РАЗРАБОТКИ
|
Литературные места России, их значение в системе уроковУ каждого из нас есть своя малая родина, воспоминания о которой хранятся в самом, пожалуй, потаённом месте нашего сознания, пряча первопричину всех наших успехов и неудач, наших представлений о жизни, сопровождающих каждого в течение долгих лет. «Да, конечно. Кто же с этим поспорит? - скажете Вы. - Но какое отношение это имеет к заявленной теме?» Писатель, чьё имя есть в оглавлении школьного учебника. Откуда в нём его гениальность, его неповторимый авторский стиль? Почему его волнуют проблемы, о которых он пишет в книгах, ставших вечными? Вопросы неоднозначные. Возможно, сегодня мы не найдём на них ответы. Но попытаемся разобраться, обратившись к родным местам классиков. Несколько лет назад, когда за плечами уже был опыт работы как в среднем, так и в старшем звене школы, я оказалась на юго-востоке Москвы, на бывшей Божедомке, и совершенно случайно попала в музей Ф.М. Достоевского. Лето. Потенциальные посетители разъехались. Я одна брожу по мрачноватым комнатам флигеля, в тишине, едва нарушаемой скрипом половиц, покрытых ажурными узорами теней, вдыхая присущий старине запах, рассматриваю экспонаты. Я помню, как ко мне вышла служащая, мы разговаривали, она поделилась новыми для меня сведениями, потом она как-то незаметно удалилась, оставив меня наедине с мыслями. Сколько раз, бывая в музее Достоевского на месте бывшего острога в Омске, я с интересом слушала экскурсовода, явно представляя трагические события из жизни классика, читала и перечитывала «Преступление и наказание», «Бедные люди», «Идиот», «Братья Карамазовы», комментарии к произведениям и критику, но никак не могла найти ответ на волновавший меня вопрос: откуда столько мрачного мироощущения едва ли не в каждой строчке автора? А вот здесь, где прошли первые годы жизни будущего писателя и откуда он отбыл с отцом и братом в Петербург для поступления в Инженерное училище, я вдруг поняла не столько умом, сколько сердцем суть трагизма в творчестве Фёдора Михайловича. Так посещение дома, в котором вырос Достоевский, помогло мне разгадать тайну личности великого писателя и подсказало, с чем связана особенность его творческого стиля. Кто работает по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной, тот знает о разделе «Литературные места России». Он находится в самом конце тома, перед содержанием, и поэтому кажется необязательным. Хорошо, когда учитель не формально, а творчески подходит к использованию материала, заложенного в раздел. Отсюда можно взять информацию для проекта, доклада, сообщения. Я же иногда, начиная урок литературы по новой теме, обращаюсь к родным местам автора. Так, в пятом классе, перед изучением «Муму» И.С.Тургенева я рассказала о впечатлениях, навеянных катанием по усадьбе Спасское-Лутовиново на санях, запряжённых конём Изумрудом. И лишь потом мы с ребятами говорили о дворянской усадьбе, рассматривали репродукции фотографий дома-музея, читали о музее-заповеднике и об авторе. Думаю, эмоциональность, заложенная в живое слово учителя, искренние переживания всегда найдут отклик в душах детей, послужат мотивом к изучению литературы. А начинать знакомство с творчеством писателя лучше с чего-то понятного подросткам, ими прочувствованного. Ещё одна небольшая история, которой можно поделиться с ребятами. В имение Л.Н.Толстого Ясная поляна, которое находится недалеко от Тулы, мне довелось попасть летом, в разгар сезона туристов. После двухчасовой экскурсии и прогулки на свежем воздухе давал о себе знать голод. Пройдя по липовой аллее мимо яблоневого сада с одной стороны и небольшого пруда - с другой, я заглянула в бревенчатую избу, где надеялась перекусить. В стилизованном ресторанчике почти все места были заняты: молодые люди из азиатской страны с удовольствием обедали, познавая не только азы российской культуры, но и наши гастрономические премудрости. Мне предложили грибную похлёбку. Казалось, вкуснее я ничего не пробовала! Как же легко было представить себя крестьянкой 19 века, проголодавшейся после полевых работ! Сюда граф Толстой, бывало, пешком добирался из Москвы, когда жил с семьёй в Хамовниках. Об этом я думала на обратном пути в Москву. А в Сростках, как обычно, всё идёт: У нас в кабинете есть наглядность «Литературные места на карте России». Меня радует, что дети подходят к карте после урока, рассматривают её, видят уже ставшие знакомыми названия, обсуждают запомнившиеся моменты занятия. Хотелось бы верить в то, что, став взрослыми, мои ребята будут гордиться Россией, нашей общей Родиной, вдохновившей писателей и поэтов на творчество.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены