РАЗРАБОТКИ
|
Метод проектов как залог эффективного обучения учащихсяМетод проектов как залог эффективного обучения учащихся
Автор: Смирнова Елена Александровна,
учитель начальных классов ГБОУ СОШ №562 По мнению отечественных и зарубежных исследователей, наибольшими возможностями для реализации компетентностно- ориентированного образования обладает метод проектов. Понятие «проект» как педагогическую категорию можно определить как целенаправленное, фиксированное во времени, управляемое педагогом и выполняемое учеником изменение учебной, приближенной к жизненной ситуации с целью формирования у школьника ключевых компетентностей. Из практического опыта хотелось бы обратить внимание на два момента в организации «проекта». Первым, очень важным является именно практический, осязаемый результат. Любая деятельность должна иметь, во-первых, цель, а во-вторых результат. В начальной школе практический, реальный результат работы очень важен. Дети должны видеть, что у них получается. Положительная мотивация очень важна. Один из французских философов заметил: «Что перестает получаться, то перестает привлекать». Мотивацию можно создавать и поддерживать через успех. А успех - это признание результата посторонними, не участвующими в проекте людьми. Поэтому очень важно грамотно организовать презентацию проекта. Что бы ни у одного ребенка не возникло мысли о напрасности проведенной работы. Интерес, деятельность, результат - вот три основных постулата «проекта. Процесс разработки конкретной педагогической технологии можно назвать процессом педагогического проектирования. Последовательность его шагов будет следующей: выбор содержания обучения, предусмотренного учебным планом и учебными программами; выбор приоритетных целей, на которые должен быть ориентирован преподаватель: какие профессиональные и личные качества будут сформированы у обучаемых в процессе преподавания проектируемой дисциплины; выбор технологии, ориентированной на совокупность целей или на одну приоритетную цель; разработка технологии обучения .Проектный метод обучения считаю одними из самых продуктивных в плане исполнения и результативности. Сущность проектной деятельности: Проектная деятельность - это: исследовательская деятельность; интерактивные, творческие методы обучения; проектирование - основной вид учебной деятельности; познавательная самостоятельность. Три результата проекта: материальное изделие (спроектировано, изготовлено, испытано, оценено); проектная папка – портфолио; процесс познания (рост уверенности учеников в своих силах, их самооценка) Требования к проектам в младших классах: исходи из ребенка, посильность пониманию ребенка, несложность и простота, краткость по времени выполнения, заинтересованность в проекте. Технология проектной деятельности: формулировка проблемы (цель одна для всех, но не разбита на задания); организация творческих групп; планирование работы над проектом (обеспечить условия для работы); поиск и сбор информации (руководитель оказывает стимулирующую роль); анализ информации; оформление и представление проекта (каждый должен высказаться); анализ и оценка результатов работы над проектом (оценочная безопасность, не сравнивать работы). Зачем нужен метод проектов? Научить учащихся самостоятельному критическому мышлению; размышлять, опираясь на знание фактов, закономерностей науки, делать обоснованные выводы; принимать самостоятельные аргументированные решения; научиться работать в команде, выполняя разные социальные роли. Практические результаты. Работаю учителем начальных классов 16 лет. В своей работе опираюсь на два постулата. Это здоровье и развитие. Готовлю и провожу уроки так, чтобы здоровье сохранялось, а личность развивалась. Что касается здоровья - это использование различных здоровьесберегающих технологий: ежедневная утренняя гимнастика, обязательные физминутки на каждом уроке, гимнастика для глаз на каждом уроке, соблюдение норм освещенности и питьевого режима, дыхательные упражнения и.т.д. Вторая очень важная для меня задача - это развитие. Осуществлению мой целей в огромной мере способствует программа, по которой я работаю. Речь идет об учебно-методическом комплекте «Школа 2100». Цели УМК «Школа 2100» очень близки моим педагогическим целям, а также отвечают требованиям ФГОС. Цель «Школы 2100»-функционально грамотная личность. То есть человек самостоятельный, человек познающий, человек, умеющий жить среди людей. В новом образовательном стандарте большое внимание уделяется дополнительному образованию, а это не что иное, как объединение детей по интересам. Но я хочу обратить внимание на организацию своих учеников в классе в урочное и внеурочное время. Цель моя очевидна, я хочу видеть в своих учениках человека с большой буквы. А воспитать положительные качества личности вне социума, вне коллектива невозможно. Ставлю своей целью воспитание дружного коллектива, сплоченных одноклассников. В классе социальный статус семьи теряется, каждый ребенок приобретает свой собственный статус, который он потом будет проецировать на свою жизнь. Задача учителя помогать, направлять, тактично исправлять процесс самоопределения в коллективе. Сплочению классного коллектива способствуют театральные праздники, межклассовые интеллектуальные игры, и спортивные соревнования. Причем, особое внимание уделяю группе поддержки, болельщикам, чтобы каждый ребенок чувствовал свою сопричастность к общему делу. Обязательно также классное обсуждение результатов. С классом организуем много внеурочной общественно-полезной деятельности. Например, всем классов развешивали кормушки для птиц или клеили на подъезды поздравительные открытки ветеранам. Причем, повзрослев, мои дети очень много предлагают сами. Дети очень отзывчивы на выполнение творческих заданий. Если учитель в 1-2 классе приложил много усилий для того, чтобы увлечь ребят поиском, творчеством, то в 3-4 классе дети сами будут активно предлагать разнообразные формы организации занятий, праздников, викторин и.т.д. задача учителя активно участвовать, подкрепляя инициативу, направлять и корректировать. Проявлению инициативы, собственной точки зрения, самоопределению в огромной степени способствуют уроки, проводимые по принципам критического мышления. Начиная со второго полугодия 2 класса, уроки гуманитарного цикла провожу с использованием методик критического мышления. Возможно, страдает дисциплина (особенно на первых порах, пока дети не привыкли к такой форме, но потом и это исправляется), но зато как свободно и раскрепощено, а главное с удовольствием решают ребята самими же поставленные проблемы, отвечают на вопросы, интересующие их самих, а не учителя. Сколько инициативы, пытливости ума, творчества наблюдаю я в работе моих учеников. Меня это радует гораздо больше стандартных правильных ответов. Я всеми силами стараюсь поддерживать стремление к познанию в своих детях. Большое поле для сплочения творческих личностей дает проектная деятельность. Все дети и учитель делают одно общее дело, хотя каждый выполняет свою роль. Здесь важна и рассматривается инициатива каждого участника, очень важно самоопределение каждого. Обычно проект не оставляет равнодушных, постепенно затягивает всех. На моей практике был проект, в котором согласилось участвовать 8 человек из класса, но к концу проекта (спустя 1.5 недели, это был среднесрочный проект) в стороне не было ни одного человека. Безусловно, не все в равной степени принимали участие, но! все хотели быть вместе, внести свою лепту в общее дело. Зато радовались успеху все в равной степени! Только очень важно чтобы состоялась общая презентация проекта, на которую приглашены гости и родители. Общественное признание - это успех. И это очень важно, успех класса принимается как личный. И здесь уже возникает понятие «МЫ». Дальше взаимоотношениями между ребятами будут строиться в большей степени на понятиях дружбы, взаимопонимания, взаимовыручки. Таким образом, заражая добрым и светлым своих детей, сплачивая на идеях добра, учитель растит, формирует любознательных, увлекающихся личностей, стремящихся выразить себя в творчестве. Поддерживая эти творческие инициативы, учитель помогает становлению деятельной, способной к дальнейшему развитию личности. Конечно, в начальной школе преобладают кратко- и среднесрочные проекты. В пример такого проекта хочу привести проект «Хлеб». Изучая русское народное творчество (в частности русские народные сказки), попросила принести на следующий урок хлеб. Хлеб оказался у всех разный. Попытка определить, какой же хлеб самый настоящий привела к дискуссии, спору. Постановочный этап. Давайте попробуем выяснить, как же пекут хлеб, его ингредиенты, (на этом этапе очень важен эмоциональный фон) Выбор проекта в теме. О чем бы хотели узнать, что вам интересно в этой теме?(-Хлеб всему голова. Традиции, связанные с хлебом. Технологии хлебопечения. Какой хлеб бывает у других народов?) Анализ и осмысление информации. Синтез и создание плана. Что вам уже известно по интересующей теме? Что хотели бы еще узнать по выбранной теме? Где можно найти информацию? Реализация проекта. Как продвигается работа? Что удалось сделать? Нужна ли помощь? Презентация. На презентацию обязательно должны быть приглашены гости. Это способствует всеобщему признанию и формированию успеха. А ситуация успеха в свою очередь способствует достижению основных целей обучения. На нашу презентацию были приглашены родители ( которых мы в свою очередь поблагодарили за помощь), а также работники столовой. ( по предварительной договоренности принесли детям большой пирог). После презентации было организованно грандиозной чаепитие вместе с гостями. Посещение музея хлеба. На следующий день мы с ребятами обсудили, что получилось, а над чем в следующий раз нужно больше поработать. Какие дополнения можно внести после посещения музея? Целью этой работы было создание и представление коллективной работы. Но подобный вид работы отнимает очень много времени. Поэтому проекты провожу не более 1-2 за четверть (краткосрочных). Вот, например проекты, которые для себя запланировала в 1 классе: «Игрушки» (литературное чтение), «Домашние животные» (литературное чтение), «Семья» (окружающий мир).
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены