РАЗРАБОТКИ
|
Исследования проблемы развития личности подростка с точки зрения возрастной периодизацииДля решения проблемы развития личности подростка целесообразно обратить внимание на психолого-педагогические особенности данного возраста, выделить границы его возрастной периодизации. Границы возрастной периодизации представляют особый научный интерес. Известно, что А. Грин, например, ограничивал подростковый период в зависимости от половой принадлежности: 12-15 лет у девочек, 13-16 у мальчиков. В свою очередь, Дж. Биррен данный период ограничивал 12-17 годами. Опираясь на актуализированные данные, Л.Ф. Обухова подчеркивает, что подростковый возраст охватывает почти десятилетие - от 11 до 20 лет. Как утверждает Л.И. Михайлова, границы молодежного возраста - от 16 до 30 лет, включающие в себя подростковый, юношеский и первый период среднего возраста. Автор не определяет конкретно возрастные рамки всех трех периодов. Данные рамки трансформируются под воздействием развития общества. За последние десятилетия произошло смещение границы в связи с ускоренным физическим и умственным развитием, с поздним включением подростков в общественную трудовую деятельность. Некоторые специалисты предполагают, что подростковый возраст длится до 16-18 лет. Вышеизложенные предположения появились не без основания. В них есть попытка объяснить всё физиологическим развитием подростка, в то время как нельзя не согласиться с Д. Б. Элькониным, что наиболее адекватно очерчивать границы возрастной периодизации, делая акцент не на физическом развитии, а на появлении новых психологических образований, обусловливаемых сменой и развитием ведущих типов деятельности. К началу каждого возрастного периода складывается своеобразное отношение между человеком и средой, обозначаемое как развитие данного этапа, которое обусловливает и динамику психического развития на протяжении каждого возрастного периода, и новые качественно своеобразные психологические образования, возникающие к его концу. Наиболее полно ситуация развития и личные новообразования в подростковом и раннем юношеском возрасте были изучены и проанализированы в 1940-1950-х гг. Л.И. Божович и ее сотрудниками. Чтобы получить объективную характеристику феномена современного подростка, утверждает Л.И. Божович, необходимо, прежде всего, понять, какие изменения произошли в социальной среде обитания и в развитии ребенка подросткового возраста. Под социальной средой следует понимать окружающие подростков общественные, материальные и духовные условия их существования и развития. И в этом смысле, по нашему мнению, особую роль играет образовательная среда, в которой подросток находится большую часть времени. Следует учитывать то особое сочетание внутренних процессов развития и внешних условий, которое является типичным для данного возрастного этапа. Сущность внутренних отличий заключается в том, что на основе более высокого уровня психического развития происходят коренные исключения основных мотивационных тенденций личности подростка, определяющие изменения его психологических особенностей. Так как подросток вступает в новые пространства социализации, ему уже тесны рамки поведения общеобразовательного учреждения, у него возникает потребность погружения в иную, внешнюю среду. Такой организованной внешней средой может стать внеурочная деятельность вне школы. Ситуация развития в старшем школьном возрасте определяется ещё и тем, что подросток стоит на пороге вступления в самостоятельную жизнь. Л.И. Божович и многие другие исследователи этого возраста (И.С. Кон, В.А. Крутецкий, Е.А. Шумилин и др.) связывают переход от подросткового к раннему юношескому возрасту с резкой сменой внутренней позиции, заключающейся в том, что устремленность в будущее становится основой социальной направленности личности, выбора будущей профессии, дальнейшего жизненного пути;все это теперь находится в центре внимания, интересов и планов подростков. В завершении размышлений приходим к выводу, что существующие подростковые периодизации не содержат одной общепринятой в научных кругах педагогики, психологии и социологии. В этой связи, основываясь на теории Л. И. Божович и её сотрудников, мы считаем, что на современном этапе адекватно определять подростковый возраст границей 14-18 лет.
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Новые статьи
Игровое спортивное мероприятие «Здравствуй, Зимушка-зима» Важность моторного планирования у младших школьников Формирование ключевых компетенций в процессе обучения математике Приемы активизации познавательной и творческой деятельности обучающихся на уроках математики Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя Последние новости образования
Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Как побороть подростковую агрессию О мотивах учения и как выработать мотивацию к учёбе Поддержка ребёнка — важный инструмент в работе учителя Наставничество как важная часть воспитательного процесса классного руководителя |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены