РАЗРАБОТКИ
|
Сказка – животворный источник детского мышленияБогатейшим источником познания жизни и инструментом воздействия на все стороны человеческой личности является художественная литература. Это пленительный мир красоты, мысли, человеческих страстей, который сам по себе открывает перед ребенком радость бытия. Читая художественную литературу, маленький человек познает величие человеческого духа, проникает чувством уважения к самому себе, ему хочется жить интересной, богатой жизнью в мире культурных ценностей. Первые годы обучения в школе – важный шаг не только в умственном развитии детей, но и в воспитании их чувств. Именно в этот период духовная жизнь детей наполняется тем, что они научаются чувствовать, сопереживать, а значит, понимать себя и других людей. Мысли, чувства, пробуждаемые книгой, способствуют воспитанию мировоззрения, мудрости, глубокой заинтересованности в том, что есть и что должно быть. «Сказка… Кажется само это слово светится и звенит. Звенит серебряным волшебным звоном, как колокольчик тройки, уносящей нас в удивительный мир прекрасных и опасных приключений, фантастических чудес. С детства все люди привыкают к тому, что краше мира, в котором мы живем, с каждодневными радостями, печалями, заботами, есть мир сказки, населенный отважными добрыми молодцами, необыкновенно красивыми девушками, мудрыми, верными, рукодельными» [1]. Он захватывает детей острыми, увлекательными сюжетами, необычностью обстановки. Создавая сказки, писатели черпают вдохновение из животворного источника народного творчества – неиссякаемого родника мудрости и нравственной силы. В его волшебных струях отражается прошлое и будущее народа, его чаяния и надежды. «Сказки заключают в себе что-то для всех народов и для всех времен важное и нужное, а потому незабываемое» [2]. Сказка «дает простор для фантазии, позволяет широко и объемно мыслить, учит состраданию, о доброте, о самом важном рассказывает доходчиво и просто, нравственно воспитывая человека» [3]. Но сказка не только забавляет, трогает, увлекает, но и «неизменно ставит вопросы, она хочет, чтобы ребенок думал» [4] и думал позитивно. В начальной школе, читая и размышляя над сказками, необходимо стремиться к тому, чтобы каждый ребенок старался раскрыть для себя не только их художественный мир, но и открыть многообразие человеческих отношений, увидеть красоту окружающего мира. Открывая вокруг себя красивое, восторгаясь и изумляясь прекрасным, ребенок начинает сам стремиться к возвышенному, учиться видеть свою собственную человеческую красоту. Взрослым необходимо обращать внимание детей и на то, что подлинная красота человека заключается в понимании, великодушии, снисходительности, преданности и стремлении приносить радость другому. Благодаря сказке ребенок познает окружающий мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и откликается на события и явления окружающего мира, выражая свое отношение к добру и злу. Размышляя над сказками, дети приходят к выводу, что только через терпение, чуткость, такт по отношению к окружающим можно воплотить в жизнь мечту о счастье, которую поэтизируют сказки. Сказка – животворный источник детского мышления, благородных чувств и стремлений. Через сказочные образы в сознание детей входит слово с его тончайшими оттенками; оно становится сферой духовной жизни ребенка, средством выражения мыслей и чувств – живой реальностью мышления. Под влиянием чувств, пробуждаемых сказочными образами, ребенок учится мыслить и совершать нравственные поступки. Терпение, духовная мягкость, уступчивость способствуют развитию духовной культуры. На уроках литературного чтения в начальной школе ребята читают сказки народные и авторские. А создание собственных сказок побуждает детей почувствовать состояние внутреннего мира героев как определенную модель собственного поведения в обществе. Как сказал французский философ Пьер Бауст: «Кто мыслит хорошо, тот поступает так же». Сочиняя собственные сказки, дети научаются видеть, слышать, чувствовать свою сопричастность всему, что происходит. Так рождаются маленькие мыслители. Солнце и туча Рано утром лес озарился ярким светом. Это солнышко вышло на небо для того, чтобы подарить растениям и животным радость, согревая и освещая землю. От этого всем было очень тепло, светло и весело. И Солнышко радовалось, играя лучами. Но вдруг на небе показалась дождевая Туча. Она увидела, что происходит вокруг, рассердилась и крикнула Солнцу: - Эй, Солнце, достаточно радости, уходи, теперь я хочу быть главной. Если ты не уйдешь, то я позову своих сестер, и мы надолго заточим тебя в своем царстве. Но Солнце не послушалось Тучу и сказало: -Если я уйду, то без меня будет очень плохо всем, кому я так необходимо сейчас. Дождись ночи, все лягут спать: и звери, и птицы, и цветы, тогда и властвуй! Туча посмотрела на землю. Подумала и поняла, что ее время еще не настало. И она медленно уплыла, гонимая легким ветерком. Ромашка и роза В одном сказочном саду росло много прекрасных цветов: пионов, гладиолусов, астр… Все они были по-своему красивы и издавали чудесный аромат. Вот в таком саду и жила одна маленькая скромная Ромашка. У Ромашки была подруга – Роза, которая росла совсем рядом. Цветы очень дружили, вместе радовались восходу солнышка и очень-очень огорчались, когда оно вечером пряталось за горизонт. Однажды с подружками приключилась беда. А виноватой во всем оказалась жгучая Крапива. Она сказала Розе: «Как ты красива и прекрасна! Как приятно благоухают твои лепестки! Лучше тебя я цветов не встречала!» От таких слов Роза очень загордилась и стала говорить о том. Что все цветы в этом саду просто не достойны ее, в том числе и Ромашка. Но Ромашка на слова подруги не обижалась, потому что знала, что Роза была по волшебными чарами колючей Крапивы. Она терпеливо ждала. Когда срубят эту жгучую траву. Вскоре так и произошло. Однажды утром Роза очнулась и сказала: «Как долга я спала и видела ужасный сон!» И только Ромашка знала, что это был за сон, и была рада тому, что Роза стала такой же, как прежде. С тех пор Ромашка и Роза подружились еще сильнее, ведь крепкая дружба побеждает зло! Собака и кошка Жили-были собака Пушок и кошка Мурка. Радость они приносили бабушке Марусе. Поставила как бабушка своим любимцам еду на тарелке. Не успела кошка Мурка подойти к тарелке, как Пушок быстро подбежал и все съел. Голодной осталась Мурка, но ничего не сказала и виду не подала. Настало утро. Бабушка снова решила накормить собаку с кошкой. Пушок вновь первым подбежал к тарелке, да вспомнил о кошке. Стало ему стыдно, и он отошел в сторонку. А Мурка пригласила своего друга, чтобы позавтракать. Съели они все и стали весело играть. А бабушке Марусе снова радость на сердце. Катрин В одном детском доме жила-была девочка по имени Катрин. Она была очень добрая и ласковая. Но приходилось ей нелегко. Драчуны и забияки незаслуженно обижали ее, обвиняли в плохих поступках, которые совершали сами. Они знали, что Катрин никогда не ответит злом на зло, и пользовались этим. Одна радость была у девочки – котенок Пушок. Он был белоснежный и очень пушистый. Катрин спасла его от собак, которые чуть не загрызли бедное животное. С тех пор они никогда не расставались. Когда Катрин исполнилось семнадцать лет, одна богатая женщина забрала ее к себе. Девочка взяла с собой и Пушка. Но и в этом роскошном доме Катрин легче не стало. Она покорно исполняла все капризы хозяйки и никогда грубого слова не сказала. В свободное время Катрин рисовала, напевая какую-нибудь мелодию. Однажды ночью. Когда все спали. Катрин рисовала свою мечту, тихонько напевая красивую мелодию. Очарованный ее пением, Пушок сидел на плече и мурлыкал. Катрин обняла его. И тут произошло чудо! Все, что нарисовала Катрин, стало настоящим. А Пушок обратился в прекрасного принца. Катрин была поражена произошедшим. Доброе сердце всегда получает награду! Вот лишь малая часть сказок, которые ребята сочинили на уроках, проявляя свою фантазию. Все работы детей пропитаны идеей толерантности, которая очень востребована в нашем обществе, как примиряющее и жизнеутверждающее начало. Литература
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены