РАЗРАБОТКИ
|
Круглый стол «Развитие навыков культуры общения и поведения обучающихся через активные формы организации воспитательного процесса»Воспитание культуры поведения всегда было актуальным вопросом педагогики. Из поколения в поколение люди находили и передавали самые удобные, разумные способы действий в определенных ситуациях, то есть передавали человеческий опыт. Культура поведения - это совокупность сформированных, социально значимых качеств личности, повседневных поступков человека в обществе, основанных на нормах нравственности, этики, эстетической культуре. Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой - усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия учащихся. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, бытовая культура (удовлетворение потребностей); большое место занимает культура речи, умение участвовать в полемике, дискуссии. Воспитание культуры поведения – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, освоение растущим человеком моральных ценностей. Оно включает в себя формирование нравственных качеств и способность жить согласно принципам, нормам и правилам морали, когда нравственные убеждения воплощаются в реальных делах и поступках. Воспитание культуры поведения ребенка рассматривается как процесс усвоения заданных обществом образцов поведения, в результате которого эти образцы становятся регуляторами поведения ребенка. Формирование личности – сложный, многозначный процесс, выступающий в форме физиологического, психического и социального становления человека, определяющийся внутренними и внешними естественными и общественными условиями. Формирование культуры речевого общения у детей младшего школьного возраста – это «процесс овладения детьми нормами и правилами речевого общения, культуры речи и речевого этикета. Которые основаны на уважении, доброжелательности и вежливости, с использованием соответствующего словарного запаса и форм речевого этикета, а также вежливое поведение в общественных местах и в быту» Культура общения школьников — предусматривает выполнение ребенком норм при общении с взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и норм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту. Культура начинается с дисциплины, т.е. самоконтроля и самокритики. Не возможно сказать: я хочу, и буду поступать только так, несмотря ни на какие запреты. Тот, кто придерживается такого принципа, никогда не узнает, что такое уважение окружающих, привязанность и любовь близких. В самом деле, мы редко задумываемся над тем, что в обыденных человеческих отношениях проявление бестактности, грубости или демонстративного равнодушия не только, как принято говорить, портит настроение, но и имеет более серьезные последствия – разобщает людей. Следовательно, вежливость – это нечто больше, чем простое соблюдение принятого в обществе этикета. Это еще и культура чувств. Ребенка надо учить замечать состояния других людей. Культура общения обязательно предполагает так же культуру речи. Овладение культурой речи способствует активному общению детей в совместных играх и мероприятиях, что в значительной мере предотвращает между ними конфликты. Задача родителей и педагогов — воспитывать у ребенка культуру общения. Формирование умений культуры общения и поведения школьников практически невозможно организовать в жестко ограниченных рамках учебного взаимодействия, основная цель которого – обучение (овладение системой знаний), а не общение школьников. Поэтому формирование культуры речевого общения у младших школьников эффективнее проводить во внеурочной деятельности, через активные формы воспитательного процесса. Активные формы воспитательной работы - это устанавливаемый порядок организации конкретных актов, ситуации, процедур взаимодействия участников воспитательного процесса, направленных на решение определенных педагогических задач (воспитательных и организационно-практических); совокупность организаторских приемов и воспитательных средств, обеспечивающих внешнее выражение содержания воспитательной работы. Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа активных форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям. Mероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые воспитателем или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них. Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.). Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:
Вместе с тем мероприятия следует считать нецелесообразными, когда дети в состоянии самостоятельно, разумеется, с помощью воспитателя, педагога, старших воспитанников, организовать освоение и обмен ценной информацией и действиями. В этих случаях более предпочтительны формы работы другого типа, которые называются делами. Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе. Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность. Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел. В реальной практике эти формы могут быть воплощены по-разному, в зависимости от того, кто является их организатором и какова степень творчества участников. Фактически по характеру реализации форм-дел можно различить три их подтипа:
Третьим типом форм воспитательной работы является игра. Причем игру как тип воспитательной работы необходимо отличать от игровых приемов проведения дел и мероприятий (даже если эти дела и мероприятия носят наименование «игры»), а также от игр как форм стихийного (неорганизованного) проведения досуга (например, головоломок, шарад, настольных и подвижных игр и т.д.). Игра как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения. Культура общения и поведения на самоподготовке. Повседневная практика показывает, что дальнейшее развитие культуры общения и поведения формируется именно в младшем школьном возрасте. Сложившаяся структура работы показывает, что именно самоподготовка способствует развитию культуры общения и поведения. Поскольку культура поведения тесно связана с навыками культуры общения, в своей работе на самоподготовке мы делаем большой акцент на развитие и формирование культуры речевого общения, что требует от нас постоянного анализа психологического состояния детей, их общего уровня развития, успеваемости, адаптации в классе, выявления их статуса в коллективе, а так же требует постоянного поиска дальнейшего развития своей деятельности. Поскольку культура общения главным образом включает в себя культуру речевого общения, в своей работе мы работаем над обогащением речи, развиваем объем активного словарного запаса, формируем точность речи , четкость произношения, развиваем выразительность речи учащихся. В реализации данных задач нам помогает взаимодействие с логопедом, учителем, использование различных игровых технологий, т.к. именно в младшем школьном возрасте именно в игровой деятельности достигается наибольший успех для достижения поставленных задач. Культура общения и поведения в игровой деятельности. Не следует забывать, что игровая деятельность является одним из ведущих видов деятельности в младшем школьном возрасте, а так же является наиболее активной формой организации воспитательного процесса. Как показывает опыт, именно в процессе игры у детей формируются и закрепляются навыки поведения и культуры общения. Игровая деятельность играет важную роль в формировании таких качеств как:
Использование игровых технологий требует от нас:
Культура общения и поведения за пределами школы-интерната Для реализации намеченных планов по формированию культуры общения и поведения школьников, я использую такой метод активной формы воспитательного процесса как регулярные выезды с воспитанниками за пределы школы ,а именно посещении театров, музеев, выставок, мастер-классов, кафе и многое другое. Основной задачей воспитателя в рамках данного вида деятельности является грамотное сочетание систематической работы над правилами, проводимой на специальных занятиях, и повседневной работы воспитателя и учащихся. Учитывая ситуативность поведения детей, необходимо разнообразить условия, в которых учащиеся должны упражняться, выполнять те или иные правила поведения. Реализация данного вида деятельности подразумевает укрепление и развитие практических навыков культурного общения и поведения в общественном транспорте, магазине, торговом центре, в театре и т.д. Развитие культуры общения и поведения во внеурочной деятельности. Мероприятия Значимость проблемы культуры общения и поведения настолько очевидна, что укрепление и развитие данных понятий играет важную роль в формировании полноценной и гармонично развитой личности подростка. Значимые цели многих моих мероприятий это:
Главными методами остаются приучение школьников к выполнению правил культурного общения, а так же коллективно-творческие дела. Опыт работы показывает, что навыки позитивного общения подростки приобретают, когда они активно участвуют в коллективных делах и мероприятиях. Я использую: упражнения-тренинги, беседы, дискуссии, творческие мастер-классы, классные часы, круглые столы, ситуативно- ролевые игры и многое другое.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены