РАЗРАБОТКИ
|
Формы изучения основ робототехники в курсе общеобразовательной школыАвтор: Петракова Ольга Викторовна В современных условиях для свободного продвижения человека в образовательном пространстве необходимо обеспечить максимальную гибкость и разнообразие видов учебных занятий школьников. Этим и обусловлено появление большого количества типов урока и внеклассных мероприятий, которые позволят учащимся познакомиться и изучить новые технологии в среднем общеобразовательном учреждении. Чтобы сегодня у ученика формировалась учебная успешность, нужно добиться, прежде всего, чтобы школьник осознавал, что учебная деятельность, которой он занят в данный момент в школе повлечет за собой успех в его дальнейшей деятельности. Есть много образовательных технологий развивающих критическое мышление и умение решать задачи, однако существует очень мало привлекательных образовательных сред, вдохновляющих следующее поколение к новаторству через науку, технологию, математику, поощряющих детей думать творчески, анализировать ситуацию, критически мыслить, применять свои навыки для решения проблем реального мира [2]. На сегодняшний день существует ряд препятствий для внедрения робототехники в образовательный процесс. Чтобы осуществить обучение робототехнике, необходимо ресурсы для организации дополнительных учебных занятий. К таким ресурсам можно отнести время, финансирование и, конечно, кадры, которые смогут проводить занятия по робототехнике и работать с обучающимися. Достаточно перспективное решение этой проблемы, которым на сегодняшний день пользуются многие общеобразовательные школы – изучение робототехники в рамках курсов по выбору и факультативов. Курс робототехники – эффективный метод изучения основ алгоритмизации. Создание собственного робота – это не только времяпрепровождение, но и изучение разнообразных областей, среди которых механика, электроника и программирование. Организация факультативов и элективных курсов по робототехнике позволит создать условия для конструирования учащимися моделей роботов, от простых до самых сложных. Разумеется, все будет зависеть от навыков и знаний. Не обязательно быть выдающимся инженером, чтобы собрать управляемого робота. Робототехника для начинающих – это первые шаги и результаты в мире моделирования, конструирования и программирования. Робототехника, собранная своими руками, — это уникальное творение, где сочетаются полученные знания и фантазия [3]. Анализ примерной программы по информатике показывает, что на изучение линии «Алгоритмы и элементы программирования» отводится 42 часа. Поэтому в рамках факультатива или элективного курса по робототехнике для рассмотрения вопроса «Основы робототехники» вполне достаточно отвести 40 часов. За это время возможно рассмотреть все вопросы, которые соответствуют базовым знаниям по данному направлению [1]. Появляется другая проблема, сегодня многие преподаватели и учителя испытывают затруднения при работе с конструктором Lego. Они не располагают необходимой информацией в области образовательной робототехники, которая могла бы помочь им внедрить данное направление в образовательный процесс. Количество желающих работать с Lego – конструкторами в Алтайском крае достаточно много, в связи с этим одной из самых удачных возможностей знакомства с робототехникой является дистанционное обучение. Дистанционные курсы по робототехнике предназначены для обучения учащихся в рамках курсов по выбору или факультативов по робототехнике в средней школе. Также они могут быть использованы для самостоятельного обучения учащихся и детей с особыми потребностями, и как учебное пособие для преподавателей образовательных учреждений. Для обучения школьникам необходимо зарегистрироваться в системе дистанционного обучения и записаться на выбранный курс. Деятельность преподавателя заключается в следующем:
Преподаватель может копировать материалы курса, разрабатывать мультимедийные презентации и использовать их на занятиях по робототехнике. Успешность и результативность обучения во многом зависит от выбора методов и приемов обучения, но, в то же время, важность влияния правильной организации и проведения внеклассного мероприятия также нельзя не отметить. Каждый учитель знает, что очень часто интерес к какому-либо предмету можно вызвать именно при проведении внеклассного мероприятия, или же каким-то образом повлиять, к примеру, на выбор будущей профессии. Внеклассные мероприятия - это занятия, организуемые преподавателями для учащихся с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Формами проведения таких занятий могут быть игры, соревнования, олимпиады, экскурсии, круглые столы, встречи с людьми разных профессий и т.п. Для внеклассных мероприятий педагоги подбирают такой материал, который повышает интерес школьников к представленной им теме. Для реализации воспитательной цели мероприятия существует определенная последовательность организации внеклассной работы. Конкурсы по робототехнике представляют собой соревнования по различным направлениям: модель робота, гонки по линиям, борьба роботов и др. Победители обычно выбираются в разных номинациях: бытовая, спортивная, транспортная, промышленная робототехника, также роботы и образовательные и игровые системы. Для гостей и участников конкурсов заранее готовится демонстрация изобретений, действующих моделей, рационализаторских разработок, выставка научно-технического творчества, соревнования роботов, экскурсионная программа. Круглый стол по робототехнике является один из способов организации обсуждения некоторого вопроса. Данное мероприятие характеризуется следующими признаками:
На круглых столах достаточно часто рождаются оригинальные решения и идеи Живое общение порождает много дискуссий, что подтверждает заинтересованность участников в мероприятиях такого плана. Символом круглых столов является чаепитие со специально испеченным тортом. Мастер – класс по конструированию и программированию роботов - семинары для учащихся средних общеобразовательных учреждений по моделированию, конструированию и программированию роботов для решения задач движения по сложным траекториям. На данном мероприятии выступают победители различного рода соревнований по робототехнике и представляют свои «победные» модели. Обычно выступающие рассказывают, как именно они создавали своих роботов, особенности разработанной программы. Присутствующие задают вопросы победителям, озвучивают свои пожелания и рекомендации. Олимпиада по робототехнике – это интеллектуальное соревнование по решению различных задач, для решения которых необходимо придумать и применить какой-либо алгоритм и/или программу. Олимпиада является подпрограммой краевой экспериментальной программы по изучению дидактических возможностей робототехники и цифровых систем сбора и обработки информации. Основными целями и задачами Олимпиады являются:
Возможности и формы изучения робототехники не исчерпаны. Существуют перспективы ее дальнейшего развития. Вполне реально, что использование робота станет необходимым при изучении абсолютно всех школьных предметов и появятся все более оригинальные внешкольные мероприятия. Различные формы организации обучения робототехнике, позволят обучающимся глубоко и разнообразнее познавать жизнь, развивать свои творческие силы, духовно обогащаться, приобретая дополнительную информацию, воспитывать в себе деловые черты характера [5]. 1. Изучение элементов робототехники в базовом курсе информатики [Электронный ресурс].– Режим доступа : http://festival.1september.ru/articles/623491/ (дата обращения: 15.09.22). 2. Ершов М.Г. Роль образовательной робототехники в формировании инженерного мышления школьников [Электронный ресурс] / М. Г. Ершов.– Режим доступа : confer.cschool.perm.ru/tezis/Ershov.doc (дата обращения: 16.09.22). 3. Свистун И.В. Системный подход к использованию Лего-технологий в преподавании предмета «Информатика и ИКТ» [Электронный ресурс] / И.В. Свистун.– Режим доступа : http://www.uni-altai.ru/info/journal/vestnik/6020-nomer-1-2011.html (дата обращения: 15.09.22). 4. Захарова, И. Г. Информационные технологии в образовании [Текст] : учебное пособие / И. Г. Захарова.– М.: 2003.– с. 183. 5. Ушаков А.А. Робототехника в средней школе – практика и перспективы [Электронный ресурс] / А.А. Ушаков.– Режим доступа : http://www.uni-altai.ru/info/journal/vesnik/3365-nomer-1-2010.html (дата обращения: 15.09.12).
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены