РАЗРАБОТКИ
|
Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания.автор проекта: Чендолеева Н.А.
учитель истории и обществознания МКОУ СОШ № 2 с. Греческое Минераловодского района Ставропольского края Содержание Введение
Тема моего проекта Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания или « Не так страшен черт…». Именно так, потому что после прочтения первой статьи о метапредметах я почувствовала свое полное педагогическое бессилие. Метапредметный подход в преподавании истории и обществознания является темой моего самообразования последние два года. Это не случайно. Я поставила перед собой проблему: является ли реальным в современных условиях учителю-практику реализовать метапредметный подход в процессе обучения. - изучить теоретическую базу по проблеме, Учитывая актуальность, я начала изучение данного подхода. Подбирала литературу, интернет - источники. Оказалось, что метапредметный подход был чрезвычайно популярен в 20-е годы прошлого века. Метапредметное обучение разделялось на ступени, так, на первой ступени — самой младшей — с детьми просто гуляли, беседовали, давали им целостное представление об окружающем мире, уходя от предметного обучения. На старших ступенях обучения с детьми проводили экскурсии, диспуты, споры. Это время также знаменито тем, что тогдашняя школа, по сути, отказалась от традиционных учебников, заменяя их рассыпными. 1. Интеграция содержания образования. 2. Метапредметность по Ю.В. Громыко. 3. Виды специальной деятельности по построению учебного познания. 4. Метапредметные результаты. II Элементы метапредметности на уроках истории и обществознания На протяжении нескольких лет учащиеся на разных этапах обучения с 7 по 11 класс знакомятся с понятием «революция». Сама дефениция вводится в 7 классе при изучении экономических и политических процессов в Европе. С этого момента постепенно путем дискуссий, проблемных вопросов ученики начинают отличать революцию от бунта, смуты или переворота. Случались и спорные вопросы. Октябрьская революция – это революция? Да, революция. А вот, например, перестройка? С моей точки зрения, революция. Потому что произошла смена класса собственника на средства производства. Это понятие не передается и учебной программой не заложено, но я попыталась девятиклассников натолкнуть на эту мысль и в ответ выслушала доказательные рассуждения о том, что перестройка по многим признакам тоже может считаться революцией. На уроках истории и обществознания я работаю с понятием «государство». Предлагая учащимся разные источники, показываю, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Излюбленными не только мною, но и учащимися (особенно 8 и 9 классов) стали уроки-диспуты. Так, например, в 9 классе по обществознанию тема «Религия в современном мире» звучала так: «Нужна ли религия современному человеку?» В 8 классе по истории диспут «Александр III – убежденный либерал или вынужденный консерватор?». Окунувшись раз в атмосферу нестандартного урока, начинаешь скучать на традиционных. Такие уроки стараюсь разнообразить с оглядкой на метапредметный подход кластерами, составлением схема – конспектов по печатному и видеоматериалу. Последнее для учащихся представляет особенную трудность, которую пытаемся вместе преодолеть. Еще один элемент метапредметного подхода – исследовательскую деятельность – реализую в качестве педагога дополнительного образования в Малой академии наук. Под моим руководством учащимися школы ведется поисково-исследовательская работа, результаты которой уже неоднократно были представлены на конференциях районного, краевого уровня и оценены дипломами, грамотами и сертификатами. Заключение В заключении хотелось бы сказать, изучив метапредметность как новый подход к современному образованию, имеющий место в грядущем Федеральном образовательном стандарте для средней школы, могу с уверенностью утверждать, что большинство моих коллег и я, в том числе, в своей педагогической практике давно применяют элементы метапредметности. Так что, как сказала Нина Громыко (кандидат философских наук, разработчик метапредметного подхода) «Метапредметы – это не заумь и не страшно. Этому можно достаточно быстро научиться.» Мы, учителя, народ легко обучаемый, привычный к нововведениям, поэтому и метапредметы освоим. Используемая литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены