РАЗРАБОТКИ
|
Предпрофильная подготовка школьников «Моя будущая профессия»Элективный курс для предпрофильной подготовки «Моя будущая профессия», отражающая некоторые проблемы занятости населения Оленекского района Ранний выбор профессии учащимися 8-9 классов Оленекской средней школы, определяющий, в свою очередь, будущий профиль обучения в 10-11 классах, является серьезной жизненной проблемой. В то же время социально-экономические преобразования в Оленекском районе предопределили появление рынка труда и конкуренции на нем. А это значит, что каждому учащемуся надо определиться с дальнейшим выбором, постигнуть азы профессионального самоопределения. Большая часть современной молодежи из-за неумения ориентироваться в выборе профессии, отсутствия опыта в профессиональной деятельности избирает профессию, не соотвутствующую собственным интересам, склонностям и, что важно, не смотрит на востребованность этой профессии в своем регионе. В связи с этим появляется несколько противоречий. Во- первых, в Оленекском районе существует потребность в специалистах в области метеорологии, гидрологии, геологии, землеустройстве, архитектуре, ветеринарии, в то время как выпускники школ стремятся стать экономистами, юристами, менеджерами. Во – вторых, в нашем районе уровень безработицы, особенно среди молодежи довольно высокий, в то время как на предприятиях здравоохранения, горнодобывающей промышленности, в сельском хозяйстве имеются свободные рабочие места. Оленекский эвенкийский национальный район, в котором находится наша школа, расположен на северо-западе Республики Саха(Якутия) и является самым крупным ее субъектом по площади территории, хотя в районе расположено всего 4 населенных пункта (Оленек, Харьялах, Жилинда, Эйик). По данным на 2021 год, в районе проживает 4 тыс. человек, из них экономически активное население 2 024 (%), 191 человека ищут работу. На рис.1 приведены данные по занятости населения района. Занятость — это термин, характеризующий состояние человека, включенного в общественно полезную деятельность, связанную с удовлетворением его личных и общественных потребностей, как правило, приносящую заработок. Проблема занятости населения — это проблема вовлечения людей в трудовую деятельность и степень удовлетворения их потребности в труде рабочими местами [1]. В Оленекском районе проблема занятости является достаточно острой, так как, с одной стороны, в улусе зарегистрированы безработные, с другой – в некоторых отраслях экономики существует потребность в квалифицированных кадрах. В то же время в район нуждается в работниках по следующим видам экономической деятельности (таблица 1). Вакансии в Оленекском районе на 2021 год По материалам муниципальной целевой программы «Социально-экономическое развитие муниципального района «Оленекский эвенкийский национальный район» Республики Саха (Якутия) на 2021-2025 годы» выяснено, что по разным отраслям экономики района в области занятости населения выявлены проблемы (таблица 2) Проблемы занятости населения Оленекского района Решение проблемы занятости населения, на наш взгляд, возможно несколькими путями, среди которых важное место занимает профориентация, которая понимается как «научно обоснованная система социально-экономических, психолого-педагогических, медико-биологических и производственно-технических мер по оказанию молодежи личностно-ориентированной помощи в выявлении и развитии способностей и склонностей, профессиональных и познавательных интересов в выборе профессии, а также формирование потребности и готовности к труду в условиях рынка, многоукладности форм собственности и предпринимательства» [1]. На уровне средней школы, в том числе в рамках предмета «география» можно говорить только о психолого-педагогическом направлении профориентации. Традиционно на уроках географии учитель рассказывает о различных профессиях, связанных с этим предметом: геолог, гидролог, метеоролог и т.д. В то же время, учитель, работающий в конкретном районе, должен уметь ориентировать учащихся на выбор профессий, связанных с потребностями своего муниципального образования. Введение профильного обучения, обязательное включение элективных курсов профориентационного характера в содержание образования в предпрофильных классах (8-9) облегчает учителю задачу в ориентации учащихся на профессии, востребованные в районе. Выполняя одну из задач, поставленных Муниципальной целевой программой социально-экономического развития нашего улуса – «проводить регулярно профориентаицонную работу среди населения (особенно молодежи) с целью ориентации на специальности, востребованности в улусе для дальнейшего их трудоустройства в населенных пунктах улуса», мы разработали элективный курс для предпрофильной подготовки «Моя будущая профессия», который ставил несколько целей. Во-первых, познакомить учащихся с профессиями, востребованными в районе, во-вторых, помочь учащимся ориентироваться в сложном мире труда. Содержание курса предусматривает расширение знаний учащихся о профессиях, знакомит с «Населением и занятостью района», «Отраслевой структурой хозяйства и распределением экономически активного населения в нем», «Профессии нашего района», «Люди интересных профессий нашего района», «Здоровье и профессия». В Оленекской СОШ им.Х.М. Николаева в 2-х девятых классах обучается 43 учащийся, из которых 22 человек пожелали посещать занятия нашего курса. В ходе констатирующего эксперимента выявлено, что с выбором профессии определились 10 учащихся (51 %). Анализ выбора будущей профессии позволяет сделать вывод о том, что на жизненные решения школьников воздействуют социальные стереотипы, что проявляется в предпочтении профессий «юрист», «экономист», а также присутствуют ориентация на реально значимые и востребованные специальности – педагог, водитель. В то же время на вопрос анкеты: «Выбрали ли Вы для себя профильные предметы?» были получены следующие результаты: «определились с выбором»-28%, «имею несколько вариантов выбора» -25%; «не определились с выбором» -48%. Это означает что школьники не совсем уяснили связь между будущей профессией и избранными для обучения профилем. Перечень выбранных профессий свидетельствует о преобладании практической ориентации – ребята в большинстве случаев выбирают те профессии, которые они видят в ближайшем окружении. Практически отсутствует ориентация на профессии, которые рассматриваются как перспективные с точки зрения развития нашего района. На вопрос: «Почему выбрал именно эту профессию?», оказалось, что большинство учащихся в первую очередь смотрят на материальное благополучие. Школьники аргументировали это тем, что хотят приобрести материальную независимость от родителей, возможность заняться предпринимательской деятельностью, желанием приобрести экономическое знания. На втором месте – мотив престижности профессии, а возможность трудоустройства занимает последнее место среди причин выбора. В ходе обучающего этапа педагогического эксперимента, нами использовались разные формы организации обучения. Среди методов обучения выделим тематическую дискуссию, деловую игру «Биржа труда» и круглый стол, проведенный совместно с центром занятости «Проблемы занятости населения района». Таким образом, положительные результаты педэксперимента позволили сделать вывод о необходимости проведения элективного курса «Моя будущая профессия». В то же время необходимо проследить отдаленные результаты нашего эксперимента, то есть, во-первых, выбор школьниками учебного заведения для обучения после школы, во-вторых, выбор места работы после его окончания. Литература:
Научный руководитель: д.п.н., профессор Кривошапкина О.М.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены