РАЗРАБОТКИ
|
Методика работы над сочинением-рассуждением на лингвистическую тему (из опыта работы учителя русского язык и литературы)Новая форма государственной итоговой аттестации в 9 классе требует от учителя более активной работы по обучению учащихся писать сочинение-рассуждение на лингвистическую тему. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему имеет целью проверить, насколько учащиеся умеют адекватно понимать содержание прочитанного текста и использовать информацию, содержащуюся в нём, в качестве аргумента. При выполнении данного задания школьникам необходимо проявить степень владения языком науки, сформированность умения раскрывать тему в общекультурном плане, давать обоснованный ответ, приводя разные функции языковых явлений, подтверждая их аргументами из текста. Сочинение-рассуждение проверяет, прежде всего, умение создавать собственное связное высказывание на заданную тему на основе прочитанного текста. Однако учащиеся затрудняются в построении самого сочинения-рассуждения: с чего начать? как выдвинуть тезис? какие лингвистические термины-понятия отобрать? как связать доказательства и вывод? Сейчас существует множество методических рекомендаций по подготовке учащихся к лингвистическому сочинению. Используя опыт передовых учителей, методистов, необходимо искать свой собственный путь, разработать свою методику подготовки учащихся к экзамену. Организация работы по формированию умения писать сочинение-рассуждение в рамках подготовки к ГИА, на наш взгляд, должна иметь несколько этапов: 1. Работу по подготовке к написанию сочинения-рассуждения необходимо начать с ознакомления учащихся с критериями, по которым будут оцениваться их работы. Мы специально рассматриваем критерии, приводя наибольшее количество баллов. Это связано с тем, что ребенок, по мнению психологов, зная, за что дают больше баллов, будет стараться выполнить все требования, предъявляемые к сочинению. У всех моих учеников есть папки для подготовки к экзамену. В первую очередь мы поместили таблицу с критериями оценивания изложений и сочинений. 2. Лингвистическое сочинение должно соответствовать функционально-смысловому типу речи – рассуждению и, как следствие этого, должно строиться по определённым композиционным особенностям сочинения этого жанра. Для сочинения на лингвистическую тему, как и для любого другого сочинения – рассуждения, существует общая схема:
Необходимо помнить, что композиционные части должны соответствовать абзацам, которые в мини-сочинении выполняют информативную и текстообразующую функции. Конкретно для лингвистического сочинения схема построения может выглядеть так:
3. Следующий этап работы - знакомство учащихся с перечнем наиболее часто встречающихся формулировок заданий к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему, то есть цитатами лингвистов о различных языковых явлениях и тематическими блоками, по которым эти цитаты распределены. 4. Приступая к практической части, я знакомлю учащихся с памяткой для учащихся «Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему», рекомендованную авторами методического пособия : Павлова Т.И., Гунина Л.Н. Практика формирования лингвистических знаний в 5 – 8 классах. Сочинение-рассуждение на итоговой аттестации по русскому языку в 9 классе.- Ростов-на-Дону: Легион, 2012.
Лексика: лексическое значение слова; лексика с точки зрения происхождения(исконно русские, заимствованные слова); лексика с точки зрения появления и активного употребления в речи (историзмы, архаизмы, неологизмы); лексика с точки зрения сферы её употребления (общеупотребительные слова, диалектизмы, профессионализмы, термины, жаргонизмы); стилистически окрашенная лексика (разговорная, научная, публицистическая, поэтизмы, оценочная: высокая, неодобрительная, пренебрежительная, грубая и др.); многозначные и однозначные слова, синонимы, антонимы, омонимы, паронимы; фразеологизмы, пословицы, поговорки, афоризмы, крылатые слова. Я считаю, на этом этапе работы полезно проводить словарные диктанты по лингвистическим терминам. Грамматические средства языка: морфологические нормы употребления разных частей речи, различные синтаксические конструкции (предложения с однородными членами, обособление членов предложения, вводные слова, разные типы сложных предложений. В этом году я столкнулась с тем, что даже в сильном классе учащиеся не до конца понимают термин «Грамматика», хотя изучаем грамматические явления с 5 класса. Памятка для учащихся «Готовимся к написанию сочинения-рассуждения на лингвистическую тему» 1. Поймите суть той позиции, которая заключается в утверждении лингвистического положения. 2. Подберите аргументы, доказывающие справедливость высказывания, эти аргументы надо искать именно в сфере лингвистических знаний. 3. Перечитайте текст. 4. Найдите в нем примеры, которые могут подкрепить аргументацию. 5. Приводя примеры, цитируйте текст или указывайте в скобках номера предложений, на которые делаются ссылки в ходе аргументации. Для того чтобы включение примеров не нарушало требование связности, можно использовать следующие речевые клише: чтобы подтвердить сказанное, обратимся к предложению текста №...; справедливость этого вывода можно доказать на примере предложения №.., в котором автор использует … в подтверждение собственных выводов приведу пример из предложения №… прочитанного мною текста; рассмотрим предложение №.... В нем использована … . Это подтверждает наш вывод о том, что … . 6. Сформулируйте собственную позицию не односложно, а развернуто, полно, разъяснив все приводимые положения. 7. Пишите сочинение от своего лица («Я считаю, что …»). 8. Оформите текст композиционно. Помните, что сочинение должно соответствовать требованиям, предъявляемым к тексту-рассуждению, то есть содержать тезис, доводы и вывод. Рекомендации к написанию сочинения по высказыванию Г.В.Степанова «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают» - даны в разных пособиях. Кроме названных, можно указать пособие по подготовке к ГИА Драбкиной С.В. и Субботина Д.И. Я остановлюсь на других цитатах. Например, цитата «Функции абзаца тесно связаны с функционально-стилевой принадлежностью текста, вместе с тем отражают и индивидуально-авторскую особенность оформления текста» (Нина Сергеевна Валгина). Для написания сочинения по этой цитате необходима предварительная работа. Во-первых, необходимо вдумчиво прочитать эту цитату и объяснить её смысл. Выясняем, что высказывание распадается на две части: в первой речь идёт об абзаце и его связи с функционально- стилевой принадлежностью текста, во второй части говорится о том , что автор, используя абзацное членение текста, может по- своему выразить значимость какой-либо мысли в развитии микротемы, таким образом абзац отражает индивидуально-авторскую особенность оформления текста. Во-вторых, вспоминаем, что такое абзац. Абзац – это структурная единица текста, состоящая из одного или нескольких предложений, объединённых одной микротемой и раскрывающих общую мысль текста, графически выделяющаяся на письме. Функции абзаца: 1. Логические и стилистические функции абзаца как средства оформления речи: при помощи абзацного отступа выделяются наиболее важные в композиции текста группы предложений или отдельные предложения, содержащие в тексте описание нового этапа в развитии действия; характеристику нового героя; появление новой темы; детализацию описания; авторское отступление; стремление передать повышенную экспрессию и т.д. 2. Функции абзаца как своеобразного знака препинания:
В-третьих, обращаемся к тексту М.Лоскутова (текст № 36), доказываем, что этот текст о собаке по кличке Борожай, поражающей всех добродушием и сентиментальностью, - публицистический очерк. Учащиеся сразу обращают внимание на то, что в тексте пять абзацев, каждый из которых уточняет и конкретизирует главную мысль. Главная мысль выражена автором в начале текста, в первом абзаце: «…это был пёс- чудак. Странный, необычный и, можно сказать, выдающийся. Если бы он родился человеком, то о нём обязательно написали бы книгу в серии «Жизнь замечательных людей»». Учащиеся сразу увидели связь первого и последнего абзацев, даже начинаются они одинаково: «Странный был пёс!» В первом содержится «стержневая фраза»,которая раскрывается последующими сообщениями, в последнем – эта «стержневая фраза» имеет обобщённый характер. Доказали, что это классическая форма построения текста публицистического стиля речи, тем самым мы доказали справедливость первой части высказывания Валгиной. Однако деление на абзацы в тексте М.Лоскутова имеет свои особенности. Девятиклассники обращают внимание на второй и третий абзацы, в которых идёт речь об особенностях собаки, то есть они раскрывают одну микротему, особым образом организованную. Ученик пишет: «Логичнее было бы совместить второй и третий абзацы, либо добавить ещё один». Во втором автор называет две особенности пса, отличающие его от других собак, а о третьей «странности» рассказывает в отдельном, третьем абзаце. И начинается он с вводного слова «в-третьих». Почему? Учащиеся отвечают так: « Автор отделил самую важную черту Борожая – доброту», «Автор описывает в третьем абзаце качества , которые не нормальны для пса, но это делает его особенным. И только после смерти пса рассказчик понял это». Ещё на одну композиционную особенность текста обратили внимание учащиеся. Первые три абзаца противопоставлены последнему. Вначале автор восхищается соседской собакой, говоря о ней: «…пёс так пёс», потому что она как «…глянет – так дрожь до самых пяток пробирает», а в конце текста автор уже по-другому отзывается о «таких» собаках: «они лениво сидели на цепи, свирепым рычанием прогоняли цыплят, если те лезли в их миску». При внимательном чтении можно увидеть, что в пятом абзаце автор упоминает все микротемы текста: он пишет и о кличке собаки, и об удивительном поведении пса на пожаре, и о странности и непохожести на других собак. Таким образом, мы убедились в справедливости второй части высказывания Валгиной. Делаем выводы о причинах, заставляющих автора пользоваться абзацным членением: новизна информации, новая микротема; эмоциональное выделение детали; важность итоговой информации в рамках данного текста; несовместимость высказываний при последовательном представлении новой информации и др. Действительно, абзац выступает как средство, позволяющее правильно понять информацию в любом тексте, однако, используя абзацный отступ, автор может по- своему выразить значимость какой-либо мысли в развитии темы текста. Список литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 1
1
pateevildus • 12:36, 24.01.2018
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены