РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Разговор о правильном питании "Живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить"

Я хочу начать наш разговор со старой латинской пословицы «Живем не для того, чтобы есть, но едим для того, чтобы жить» и мы взрослые формируем представление о питании как о процессе обеспечения «техническим топливом» наш организм, на котором он должен работать. Главное, организовать поставку топлива, а уж когда и как оно будет доставлено – это имеет второстепенное значение. Когда речь идет о питании, мы забываем о слове «культура». Жаль! Между тем Антон Павлович Чехов – вот уж кого можно считать образцом подлинно культурного человека – утверждал, что тот, кто не придает питанию должного значения, не может считаться интеллигентом и достоин всяческого осуждения в "приличном обществе".

А какого человека можно считать культурным в плане питания?

Перед вами лежат карточки. Выберите и отметьте правильные определения, которые раскрывают понятие «культурный» человек

Выберите и отметьте правильные определения, которые раскрывают понятие «культурный» человек

  • соблюдать режим питания
  • питаться регулярно
  • разнообразный вкусовой кругозор
  • контроля адекватности питания
  • соблюдение правил личной гигиены
  • умение различать свежие и несвежие продукты
  • осторожное обращение с незнакомыми продуктами
  • умение различать, дифференцировать вкусы и запахи, оценивать гармоничность их сочетания,
  • внешний вид блюда
  • "вольный график" приема пищи
  • монодиета
  • единое меню на разное время года
  • еда это не удовольствие, а необходимость

Не будем давать строгое научное определение, скажем, что «культурный» человек, это тот, кто способен организовать свое питание в соответствии с потребностями своего организма, способствуя тем самым сохранению и укреплению здоровья. В основе такого «культурного» питания лежат 5 принципов.

Правильное питание должно быть:

  • регулярным
  • разнообразным
  • адекватным
  • безопасным
  • и приносить удовольствие.

Как помочь ребенку усвоить эти принципы?

Как заинтересовать детей вопросами правильного питания?

Как научить ребят любить каши, кисели, овощи, соки?

Как расширение знаний об истории и традициях своего народа?

На все эти и другие вопросы нам помогают занятия по программе «Разговор о правильном питании». Программа «Разговор о правильном питании» составлена специалистами Института возрастной физиологии Российской академии образования под руководством директора этого института, академика Марьяны Михайловны Безруких. В нашем учебном заведении эта программа реализуется в рамках внеурочной деятельности 1 раз в неделю с целью воспитания у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья.

Авторы предлагают интегрировать программу с базовыми школьными курсами «Окружающий мир», «Природоведение», «ОЗОЖ» или использовать при проведении внеклассной работы, во время классных часов. Программа рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14 лет и состоит из трех частей. Первая часть ориентирована на детей 6-8 лет.

Для реализации программы используются учебно-методические комплекты, включающие в себя рабочую тетрадь для ребенка, методическое пособие для учителей и родителей. Герои программы – участники известной телепередачи «Улица Сизам», сказочные персонажи Зелибоба, Кубик и Бусинка, которые предлагают детям множество интересных игр. В них ребенок не только учится сам, но и учит других – своих друзей и даже родителей.

Используете ли вы жевательную резинку?

Но важно знать, что использовать жевательную резинку можно лишь после еды. Жевание на «пустой желудок» способствует активному выделению желудочного сока. Пищеварительные же ферменты, в свою очередь, не находя пищи, агрессивно воздействуют на слизистую оболочку желудка. Результат – сильное раздражение вплоть до таких заболеваний как гастрит и язвенная болезнь желудка. Поэтому время жевания резинки – 7-10 минут.

Как вы думаете, сколько хлебу лет?

Ученые утверждают, что хлебу не менее 15 тысяч лет. Изобрели рецепт кислого хлеба египтяне. Одному из хлебопеков в Древнем Риме Марку Вергилию Эврисаку 2 тыс. лет назад был воздвигнут 13-метровый монумент, сохранившийся до сегодняшнего дня. А на Руси 400 лет назад на рынках и торжках дежурили специальные хлебные приставы, которые следили за тем, чтобы торговцы продавали высококачественный хлеб. Нарушившие, подвергались телесным наказаниям.

Раскопки и летописи свидетельствуют о том, что люди умели делать сыр еще во времена фараонов. Самому старому из дошедших до наших времен рецептов – 2 тыс. лет. Для изготовления 1 кг сыра требуется 10 литров молока. 90 г. сыра обеспечивает организм человека дневной нормой кальция, а молока для этого надо выпить 3 литра.

В течение тысячелетий единственным подслащивающим веществом был мед. Сахар, получаемый из тростника, стали привозить в Европу из Индии. Сахар стоил очень дорого и был доступен только очень богатым. Но повара даже толком не знали, как его использовать. Они заправляли сахаром мясо, рыбу, овощи, устрицы. В XVI веке сахар стали использовать как лечебное средство, считалось, что сахарная вода помогает от кашля и простуды, в виде порошка его засыпали в глаза, промывали раны. Врачи даже рекомендовали сахарный порошок для чистки зубов.

А знаете ли вы, что в переводе с польского «МЛЕКО», с болгарского «МЛЯКО».

Правильно. В древнерусском языке молоко это «МОЛОКИТО» в переводе болото. Из него на Кавказе изготовляли кефир. Запомните, родина кефира – Кавказ. Рецепт напитка длительное время хранился в секрете. У горцев существовало поверье, что если кто-то из них расскажет о том, как готовить кефир, продаст или подарит кефирные грибки, это повлечет за собой Божий гнев – погибнет вся закваска и целый народ лишится пищи.

Немаловажно то, что содержание программы построено с учетом наших весьма непростых экономических условий. Авторы и мы педагоги не согласны с весьма распространенным мнением – «Здоровое питание – дорогое питание». Дети в игре узнают о полезных и необременительных для семейного бюджета блюдах.

Преимущество программы заключается в том, что её материал актуален для детей. Всё что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.

При реализации программы используется работа в группах, участие в практических занятиях, а так же интегрированные уроки:

  • это урок-встреча «Все профессии важны»
  • урок-сказка «Как из зерна появилась булка»,
  • урок-экскурсия «Золотые руки народные»
  • урок-блиц-турнир «Где прячутся витамины»,
  • урок-практикум «Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной»,
  • урок-исследование «Мы за чаем не скучаем»

В рамках программы ведется работа и для детей 3-4 кл. «Две недели в лагере здоровья», а в 2007 году была разработана новая (третья) часть программы "Разговор о правильном питании" для подростков (5-6 кл.) – «Формула правильного питания".

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены