеристиками социальной практики являются творчество, диалог, сотрудничество, то участие подростков в разных видах социальных практик обеспечивают возможность более полного раскрытия себя в отношениях с окружающими через положительные изменения в социуме.

Список литературы

  1. Вульфов Б.З. Словарь педагогических ситуаций: Учимся воспитанию. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 192 с.
  2. Гидденс, Э. Устроение общества: Очерк теории структурации. — М.: Академический проект, 2005. – 525.
  3. Добреньков В. И., Кравченко А. И. Методы социологического исследования. – М.: ИНФА-М, 2004. – с. 78.
  4. Заславская, Т. И. (2001) О субъектно-деятельностном аспекте трансформационного процесса // Кто и куда стремится вести Россию? Акторы макро-, мезо- и микроуровней современного трансформационного процесса / под общ. ред. Т. И. Заславской. М. : МВШСЭН. С. 3-15.
  5. Коджаспирова Г. М., Коджаспиров А. Ю. Словарь по педагогике. – Москва: ИКЦ «МарТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2005. – 448 с.
  6. Логинова Н.Ф., С. Х. Самсонова. Педагогическое сопровождение социальной практики http://www.cs-network.ru/library/?content=doc&id=208.
  7. Методика организации социальных и социально-профессиональных практик / Под ред. Кривопаловой Н. А.., Ушаковой Н. Н.;
  8. Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Курганской области. – Курган, 2009. – 76 с.
  9. Методический сборник «Социальное проектирование в сфере молодежной политики» http://www.edu53.ru/politics/recomendation.
  10. «Мир словарей» — коллекция словарей и энциклопедий http://mirslovarei.com/content_soc/SOCIALNYE-PRAKTIKI-7545.html.
  11. Педагогический словарь: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений [В. И. Загвязинский, А. Ф. Закирова, Т. А. Строкова и др.]; под ред. В. И. Загвязинского, А. Ф. Закировой. – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 352 с.
  12. Перевозникова Н. Ю. Социальная практика как технология реализации компетентностного образования в школе http://www.eurekanet.ru/res_ru/0_hfile_1219_1.pptx.
  13. Полонский В. М. Словарь по образованию и педагогике / В. М. Полонский. – М.: Высш. шк., 2004. – 512 с.
  14. Словарь по социальной педагогике: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Авт.-сост. Л. В. Марджахаев. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 368 с.
  15. Социальная практика // Википедия – свободная энциклопедия http://ru.wikipedia.org/wiki/ Чащина А.А. Социальное проектирование и социальная практика // Вестник Красноярского государственного университета. Гуманитарные науки. - Красноярск, 2006. - № 3/2. с. – С. 43 – 46.
  16. Школа взросления. – Библиотека культурно-образовательных инициатив. М.: Эврика, 2004. – 128 с.
  17. https://ru.wikipedia.org/wiki
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены