РАЗРАБОТКИ
|
Развитие личности обучающихся в условиях реализации историко-культурного стандарта на уроках истории в старших классахГусарова Людмила Чеславовна, Современная российская школа работает в условиях введения федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования (ФГОС ООО) и подготовки к введению федеральных государственных стандартов среднего общего образования (ФГОС СОО). Главной задачей преподавания истории является формирование личности школьника. Для решения этой задачи Президиум Российского исторического общества принял «Концепцию нового учебно-методического комплекса по отечественной истории», основой которого является Историко-культурный стандарт (ИКС). Концепция подчёркивает основные цели и задачи исторического образования: формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире; овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней, при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе; воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству, многонациональному Российскому государству в соответствии с идеями взаимопонимания, согласия и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества; развитие способностей учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего; рассмотрение событий в соответствии с принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности; формирование у школьников умений применять исторические знания в учебной и внешкольной деятельности, в современном поликультурном, полиэтническом и многоконфессиональном обществе. В Концепции сформулированы новые задачи обучения истории: сформировать представление об основных этапах развития многонационального российского государства и их преемственности; раскрыть суть исторического процесса как совокупности усилий многих поколений россиян; представить историю России как неотъемлемую часть мирового исторического процесса. Историко-культурный стандарт внёс изменения в содержание исторического образования:
Историко-культурный стандарт внёс изменения и в организацию обучения истории: предлагается возвращение к линейной системе обучения истории (5-10 классы). Таким образом, введение историко-культурного стандарта требует введения блочно-модульной технологии, в рамках которой могут быть реализованы системно-деятельностный, историко-культурный и другие подходы. Я думаю, что одной из наиболее целесообразных и продуктивных форм планирования и организации деятельности старшеклассников при изучении истории является тематический блок (модуль). Основными блоками занятия являются: организационный → мотивационный → информационный → аналитический → оценочный → рефлексивный.
Итак, я использую блочно - тематический принцип планирования уроков и проблемно - теоретический и деятельностный подходы в изучении истории и обществознания в старшей школе (за основу взяла методику проблемного изложения Н.Г. Дайри). В своей работе опираюсь на опыт волгоградского учителя Кочетова Н. С. и профессора Нижневартовского педагогического университета Алексеевой Л. В. Разрабатываемая мною технология предполагает сочетание традиционных форм обучения (лекция, беседа) и активных, продуктивных форм обучения (семинары, практикумы, тренинги, дискуссии, деловые игры, конференции), а также самостоятельного усвоения учащимися учебного материала (практическая и лабораторная работа с учебником, историческими источниками: составление конспектов, тезисов, логических схем, таблиц и диаграмм, тестов, написание исторического сочинения, рефератов; подготовка презентаций; тестирование). Значительную роль в учебном процессе отвожу самостоятельной работе учащихся. При этом мои функции учителя сводятся к руководству самостоятельной деятельностью учащихся, то есть доведение до каждого учащегося задач, целей выполняемой работы через так называемые рабочие листы с заданиями и презентации, помощь в самостоятельном изучении учебного материала, пояснение сложных вопросов, организация дискуссий, диспутов, а также объективная оценка знаний, умений и навыков учащихся. Основные идеи разрабатываемой технологии: блочно - тематический принцип планирования уроков; активизация познавательной деятельности учащихся через мотивацию и проблемные задания; преобладание самостоятельной, продуктивной деятельности учащихся на уроках под руководством учителя через организацию их индивидуальной и групповой деятельности. Поскольку активизация познавательной деятельности предполагает взаимодействие учителя и ученика, поэтому главным методом обучения учащихся являются учебные задания (задачи), то есть проблемы. Процесс решения учебной задачи состоит из 5 этапов:
Реализацию проблемного подхода к изучению исторического материала осуществляю через создание проблемных ситуаций; поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации, анализа, применения знаний и умений учеников в новых условиях. Каждое задание несёт алгоритм самостоятельного поиска информации на основе трансформации, переноса усвоенных знаний и умений. Задания и вопросы начинаются со слов: установите, объясните, определите, докажите. Например: Докажите противоречивость и незавершённость попыток демократического обновления общества в середине 1950-х - первой половине 1960-х гг. Структура изучения тематического блока:
Материал изучается крупными блоками, что позволяет сопоставлять особенности, характерные черты каждого этапа исторического развития, прослеживать изменения, происходящие в различных сферах жизни общества. Проблемно - теоретический подход позволяет реализовать расширение и углубление знаний учащихся по уже изученным в основной школе темам. С целью мотивации использую проблемные ситуации, например: перед изучением темы «Коллективизация в СССР» говорю о том, что сегодня существует неоднозначная оценка данного процесса. Почему? Учащиеся сами формулируют задачи урока и решают их в процессе самостоятельной работы с учебником и дидактическими материалами, делают аргументированные выводы. Переход к гражданскому обществу ориентирует человека на готовность осуществлять тот или иной выбор. С этой целью на каждом уроке стараюсь создать ситуацию выбора, то есть знакомлю учащихся с различными, в том числе альтернативными точками зрения по изучаемой проблеме, организую исследование, когда ученики анализируют, сравнивают, делают осознанный выбор и аргументируют его. Например: Пакт Молотова - Риббентропа: успех или ошибка советской внешней политики?; Внезапность нападения Германии на СССР: миф или реальность? Создавая картотеку проблемных вопросов и заданий, я использовала пособия Степанищева А. Т. «Проблемные задачи по истории России» М. 2006 и Плоткина Т. М. «Материалы и познавательные задания по отечественной истории» М. 1996. Особое внимание уделяю развитию прогностических умений учащихся. На групповых и семинарских занятиях учащиеся получают задания, ориентированные либо на построение общественных моделей, либо на осмысление альтернатив исторического развития, например: альтернативы развития России в 1917 г.; НЭП и индустриализация. Так у учащихся закладываются основы теоретического мышления. При работе с источниками развиваю у учащихся умения и навыки исторического мышления: задавать вопросы, видеть «подтекст» документа, сравнивать подходы, разрабатывать собственную интерпретацию («делать историю»). В этом случае главное значение придаю не знаниям как таковым, а формированию на их основе навыков исторического, в том числе и критического мышления. Ученик выступает как исследователь, развивающий собственное представление о прошлом на основе работы с источником, письменным или визуальным (деятельностный и компетентностный подходы). Учу старшеклассников способам уплотнения и развёртывания информации, представленной в обобщающей таблице или опорном конспекте. Схемы и таблицы использую на различных этапах урока. При изучении нового материала они помогают систематизировать, классифицировать материал, «свёртывать» его в некие логические, наглядно воспринимаемые структуры, позволяют организовать продуктивную работу с учебником. Проблемно - теоретический подход и блочно - тематический принцип изложения материала позволяют реализовать интеграцию истории России с всеобщей историей (что очень важно в условиях реализации историко-культурного стандарта, подготовки учащихся к сдаче единого государственного экзамена) и обществознанием (например, понятие «цивилизация»). Таким образом, практически все уроки в старшей школе носят проблемный характер. Причём, если в основной школе основными методами проблемного обучения являются проблемное изложение и частично поисковый или эвристический методы, используемые для подготовки учащихся к самостоятельному решению познавательной задачи, то в старшей школе используются исследовательские методы, когда учащиеся самостоятельно решают новые для них познавательные проблемы. Именно умение ученика решать задачи позволяет в первую очередь судить о том, насколько глубоко он усвоил тему, научился применять полученные знания. Проблемно - теоретический подход в сочетании с деятельностным и компетентностным подходами способствуют развитию у учащихся целостного миропонимания и научного мировоззрения. Литература:
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Родителям
Развиваем речь у самых маленьких Компания HEINEKEN помогает взрослым обсуждать с подростками тему злоупотребления алкоголем 5 советов: как вырастить ребенка оптимистом Как привить ребёнку любовь к чтению: 5 советов и приемов для родителей Развитие орфографической зоркости на уроках русского языка у младших школьников |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены