РАЗРАБОТКИ
|
Политическая карикатура как средство формирования критического мышления на уроках истории и обществознанияОрганизация работы с визуальными источниками на уроках истории и обществознания является важным компонентом современного образования. Именно наглядность обогащает образное мышление учащихся, заставляя креативно мыслить, обеспечивает прочность знаний, способствует развитию речи, памяти, влияет на эмоциональное состояние учеников. Одним из таких средств, которое я ввожу на уроках истории, обществознания и своих авторских элективных курсах «Выборы: путь к власти», «Изучаем Конституцию», «Коррупция как вызов XXI века» для старшеклассников, является политическая карикатура. Политическая карикатура всегда была одним из важнейших средств агитации. Она так же, как картина или плакат, представляет собой исторический документ, характеризующий историческую эпоху. Как средство обучения этот вид наглядности наиболее соответствует уровню мышления учащихся старших классов, которые стремятся критически подходить к вопросам, предложенным учебной программой. Важность использования карикатуры как наглядного пособия обуславливается еще и тем, что в 2013 году в задания ЕГЭ по истории были добавлены блоки заданий с иллюстративным материалом, включая и политическую карикатуру. Данные задания проверяют умение понимать особые исторические источники — иллюстративные источники. Умение «читать» нетекстовую информацию - это требование времени, так как всё больше зрительной информации предоставляется в нетекстовой форме. Именно политическая карикатура даёт возможность проверить умения: «читать» изображение, соотносить его с определенной эпохой; выявлять взгляды автора карикатуры на события и явления. При подборе карикатур к уроку следует принимать во внимание возрастные особенности учащихся. Источник должен быть доступным, максимально соответствовать поставленной цели, проблемному вопросу, теме урока. Не все учащиеся могут «читать» карикатуру. Поэтому памятку работы с карикатурой можно составить разных уровней. Задания 1 уровня:
Для подготовленного класса задания повышенного уровня:
Опираясь на данные памятки-задания, учащиеся с большим интересом анализируют карикатуры, погружаясь в определенную историческую эпоху. Проанализируем ряд карикатур, которые я использую на своих уроках. В рамках урока по всеобщей истории «Июльская монархия во Франции», ученикам для анализа предлагается карикатура О. Домье «Законодательное чрево». 1. Некое государственное учреждение, зал заседаний. Мужчины во фраках и сюртуках. Официальное мероприятие. Широкие скамьи, расположенные в виде амфитеатра, дают возможность разглядеть каждого. Одни пустыми взглядами уставились в потолок, другие увлеклись разговорами, третьи откровенно спят. Жирные, уродливые и отталкивающие лица, грузные фигуры. А председатель этого собрания вообще не понимает, где находится и что должен говорить. Он положил руку на перила, как будто забыл, о чём должен говорить. 2. Членов парламента Июльской монархии во Франции. Часто Оноре Домье делал зарисовки портретов политиков на входе в здание парламента. На карикатуре в ярких и точных миниатюрных копиях любой мог узнать известного политикана или алчного продажного чиновника – «правящих мира сего». 3. Период правления французского короля Луи Филиппа, между Июльской (1830) и Февральской (1848) революциями. 4. Физические характеристики художник утрирует, а вот моральные качества хоть и обезображивают лица, но всё равно портретное сходство очень близкое. На лицах депутатов парламента видна злость, леность, тупость, заносчивость, горделивость, скука, продажность. 5. Собрание, которое должно печься о судьбе народа и страны, заняты совсем другими делами. Всю жизнь О. Домье боролся с коррупцией и продажностью известным для себя способом – карикатурой. 6. Автор призывает задуматься о роли законодательного органа власти, о его изначальном предназначении – заботе о народе. В рамках элективного курса «Выборы: путь к власти» группам предлагается проанализировать ряд карикатур современного художника-карикатуриста Алексея Меринова, опираясь на памятку повышенного уровня:
Таким образом, в процессе работы с карикатурами ученики переводят аллегорию рисунков на язык исторических фактов и идей. В условиях идеологического и политического плюрализма особенно ценный результат освоения методики интерпретации карикатур. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены