РАЗРАБОТКИ
|
Методика использования творческих заданий и ИКТ при изучении драматических произведений на уроках литературы в условиях современной школыАвтор: Лоскутова Ольга Александровна В то же время компьютерные технологии – это то учебное средство, использование которого становится в настоящий момент залогом повышенного интереса со стороны учащихся к учебному материалу: наглядность, интерактивность, яркость – все это активизирует познавательную деятельность школьников любого возраста и облегчает восприятие и освоение ими информации, ее прочное закрепление и структурирование. Внедрение компьютерных технологий на уроках литературы позволяет развивать творческое мышление, формировать целостное отношение к информационным знаниям и навыкам информационной деятельности, к образованию и самообразованию с использованием информационных технологий: мультимедиа и Интернет-ресурсов, что обусловливает необходимость использования компьютерных технологий на уроках по изучению драмы, прежде всего в аспекте применения творческих заданий на базе компьютерных технологий. Это облегчит изучение драматических произведений и повысит образовательно-развивающий потенциал занятия в целом. Именно творческие задания могут сыграть роль удивительного, которое так привлекает внимание учащихся, стремящихся открывать новое в уже известном, приходить к своим мини-открытиям собственным путем. Диапазон творческих заданий с опорой на современные информационные технологии на уроках литературы при изучении драмы очень широк. Рассмотрим лишь некоторые из них. Во-первых, это может быть самостоятельная поисковая работа учащихся, предполагающая использование Интернет-ресурсов, мультимедиа библиотеки школы, конечным итогом которой может стать написание творческой работы, подготовка сообщения, презентации или фотогалереи. Учитель в данном случае, разбив учащихся на группы, может дать ориентировочные вопросы, направляющие и организующие информационный поиск школьников. Так, при изучении пьесы А. Н. Островского «Гроза» между группами учащихся может распределить следующие темы для поисковой работы: «Жизнь купечества в пореформенной России», «Домострой в русской семье XIX века», «История создания пьесы», «Сценическая история "Грозы"», «Образы Катерины и Кабанихи на сценах российских театров», «Примечания Островского к постановке пьесы» и др. Во-вторых, к творческим заданиям на основе использования компьютерных технологий относится и работа над сценарием фильма или спектакля по изучаемой пьесе. Еще в 20-е годы ХХ века учителя пробовали на уроках составлять киносценарий по литературному тексту. В последнее время этот прием снова привлек внимание, так как создание киносценария – это своеобразное изучение текста, в ходе которого учащиеся вынуждены пристальнее всматриваться в литературное произведение, вырабатывая навыки вдумчивого и медленного чтения. После написания сценария, начинается процесс видеосъемки. Действующие лица оживают, произведение увлекает учеников, а также их родителей, одноклассников – идет коллективное сотворчество, все учатся решению проблем сообща. В процессе работы создается ситуация успеха: ученики стараются показать все, что знают, умеют и могут. Безусловно, что в работе над таким творческим заданием необходим целый комплекс мультимедийных средств, которыми и располагает современное обучение. Знакомство с режиссерскими интерпретациями художественных текстов с целью создания видеоролика о сценической истории того или иного литературного персонажа – также весьма эффективный образовательный прием, позволяющий не только расширить общий кругозор учащихся, но и углубить понимание произведения, лучше понять его идею, авторский замысел, многомерность и сложность каждого из созданных писателем характеров, чему содействует знакомство с разными вариантами его кинематографического и сценического «прочтения». Использование фрагментов экранизаций и сценических постановок особенно целесообразно как раз при изучении драмы, что обусловлено спецификой данного рода искусства. Основной отличительный признак драмы заключается в ее способности интегрировать в себе элементы и словесного, и сценического искусства. Ориентируясь не только на словесное, но одновременно и сценическое искусство, драма характеризуется пристальным вниманием к внешней пластике и прочим эффектам подачи изображаемого, что нередко обусловливает гиперболичность, броскость, театральность образов. Текст пьесы, как правило, продолжает «достраиваться» в своих сценических воплощениях, формируя в совокупности новые традиции восприятия произведения и влияя на зрительскую культуру в целом. Поэтому, знакомясь с различными режиссерскими интерпретациями драматического произведения, первыми отзывами театральных критиков, сценической историей отдельных образов и т. д., учащиеся не только «зримее» воспринимают текст пьесы, но и «погружаются» в ту историко-культурную ситуацию, в которую она и была создана. Возможность осмыслить идею драматурга с разных точек зрения его современников и не только, стать соавтором пьесы способствует более полному раскрытию ее идейной глубины, усвоением учащимися той системы ценностей, которую провозглашал автор. Подготовка и включение в содержание уроков соответствующих видеоматериалов также осуществляется при помощи компьютерных технологий. Кроме того, знакомство с различными интерпретациями того же драматического текста может послужить «отправной точкой» к размышлениям учащихся над проблемным вопросом или проблемной ситуацией, моделью которой может стать приглашение учителя подумать над тем, что бы они предприняли на месте Раневской – героини чеховского «Вишневого сада». Здесь задействуются разнообразные, порой взаимоисключающие точки зрения на личность автора и его героев, с которыми учащиеся знакомятся в ходе сопоставления различных интерпретаций произведения в кино и на сцене. Такая «полилоговость» восприятия литературных персонажей вносит в урок необходимую проблемность, стимулирующую активную познавательную, мыслительную деятельность школьников. Другой разновидностью творческого задания, выполнение которого предполагает использование информационных компьютерных технологий, является создание рекламных проектов по прочитанному. Создание рекламного ролика на прочитанное произведение – это полифункциональный вид работы, который способствует формированию таких читательских качеств, как творческое воображение, внимательное отношение к художественной детали литературного текста, ассоциативность и логичность мышления. Это вид творческого задания требует предварительной подготовки учащихся. Они получают домашнее задание разбиться на микрогруппы и коллективно создать рекламный ролик на пьесу того или иного автора (А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. М. Горького, А. В. Вампилова и др.). Они должны четко продумать цель, адресата, вид ролика. Целесообразно обратить внимание школьников на форму презентации рекламных проектов. Это может быть:
Следует подчеркнуть, что во время презентации рекламных проектов выясняются и важные недостатки читательской рецепции учащихся. Поэтому при изучении литературы, как и других учебных предметов, с целью привлечения внимания школьников не следует пугаться тех форм презентации, которые подсказываются реалиями современной жизни. Среди других индивидуальных творческих заданий, которые можно предложить учащимся с целью контроля приобретенных знаний, умений и навыков на основе применения компьютерных технологий выделим:
Что касается последней разновидности творческого задания – создания фотогалереи – то каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера своего героя. На уроках литературы мы часто составляем словесный портрет персонажа, следующий шаг – фотопортрет. Работа выполняется группами по 5-6 человек. Ученики находят цитаты, содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его личности, сопоставляя их с иллюстрациями известных художников к произведению, размещенных на Интернет-сайтах. Так, работая над созданием фотогалереи героев «Вишневого сада» А. П. Чехова, ученики могут сосредоточить свое внимание на художественных деталях, характеризующих персонажей пьесы. Заключительный урок – защита творческих работ, включающий элементы рефлексии: Что удалось? Над чем стоит еще поработать? Что новое удалось увидеть в характере героев? Как видим, активное использование компьютерных технологий на уроке изучения драмы позволяет усиливать творческую и познавательную активность учащихся, что достигается системой разнообразных заданий продуктивного характера, нацеленных на обобщение и систематизацию изученного, совершенствование литературоведческих компетенций учащихся, развитие у них аналитического и критического мышления. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены