РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Применение информационно-компьютерных технологий на уроках ОБЖ

Важнейшими боевыми традициями русских воинов являются: любовь к Родине, постоянная готовность к защите Отечества, любовь к родной армии и флоту, верность военной присяге, Боевому знамени воинской части, Военно-морскому флагу, воинскому долгу, массовый героизм, крепкое войсковое товарищество, уважение к командиру и защита его в бою, постоянное стремление к совершенствованию воинского мастерства и укреплению воинской дисциплины, повышение политических знаний, неустанная борьба за высокую бдительность и боевую готовность, чувство коллективизма интернационализма.

Патриотизм – духовное и нравственное начало каждого гражданина страны, это любовь к своей Родине, народу, его истории, языку и национальной культуре. Гражданин страны прежде всего патриот своего государства.

Военно-патриотическое воспитание призвано формировать патриотические и морально-психологические качества, необходимые для выполнения задач надежной охраны безопасности Отечества. Цель военно-патриотического воспитания - выработать у граждан глубокое понимание патриотического долга, готовности встать на защиту Родины, а также воспитывать граждан, способных обеспечивать решение задач по укреплению целостности и единства страны, упрочению дружбы народов Российской Федерации.

В учебном процессе профессионального училища содержатся безграничные возможности воспитания патриотизма, горячей любви к Родине, формирования знаний, умений и навыков будущих рабочих и защитников Отечества.

В соответствии с Федеральным законом «О военной обязанности и военной службе», вступившим в силу 28 марта 1998 года и Федерального закона «Об образовании» с изменениями от 21 июня 2005 года, предусмотрена подготовка обучающихся – граждан мужского пола, не проходивших военную службу по основам военной службы.

Следует отметить, что наиболее широкие возможности для воспитания патриотизма представляют занятия по ОБЖ, в частности при изучении раздела «Основы военной службы».

Эти занятия у учащихся формируют чувства личной ответственности за укрепление обороноспособности страны, прививают стремление упорно готовиться к военной службе, к вооруженной защите нашего государства.

Военно-патриотическое воспитание - процесс многогранный, и организовывать его необходимо с использованием всех педагогических средств.

Одной из форм военно-патриотического воспитания в профессиональном училище является использование современных информационных технологий, которые являются мощным средством, активно способствующим решению учебно-воспитательных задач.

Компьютеры дают возможность моделировать определенные процессы и ситуации, выбирать из ряда возможных решений наиболее оптимальные по определенным критериям, то есть значительно расширяют возможности наглядных методов в учебном процессе.

Компьютер не заменит человеческого общения, зато ему по силам сделать урок ярче. На смену магнитам а кнопкам, иллюстрациям на картоне, мелу на доске приходит изображение на экране — медиапрезентация.

А это красочное оформление урока, его четкая организация и продуманность, повышение интереса учащихся.

Что такое наглядное обучение? Да это такое ученье, которое строится не на отвлеченных представлениях и словах, а на конкретных образах... Педагог, желающий что-нибудь прочно запечатлеть в юношеской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств - ухо, глаз, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус, приняли участие в акте запоминания.

Информационные технологии позволяют повышать качество обучения и заинтересованность в познании, так как предоставляют возможность:

  • относительно лёгкого доступа к источникам информации и поиск необходимых данных;
  • осуществлять передачу информации на большие расстояния;
  • многократно повторять фрагменты учебного материала, усвоение которого вызывает наибольшие трудности у обучающихся;
  • хранить большие объёмы информации;

Под наглядными методами обучения понимаются такие методы, при которых усвоение учебного материала находится в существенной зависимости от применяемых в процессе обучения наглядного пособия и технических средств. Наглядные методы используются во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения и предназначаются для наглядно-чувственного ознакомления учащихся с явлениями, процессами, объекта в их натуральном виде или в символьном изображении с помощью всевозможных рисунков, репродукций, схем и т.п.

Нельзя не отметить эмоционально-оценочное отношение к приобретаемым знаниям. Наглядные методы, во взаимосвязи со словесными и практическими методами обучения, позволяют наглядно-чувственно ознакомить учащихся с явлениями, процессами объекта в его натуральном виде или в символьном изображении с помощью рисунков, репродукций, схем, таблиц, диаграмм, аудио- и видеофрагментов, а также их сочетанием (экранные технические средства в паре с компьютером).

Проводя самостоятельные задания, учащиеся могут убедиться в реальности тех, процессов и явлений, о которых узнают от учителя. А это, в свою очередь, позволяет ребенку убедиться в истинности полученных сведений, что ведет к осознанности и прочности знаний. Средства наглядности повышают интерес к знаниям, позволяют облегчить процесс их усвоения, поддерживают внимание ребенка.

Решается задача развития навыков применения новых средств телекоммуникации (обмена результатами информационной работы). Не передача информации, а умение работать с информацией: выделять главное, значимое, отбирать, структурировать и трансформировать её.

В методической разработке раздела «Основы военной службы» представлен материал, отражающий практическую сторону подготовки юношей к военной службе и ее прохождения в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации.

Цель – ознакомить учащихся с основами военной службы, привить им знания и умения в выполнении обязанностей военнослужащего, проходящего военную службу по призыву.

Ведь незнание порождает у юношей страх и желание уклониться от выполнения конституционного долга по защите Отечества.

В ходе изучения этого раздела учащиеся ознакомятся:

  • с порядком прохождения военной службы;
  • с размещением военнослужащих, проходящих военную службу по призыву;
  • с распорядком служебного времени и организацией повседневной жизнедеятельности военнослужащих;
  • с практическими элементами строевой и тактической подготовки;
  • назначением и боевыми свойствами автомата Калашникова, порядком неполной разборки и сборки АК и мерами безопасности при обращении с оружием и боеприпасами.

Конечным результатом изучения этого раздела является готовность к юношей к несению службы в рядах Вооруженных Сил Российской Феде-рации.

В результате изучения методической разработки раздела «Основы военной службы у обучающихся формируются следующие качества личности:

  1. Морально-психологическая готовность к службе в армии
  2. Военно-технические и прикладные навыки
  3. Стремление к физическому совершенствованию
  4. Способность применять полученные знания и навыки в экстремальных условиях.

Формирование этих качеств является одним из направлений социально-политического обеспечения военной безопасности России.

Проблемное поле работы видится в следующем:

  • сокращение срока военной службы до одного года;
  • высокий процент молодых людей, уклоняющихся от несения военной службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации;
  • слабая связь воинских формирований с образовательными учреждений начального профессионального образования при решении вопросов воспитания патриотизма и формирования готовности допризывной молодежи к военной службе;
  • слабое знание молодыми людьми воинских традиций российской армии;

Новизна работы видится в следующем:

  • данная разработка является попыткой создать полную и целостную систему методических рекомендаций по разделу «Основы военной службы» для учреждения начального профессионального образования;
  • при разработке рекомендаций использовались в системе принципы педагогики сотрудничества и компетентностный подход;
  • изучение раздела подразумевает развитие социального партнерства с воинскими частями в деле военно-патриотического воспитания обучающихся;
  • при разработке методической разработки раздела «Основы военной службы» использовались современные информационные технологии, что обеспечивает гибкость и возможность широкого использования методических рекомендаций в учебно-воспитательном процессе.

Отметим, что педагогическая коммуникация в электронной среде - развивающееся педагогическое научное направление, в котором исследуется использование участниками образовательного процесса электронных (чаще текстовых) сообщений для формирования соответствующих обучению компетенций. Данная проблемная область является практически ориентированной на цели эффективного использования образовательной электронной среды и развития культуры этого вида коммуникации в педагогической практике.

Система методических разработок по разделу «Основы военной службы» оформлена в электронной оболочку, что позволяет ее легко транслировать, широко использовать в учебно-воспитательном процессе.

Перспективы развития эффективности использования современных образовательных технологий:

  • организация системы управления, стимулирующей творческую активность педагогического коллектива,
  • реализация программы информатизации школы (введение современной системы документооборота, размещение на сайте актуального расписания, создание интернет-приемной и SMS дневников обучающихся),
  • акценты в образовательном процессе на формирование информационно – коммуникативных умений обучающихся,
  • совершенствование профессиональных компетенций педагогических работников в области освоения и применения современных образовательных технологий через создание и работу краткосрочных творческих групп в школе, сетевое взаимодействие с другими образовательными учреждениями, курсы повышения квалификации.

Контроль усвоения материала раздела обучающимися.

В целях контроля качества усвоения обучающимися материала разработан комплект тестовых заданий для каждого занятия раздела.

Должный результат воспитательной работы возможен при условии, когда воспитательное воздействие будет осуществляться в определенной системе.

Эта методическая разработка раздела «Основы военной службы» является относительно самостоятельной системой. Оптимизация деятельности педагога-организатора ОБЖ в учебно-воспитательном процессе зависит, во-первых, от диапазона форм, их наполнения содержанием, а также методической инструментовки и, во-вторых, от того, насколько они позволяют вовлекать воспитываемого в последовательно усложняющийся воспитательный процесс.

Психологи доказали, что преобладающую часть информации человек воспринимает зрительно, а механизм мозговой информации настроен на "зрительную модальность". Только 10-20% людей способны быстро и эффективно воспринимать текстовую информацию.

Чем шире и разнообразнее диапазон форм в системе педагогического воздействия на человека, те успешнее решаются задачи военно-патриотического воспитания молодежи.

Информационно-компьютерные технологии могут эффективно применяться при организации творческой познавательной деятельности учащихся. Они позволяют организовывать проблемное обучение, способствуют интеграции знаний, дают возможность дифференцировать процесс обучения, учитывая личностные особенности и интересы учеников, формируют высокий уровень мотивации к процессу обучения.

Социальный заказ современного общества системе образования связан с формированием всесторонне развитой, творческой личности. Выпускники профессионального училища должны владеть не только знаниями, но и быть способными самостоятельно, активно действовать, уметь творчески разрешать проблемные ситуации, совершенствовать свои знания в различных областях, гибко адаптироваться в изменяющихся жизненных условиях. Поэтому одной из главных линий развития современного образовательного процесса является переход от репродуктивной познавательной деятельности к продуктивной, творческой.

Необходимо учитывать, что в настоящее время формирование творческой познавательной деятельности учащихся происходит в условиях перехода к информационной цивилизации. Глобальные процессы информатизации общества, информатизации образования вызывают потребность в поиске новых подходов к организации учебно-воспитательного процесса, способствующего самореализации и саморазвитию лично.

Только в этом случае можно рассчитывать на успешное решение одной из наиболее важных проблем российского общества и его военной организации, значение которой в сложный и противоречивый период их развития трудно переоценить.

Анализируя результаты усвоения обучающимися материала раздела, можно отметить, что обучающиеся учились с интересом, проявляли актив-ность и самостоятельность в решении учебных задач.

Литература:

  1. Гузеев В.В. Теория и практика интегральной образовательной технологии. – М.: Народное образование, 2001. – 224 с.
  2. Захарова И.Г. Информационные технологии в образовании. – М.: Академия, 2003. –192 с.
  3. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е.С. Полат. – М.: Академия, 2000. – 272 с.
  4. Роберт И.В. Современные информационные технологии в образовании: дидактические проблемы, перспективы использования. – М.: Школа-Пресс, 1994. – 205 с.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены