РАЗРАБОТКИ
|
Как писать сочинение на ЕГЭ по русскому языку. Задание C1.Сочинение. Информационная обработка текста.
Ознакомься с критериями, по которым оценивались сочинения-рассуждения учащихся: Критерии и нормативы оценки задания С
Не правда ли, непонятно, как написать рассуждение, учитывая все эти критерии? Поэтому предлагаем тебе шаблоны к сочинениям ЕГЭ и варианты композиции сочинения, которые включают критерии К1-К5:
Используется, если вы подробно излагаете позицию автора и аргументы большие по объему! Используется, если аргументы большие по объему! Используется, если аргументы небольшие по объему!
Критерий К6, с одной стороны, включает использование в сочинении синонимов, синонимичных сочетаний, фразеологизмов, эпитетов, отсутствие повторение слов и т.д., а с другой – использование клише (устойчивых фраз). Поэтому список этих клише ты встретишь ниже. Подсказка. С чего начать работу над частью C на экзамене? Во-первых, с понимания того, что текст является «объектом» для исследования и мышления. В экзаменационных тестах есть подсказки для тебя: например, в определении авторской позиции, или темы текста, или его идеи вам поможет задание А28. Оно обычно формулируется так: «В каком (-их) предложении (-ях) текста выражена одна из главных мыслей текста?», «В каком предложении текста выражена позиция автора?», «Какое высказывание противоречит точке зрения автора?», «Какая мысль отсутствует в тексте?» и т.п. Задание А29 поможет тебе определении стиля и типа речи, а задание В8 подскажет, какие средства были использованы. Ни в коем случае нельзя переписывать текст или фразы и задания В8, так как он будет у преподавателя, который проверяет твое сочинение! Правила.
Проблема. Что такое проблема? Проблема - это сложный теоретический или практический вопрос, требующий решения, исследования. Проблему можно сформулировать двумя способами:
Можно ли переоценить роль книги в жизни человека? Какие эпитеты можно использовать в сочетании со словом проблема?
КЛИШЕ:
Комментарий по проблеме (актуальность).
В комментарии по проблеме можно ответить на один из вопросов:
Позиция автора.
Позиция автора выражает его отношение к проблеме, переживания и чувства: негативное отношение, резкое отрицание, сочувствие к героям, уважение к поступку и т.д. Как найти позицию автора?
«Цитата» – вероятно, именно к этому призывает нас автор. «Цитата» – возможно, в этих словах заключается точка зрения автора на данную проблему.
Обратите внимание!
Без оценочных слов, помогающих передать впечатление от прочитанного, ваша позиция не считается сформулированной! Клише:
Чтобы получить максимальный балл (3 балла) за аргументацию, необходимо привести не менее двух аргументов в пользу вашей точки зрения (из жизни, из программ, из книг, стихотворений, песен, политики), один из которых обязательного должен быть из художественного произведения. Аргументы из художественного произведения: Проблема Аргументы Негативные процессы, связанные с использованием языка / проблема сохранения чистоты языка Л.Н. Толстой «Война и мир». В знаменитом своими вечерами доме Анны Павловны Шерер не услышишь русскую речь. Великосветское общество в то время разговаривало на смеси русского и французского, их речь пестрила штампами, которые лишь обедняли русский язык. Положительные процессы, связанные с изменением языка. 1) И. Абелева в книге «Речь о речи». В жизни идет нескончаемая череда поколений. Каждое новое поколение несло с собой свой временный опыт, закрепляя его в языке. Если бы язык не развивался, а воспроизводил лишь прежние образцы, человечество не имело бы истории. Язык движется сквозь пространство и время, сохраняя в памяти человечества все, что познано предшественниками.
2) Американский философ Ралф Эмерсон однажды сказал: «язык – это город, на построение которого каждый живший на земле человек принес свой камень». Духовное совершенствование человека
1) Л.Н. Толстой «Война и мир». В основе множества сюжетов об Андрее Болконском, Пьере Безухове, Наташе Ростовой – духовные искания, попытки определения своего места в жизни, что ведет, непосредственно к самосовершенствованию, нравственному взрослению (Болконский и Безухов – испытания на войне, Ростова – любовь к Болконскому, его смерть).
Посмотри на себя глазами мужчин! Что они думают о тебе? (Тест) Ванга: 2012 год станет роковым для 4 знаков - это рыб... Надоело быть толстой? Тогда прочти эту статью! 2) Достоевский «Преступление и наказание». Раскольников проходит огромный путь от уверенного в своей правоте человека, человека-одиночки к социально развитой личности, в чем ему особенно помогает Библия, которую он читает, будучи в заключении. Приобщение людей к чтению, роль книги в жизни человека Чингиз Айтматов в одном из своих художественных произведений писал, что книга «выступает одним из звеньев в духовной связи людей, заставляет их возвращаться к своим истокам, контактировать с настоящим, прошлым и будущим», поэтому так важно приобщаться к чтению. Низкое качество современной литературы Рассуждая о вкусах читателей, которые выбирают в качестве настольной книги произведения Достоевского, Пушкина, Толстого, Чингиз Айтматов надеется на то, чтобы не было плохих книг, чтобы не разрушалось то представление, которое создается после прочтения творений классиков. Проблема духовности в современном мире Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». Петербург Достоевского – это город-гигант, в котором люди постепенно утрачивают все лучшие душевные качества. Картины нищеты, надругательство над личностью, человека ожидают социальные и материальные тупики, порождающие трагедии. Отсутствие такой категории, как духовность, приводит к безысходности. Проблема нравственной прочности человека, совести Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание». В центре романа – преступление, идеологическое убийство. Попытка ответить на вопрос – имеет ли человек моральное право преступить закон, выше ли он других людей? Раскольников преступил закон, свою совесть, нравственные устои. Но душевные муки, страдания усугубляются в момент убийства и многократно увеличиваются после него. Проблема назначения искусства, понятие о шедевре, его роли в жизни человека М.А. Булгаков «Мастер и Маргарита». В романе представлены два направления – писатели МАССОЛИТА, которые «творили» на заказ, и Мастер, который создал настоящий шедевр. Недаром в конце романа Воланд говорит: «Рукописи не горят!». Проблема ощущения родины, памяти о ней, родном доме Л.Н. Толстой «Война и мир». Обстановка в доме Ростовых – радушие и гостеприимство, теплота взаимоотношений и такт. А это так часто необходимо человеку – чувствовать, что есть место, где тебя любят и ждут, где ты отдыхаешь сердцем и душой. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» – живущие на Матере старики понимают, что такое родина. Они связывают это понятие с памятью, совестью, верой. Затопив остров, люди лишают этих стариков корней, связи с прошлым, с домом. А.С. Пушкин «Зимнее утро», «Осень». Пушкин стремился донести до сознания читателей, что возможны новые отношения человека с природой. Природа помогает преодолеть повседневность. Обнаруживая элементы красоты и поэзии в пейзаже, мы начинаем испытывать светлые чувства: радость, нежность, любовь, спокойствие, умиротворение. М.Ю. Лермонтов «Родина». Навоевавшись на Кавказе, Лермонтов понял, насколько он любит родину. Он рисует русскую деревню печальной, но выделяет главную ее черту – гостеприимность. В ней любой путник найдет ночлег. Лермонтов принимает Россию такой, какая она есть. Нравственная проблема ответственности людей за сохранение природы (экология) В. Астафьев в повести «Царь-рыба» говорит о необходимости возвращения к природе. Вопросы экологии непосредственно связаны с биологическим и духовном выживании человека (на примере браконьера). Раз Игнатьич совершает зло, значит, он допускает существование зла везде. В.Г. Распутин «Прощание с Матерой» - экологическая проблема. Ставит вопрос: может ли человек управлять природой, например, повернуть русло реки и затопить остров, не нанеся урон окружающему. Ответ – нет, ничто не проходит бесследно. Они рушат жизни жителей Матеры, рушат ее флору и фауну, изменяют климат, а это безнравственно. Проблема памяти о детстве Л.Н. Толстой посвятил целую трилогию теме детства – «Детство», «Отрочество», «Юность», где пытается проследить этапы своего взросления, становления как личности. Взаимоотношения человека и природы, красота природы Ф.И. Тютчев, лирика. Человек у него – частица природы, а природа разнообразна в своих проявлениях. Трудно уловить, где кончается пейзаж и где начинается раздумье о человеке. С.Есенин, лирика. Есенин – единственный среди русских лириков поэт, в творчестве которого невозможно выделить стихи о родине в особый раздел. Как писал сам поэт: «Чувство родины – основное в моем творчестве». Образ родины неотделим от образа природы, который представлен в космическом плане. Человек – это частичка природы. Проблема понимания красоты Солженицын «Матренин двор». Понятие внутренней красоты. Недаром произведение заканчивается словами: «Не стоит село без праведника». Его духовное богатство, щедрость, бескорыстность говорили о ее духовом богатстве. Л.Н. Толстой, А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский говорили о красоте женщины, которая способна изменить, нравственно возродить мир. Современное телевидение Ю.Тимошин «Враг русской молодежи – современное телевидение». Телевизор – враг человека желающего быть свободным. Кривые телезеркала умышленно меняют привычные, веками складывающиеся, законы Национальной жизни, формируют ложные идеалы, искажают правильное, с позиции добра и истины, восприятие событий, создают "виртуальную реальность”… Телевизор стал основным средством манипулирования сознанием, а значит, основным средством "расчеловечивания человека”. Телевизор разрушает личность, духовно порабощает, ослабляет внимание и волю, и приводит как бы в наркотическое состояние. Это можно отнести как к отдельному человеку, так и в целом к обществу. По признанию доктора психологических наук В. Лебедева, телевидение и "пресса может сделать так, что в транс впадет вся страна”. Проблема дружбы
Этими словами он подчеркивает гармонию, красоту, свободу, лежащие в основе союза, его прочность. Дружеское участие, поддержка для Пушкина – высшее проявление человечности, требующие мужества, воли, готовность исполнить долг. Проблема любви Ф.И. Тютчев, лирик. Любовь у него двойственна. С одной стороны, это «очарованье», «чудесный плен», «союз души с душой родной», а с другой – борьба неравных двух сердец, буйная слепота. Достоевский «Преступление и наказание». В эпилоге романа происходит возрождение, прозрение Раскольникова через веру и любовь к Соне. А.А. Ахматова, поэма «Реквием», в которой она описывает ужасы 17 месяцев, когда она простояла около тюрьмы, ожидаю хотя бы какую-то весточку о ее сыне. Здесь поднимается тема родительской любви. Лирика Пушкина («Я вас любил», «Я помню чудное мгновенье»). Пушкин рассматривает любовь как чувство преходящее. Он не искал вечной любви, вечной для него была только потребность любить. Любовь дает возможность испытывать полноту жизни, чувство прилива творческих сил. Проблема ревности Вильям Шекспир «Отелло». Ревность – это разрушительная сила, которая способна разрушить даже самые крепкие узы, светлые чувства между людьми. Она способна довести человека до крайности. Недаром, Отелло под воздействием беспочвенной ревности убил Дездемону – любовь всей его жизни. Проблема выбора жизненного пути 1. И.А. Гончаров, роман «Обломов». Главная тема – судьба молодого поколения, ищущего свое место в жизни, но не сумевшего найти верный путь. Автор показывает, как безволие, неспособность к труду русского помещика Ильи Обломова превращают его в бездельника и праздного лежебоку. 2. А.С. Пушкин, роман в стихах «Евгений Онегин». Жизнь дворянина не обременена заботами, но Евгений Онегин пытается найти свой путь в жизни. Он смог отказаться от стереотипов светского поведения. Его считают странным, но эта черта – протест против социальных и духовных догм. Онегин ищет новые духовные ценности, новый путь. Проблема героизма предательства В. Кондратьев, повесть «Сашка». Сашка голыми руками схватил немца – тема подвига на войне, когда человек не думает о собственной жизни. В.Астафьев, повесть «Пастух и пастушка». Борис совершает подвиг, но автор пытается проникнуть в душу героя в этот миг, и мы видим, что Борис боится, но тем не менее бросается под танк с гранатой. Проблема отцов и детей, современной молодежи
Д.И. Фонвизин, комедия «Недоросль». Воспитание зависит от среды, быта, условий формирования молодого поколения. В те времена царила мысль о воспитании просвещенного дворянина. Митрофанушка – главный герой комедии «Недоросль» – занимался науками, но вопреки всему не стал образованным, интеллигентным. Почему? Наверное, потому, что вначале нужно воспитывать добродетель, позаботиться о душе, а потом уже об уме. Проблема интеллигентности Б. Пастернак, роман «Доктор Живаго». Невозможность интеллигентного человека проявить себя в этом мире. Противоречие богатого внутреннего мира и обезличенного внешнего, где выгоднее быть, как все. Л.Н. Толстой «Война и мир» - Болконский, Безухов – интеллигенты, но им трудно жить в этом мире, т.к. они люди думающие, рефлексирующие. А.С. Грибоедов, комедия «Горе от ума». В ней поднимается проблема непонимания нового поколения интеллигенции. Чацкого в компании почитали сумасшедшим. Фамусовское общество связывает это с просвещением. Книги, которые читал Чацкий, формировали ум, развивали мысль, но несли свободомыслие. Такой ум страшен для поколения консерваторов. Страх порождает сплетни, поскольку бороться другими средствами это общество не в силах. Человек и война Л.Н. Толстой «Война и мир». Автор показывает, что война была бессмысленной и бесполезной, она велась за пределами России, смысли и цели ее были непонятны русскому человеку. Сила духа, стойкость русского солдата может спасти армию почти в безвыходном положении. Любое из: Кондратьев «Сашка», Астафьев «Пастух и пастушка», Твардовский «Василий Теркин». Показывается бессмысленность, жестокость войны. Человеческая жизнь обесценивается. Проблема одиночества человека в современной мире. М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени». Одинокими обычно становятся те, кто по каким-либо причинам не принимает общество, законы жизни и т.д. Печорин незауряден, поэтому он всегда одинок. Его не могут понять, от этого он старается отгородиться от всего мира. Печорин пытается реализовать себя, но эти попытки оборачиваются страданиями и потерями. Вторым аргументом ты можешь привести следующее:
Последнее, что эксперт читает в твоей работе, – заключительная часть, или финал, который должен придать работе завершенный вид. Заключение может содержать вывод из написанного, в нем ты можешь кратко изложить свою точку зрения по поводу проблемы, темы, или развернуть мысль, высказанную во вступлении, логически завершить ее.
Читайте также:
Всего комментариев: 1
1
lerka • 12:47, 12.01.2014
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены