РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Формирование метапредметных результатов на уроках истории

Каждый учитель работает на результат. Что же является результатом?

Результат – (от латин. resultatus — отраженный) конечный итог, следствие, завершающее собой какие-нибудь действия, явления, развитие чего-нибудь (Толковый словарь Ушакова).

Для того, чтобы получить результат, необходимо сформулировать цель (мета (толковый словарь Ушакова).

Целью деятельности учителя в обучении учащихся является не только передача определённого объёма знаний, умений, навыков, способов работы с информацией, но и умений использования полученных знаний, умений, навыков на практике для создания собственного продукта (явления, предмета).

Цель учителя в отношении учащихся – совершенствование детей через их познавательное развитие.

Основная задача учителя на уроке – организация деятельности учащихся с целью передачи способов работы в информационном пространстве: изучение, мышление, поиск, сотрудничество, адаптация, анализ, творчество.

Таким образом, урок, на котором учитель организует передачу способов работы с информацией, становится метапредметным, а деятельность метапредметной.

Метапредметная деятельность – деятельность, направленная на обучение обобщённым способам работы с любым предметным понятием, схемой, моделью. Метапредметная деятельность связана с жизненными ситуациями.

Таким образом, метапредметные результаты – это обобщённые способы деятельности, освоенные обучающимися на базе нескольких учебных предметов с возможностью применения в образовательном процессе и реальных жизненных ситуациях.

Этапы данного урока основаны на деятельностных технологиях:

  1. Организационный этап
  2. Этап актуализации знаний
  3. Мотивационно – целевой
  4. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала (правил, понятий, алгоритмов…)
  5. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения практических задач
  6. Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков
  7. Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУН и УУД
  8. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности учащихся
  9. Рефлексия деятельности

Учитель работает над формированием метапредметных результатов на каждом этапе урока.

Он передаёт не просто знания, а способы работы со знанием. На каждом этапе урока ученик должен понимать что он делает, т.е что является предметом деятельности, для чего он это делает, т.е. чётко понимать цель своей деятельности, как он это делает, т.е. какие использует алгоритмы в своей деятельности, и, какой получит результат, за счёт чего этот результат достигнут.

Метапредметными результатами изучения курса «История» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД): регулятивные, познавательные, коммуникативные.

В результате изучения истории в основной школе обучающиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями:

1. Знание хронологии, работа с хронологией:

  • указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
  • соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

2. Знание исторических фактов, работа с фактами:

  • характеризовать место, обстоятельства, участников, результаты важнейших исторических событий;
  • группировать (классифицировать) факты по различным признакам.

3. Работа с историческими источниками:

  • читать историческую карту с опорой на легенду;
  • проводить поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках (материальных, текстовых, изобразительных и др.);
  • сравнивать данные разных источников, выявлять их сходство и различия.

4. Описание (реконструкция):

  • рассказывать (устно или письменно) об исторических событиях, их участниках;
  • характеризовать условия и образ жизни, занятия людей в различные исторические эпохи;
  • на основе текста и иллюстраций учебника, дополнительной литературы, макетов и т. п. составлять описание исторических объектов, памятников.

5. Анализ, объяснение:

  • различать факт (событие) и его описание (факт источника, факт историка);
  • соотносить единичные исторические факты и общие явления;
  • называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
  • раскрывать смысл, значение важнейших исторических понятий;
  • сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
  • излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

6. Работа с версиями, оценками:

  • приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
  • определять и объяснять (аргументировать) свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории и их оценку.

7. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

  • применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий;
  • использовать знания об истории и культуре своего и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
  • способствовать сохранению памятников истории и культуры (участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры).

Для формирования метапредметных результатов на разных этапах урока предлагаются учащимся задания разного уровня.

Задания на развитие общих учебных умений ( познавательные УУД):

  • подготовь сообщение
  • работа со справочной литературой
  • составление плана
  • найти в тексте словосочетания, характеризующие состояние страны

Задания на развитие практических умений: (регулятивные УУД):

  • прочти историческую карту
  • составь хронологическую таблицу
  • заполни контурную карту
  • составь схему

Задания на развитие аналитических умений: (регулятивные УУД):

  • выдели признаки исторических явлений
  • проанализируй документ
  • сравни исторические явления
  • сопоставь этапы исторического развития
  • раскрыть причинно-следственные связи
  • обобщить факты

Задания творческого характера: (формируют коммуникативные и личностные УУД)

  • разыграть сценку по заданному сюжету
  • составь диалог
  • написать сочинение, эссе, письмо
  • составь кроссворд
  • визитную карточку царя, эпохи
  • составь «синквейн»

Задания поискового характера: (Познавательные УУД)

  • подготовь реферат, доклад
  • подбери крылатые выражения, поговорки.
  • проведи опрос
  • найди слова

Для диагностики познавательных и регулятивных действий используются контрольные работы по отдельным темам, выполнение различных тестов, диагностических упражнений, итоговые контрольные работы. В КИМах задания подбираются разноуровневые и в соответствии с требованиями стандарта. Вот некоторые задания: выбери правильный вариант ответа, задания на соотнесение, найди лишнее слово или словосочетание, вставьте
попущенные слова и т.д.

Основным критерием сформированности коммуникативных действий становятся:

  • желание вступать в контакт;
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими умение организовать общение, включающее умение слушать собеседника, умение эмоционально сопереживать, умение решать конфликтные ситуации, умение работать в группе.

Важнейшими средствами формирования активной позиции учащихся в процессе обучения являются действия самоконтроля и самооценки, под которыми понимается умение учащихся самостоятельно проконтролировать и оценить не только результаты собственной деятельности, но и её ход, эффективность. Это возможно только при условии организации систематической деятельности учащихся по формированию метапредметных результатов на уроках.

Источники:

  1. Метапредметный подход в обучении школьников: Методические рекомендации для педагогов общеобразовательных школ / Авт.-сост. С.В. Галян – Сургут: РИО СурГПУ, 2014 – с.
  2. Словарь педагогических терминов https://u.to/IZExGg
  3. «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940) http://feb-web.ru/feb/ushakov/ush-abc/17/us3d2513.htm?cmd=0&istext=1
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены