РАЗРАБОТКИ

Другие модули


Система ценностных ориентаций на уроках истории, обществознания и во внеурочной деятельности

«Как мир меняется! И как я сам меняюсь!
Лишь именем одним я называюсь
На самом деле то, что именуют мной, -
Не я один. Нас много. Я – живой…»
Н.Заболоцкий

Человеку присуще ценностное отношение к миру. В любом обществе складываются относительно устойчивые ценностные ориентации, которые приобретают характер общественных норм. Проблема ценностных ориентаций была актуальна всегда. Она исторична по своей природе, достаточно вспомнить сетования Сократа на молодое поколение.

Сегодня, к сожалению, Россия идет по пути отказа от традиционных ценностей. В процессе либерализации общества основополагающей стала потребительская идеология. Освобождение от традиционных норм и ценностей, отсутствие моральных границ и нравственных образцов поведения способствует росту отклоняющегося и саморазрушающего поведения подростков. В СМИ пропагандируют мистику, астрологию, богатство, легкий успех, приключения, агрессию и т.д. Провозглашение новых ценностных установок, противоречия, связанные с декларированием в государстве идеалов свободы, со значительным ограничением возможностей воспитания детей, усложнением реальных перспектив социального продвижения, оказали существенное влияние на формирование и развитие современных детей и подростков. Сложившаяся ситуация вызывает у них пассивность, нигилизм, агрессию, депрессию, нравственное равнодушие и создает им трудности в освоении нравственных ценностей. На уроках речь идет об общечеловеческих ценностях, а в реальной жизни дети видят совсем иное. В этой ситуации роль учителя обществознания и истории как никогда велика.

Школьники понимают необходимость следовать нравственным нормам, однако их реальное поведение этим нормам не всегда соответствует.

У подростков можно наблюдать значительное расхождение между словами и поступками. Требуя соблюдения норм морали и права, по отношению к себе, они считают себя свободными от их соблюдения во взаимоотношениях с другими людьми. Здесь и нужна гражданская позиция учителя. Самооправдание – мол, сейчас везде так и от меня ничего не зависит – для нас, педагогов недопустимо. Наше поведение должно соответствовать тем ценностям, которые мы намерены передать учащимся. Ещё Сухомлинский, очень давно сказал, что у педагога особое творение - человек. Президент В.В. Путин в своём Послании Федеральному Собранию подчеркнул, что «духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности – это важный фактор стабильности общества и именно образованию отводится ключевая роль в формировании позитивных ценностей у учащихся».

Решающую роль в формировании ценностных ориентаций играет нравственное общение.

Необходимо помнить, что главная потребность человека – это потребность в уважении. В признании его достоинств. Надо научиться видеть в каждом ученике уникальную личность. Педагог должен проявлять искреннюю заинтересованность в судьбе воспитанника. Иметь оптимистическую веру в него, проявлять терпимость к недостаткам, искать в ребенке лучшие качества и опираться на них. Прежде всего, учитель должен представлять, чем живут его подопечные, чему они отдают предпочтение. Важно увидеть в ребёнке духовные, идеальные силы, составляющие мир личности - ценностную ориентацию, жизненные силы, нравственные идеалы и самооценку. Научить ребенка видеть цель, радоваться жизни, стремиться к самосовершенствованию – в этом и есть нелегкий, но интересный труд учителя.

Курс дисциплин которые я преподаю, сквозь призму воспитывающего обучения – это система занятий, направленных на организацию самопознания и самовоспитания личности, обучение подростка способам работы над собой, а также на осознание, осмысление и выработку им собственных норм и ценностей на основе общечеловеческих.

Категории общечеловеческих ценностей в психологии делятся на 5 групп:

  1. ценности, связанные с утверждением личностью своей роли в социальной сфере;
  2. ценности, удовлетворяющие потребности в общении;
  3. ценности, ориентирующие на саморазвитие творческой индивидуальности;
  4. ценности, позволяющие осуществить самореализацию;
  5. ценности, дающие возможность удовлетворения практических потребностей.

И высшие духовные ценности: Честность, Справедливость, Доброта, Свобода, Толерантность, Ответственность.

”… Систему ценностей не выдумывают, системой ценностей, прежде всего, живут. Так как человеческая жизнь является сознательной жизнью, и общественное сознание не есть не что другое, как сознательное бытие, то система ценностей не только осознается, но в связи с отдельными моментами процесса жизни глубоко продумывается” (Я. Светлый).

Ценности и ценностные ориентации личности всегда привлекали к себе внимание ученых из разных областей науки. Аксиология (от греч. axios - ценность и logos – слово, понятие), или теория ценностей - одно из сравнительно недавних направлений философских исследований, начало которому положили труды немецких философов второй половины XIX - начала XX века, принадлежавших к Баденской школе неокантианства: Рудольф Герман Лотце, Вильгельм Виндельбанд и Генрих Риккерт.

Традиция же воспитания в системе общечеловеческих ценностей своими корнями уходит в глубины истории:

  • Протагор: «мера всех вещей – человек»;
  • Сократ определил и обобщил такие понятия, как: доблесть, справедливость и т.д.
  • Платон, который отдавал предпочтение «воспитанию ума, чувств и воли»;
  • Аристотель, призывавший к воспитанию мужества, выносливости, справедливости, высокой интеллектуальности и моральной чистоты;
  • И.Г. Песталоцци большое внимание уделял воспитанию у детей «истинной человечности» и «деликатной любви к людям» в единстве с другими сторонами воспитания.
  • В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.Г. Чернышевский относили к основным качествам индивида – уважение человеческого достоинства. Гуманные чувства они считали социальными и придавали им большое значение.

В современной психологической литературе само понятие «ценности» употребляется в различных значениях:

  1. ценность отождествляется с новой идеей, выступающей в качестве индивидуального или социального ориентира;
  2. ценность воспринимается как распространенный субъективный образ или представление, имеющее человеческое измерение;
  3. ценность синонимизируется с культурно-историческими стандартами;
  4. ценность ассоциируется с типом «достойного» поведения, с конкретным стилем жизни» .

Понятие ценностной ориентации шире понятия ценности, так как подразумевает под собой структурную связь или отношение ценности и ценностно-ориентированного субъекта. «Ценностные ориентации представляют собой особые психологические образования, всегда составляющие иерархическую систему и существующие в структуре личности только в качестве ее элементов. Невозможно представить себе ориентацию личности на ту или иную ценность как некое изолированное образование, не предполагающее ее приоритетность, субъективную важность относительно других ценностей, то есть не включенное в систему», они выражают то, что является для человека наиболее важным и обладает для него личностным смыслом.

В социальной психологии понятие «ценностные ориентации» (от фран. оrientation - установка) – это:

  1. идеологические, политические, моральные, эстетические и другие основания оценок субъектом окружающей действительности и ориентации в ней;
  2. способ дифференциации объектов индивидом по их значимости.

Ценностные ориентации формируются при усвоении социального опыта и обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях, интересах и других проявлениях личности. В структуре человеческой деятельности ценностные ориентации тесно связаны с познавательными и волевыми ее сторонами. Система ценностных ориентаций образует содержательную сторону направленности личности и внутреннюю основу ее отношений к действительности. В процессе совместной деятельности, определяющей отношения людей в группах, складываются групповые ценностные ориентации. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность, ценностно-ориентационное единство.

Личность – носитель определенных ценностей.

Уже в 5-6 лет ребенок имеет свою нравственную позицию и не хочет принимать другую. Общественное мнение, господствующее в той социальной среде, в которой воспитывался ученик, служит для него ориентиром, какое поведение приемлемо, а какое нет. Ценностные установки ребёнка уже в малом возрасте проявляются в речи, в эмоциональных реакциях, поступках. Нам необходимо знать, в какой социальной среде живет ребенок. Мы наблюдаем за детьми, беседуем с ними, создаем педагогические ситуации, в которых они проявляют те или иные качества. На уроках используем различные анкеты, тесты, игры, специальные методики которые помогают понять приоритеты школьников. Систему ценностных ориентаций личности можно рассматривать как подсистему более широкой системы, описываемой различными авторами как «жизненный мир человека», «образ мира», имеющий сложный и многоуровневый характер.

Ценностные ориентации являются характеристикой личности, сформированной в психологическом и социальном плане.

Процесс их развития длительный и многоступенчатый. Как отмечают психологи и педагоги, становление у школьников ценностных ориентаций, которые определяют направление и содержание деятельности и активности личности, критерии оценок и самооценок, начинается в подростковом возрасте. В младшем школьном возрасте лишь выделяются личные ценности, происходит их эмоциональное освоение, закрепляющееся в практической деятельности и постепенно находящее правильное мотивационное выражение.

В старшем школьном возрасте стабилизируются основные психологические характеристики личности.

При этом многообразие общественных явлений приобретает систематизированный, обобщенный характер и отражается в сознании старшеклассника в виде понятий и ценностей. Именно в этот период ценностные ориентации оказывают существенное влияние на формирование социально ценных отношений старшеклассников, на выбор ими социально значимой деятельности после школы, на формирование их нравственной активности.

Школьный урок обладает уникальными возможностями влиять на становление очень многих качеств личности ребёнка. Уроки обществознания и истории являются средствами познания человеком действительности, формирования нравственности и социальной активности людей. Пережить и осмыслить великие события, раскрыть роль личности, осознать историческую миссию человека, его место в сегодняшнем и завтрашнем дне - одна из задач современного урока.

В концепции Государственного стандарта общего образования второго поколения отмечаются следующие качества выпускников XXI столетия:

  • Патриот, носитель ценностей гражданского общества, осознающий сопричастность к судьбам Родины.
  • Уважающий ценности иных культур, конфессий и мировоззрений, осознающий глобальные проблемы современности, свою роль в их решении.
  • Креативный, мотивированный к познанию и творчеству, обучению и самообучению на протяжении всей жизни.
  • Уважающий других людей, готовый сотрудничать с ними для достижения совместного результата.
  • Осознающий себя личностью, способный принимать самостоятельные решения и нести за них ответственность.

Одним из главных направлений по организации и осуществлению воспитания такой личности является воспитание историей, воспитание на духовно-нравственных и культурно-исторических традициях нашего народа.

На уроках истории школьники сопереживают судьбам людей, которые созидали Отечество, приумножая его духовные и материальные богатства. Учащиеся вступают в прямой диалог с персонажами прошлого, размышляют, что у них общего с историческим персонажем, чем отличаются, как бы они поступили на его месте.

На любом этапе работы с текстом учебника, документами уместны вопросы:

  • Каково ваше отношение к событиям?
  • Кого бы вы поддержали в этой ситуации?
  • Объясните почему?

Отвечая на такие вопросы на материале уже свершившихся исторических событий, школьники приобретают навыки анализа ситуаций, моделирования позиций участников, понимания их ролей. Так накапливается опыт формирования своего отношения к событиям, особенно необходимый для самоопределения в окружающей действительности.

Школа должна «научить учиться».

Именно поэтому перед школой остро встала проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий. Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. “…В основе воспитания должна быть положена личная деятельность ученика, и все искусство воспитателя должны сводиться только к тому, чтобы направлять и регулировать эту деятельность” (Л. С. Выготский).

Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования. Перед школой и учителем стоит задача научить учащихся добывать необходимые знания самостоятельно, понимать способы их получения и видеть в образовании ценность не только общественно значимую, но и личностно значимую.

Педагоги переходят на системно-деятельностный подход, когда цель образования определяется как развитие личности учащегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Работа по формированию и развитию универсальных учебных действий на уроках истории способствует познавательной деятельности школьника в области других наук, а так же его адаптации в обществе.

В своей работе я применяю разнообразные образовательные технологии:

  • проектную деятельность;
  • КТД;
  • технологию проблемно-ценностных дискуссий (акцент делается не на выборе и защите какой-либо одной точки зрения, а на удержании противоречия и последующем ответственном самоопределении);
  • проблемные лекции;
  • урок – путешествие;
  • деловая и ролевая игры;
  • учебные дискуссии для развития критического мышления;
  • эвристические беседы;
  • решение познавательных задач.

Весьма результативна работа в рамках компетентностного подхода, акцентирующего внимание на результате образования, причем в качестве результата рассматривается не сумма усвоенной информации, а «ключевые компетентности», т.е. способность человека действовать в различных проблемных ситуациях.

Приведу ряд примеров.

5 класс. История.

Обсуждаем библейский сюжет «дети Ноя»:
«После того, как Ной и его семья спаслись от потопа, Ной посадил виноградник. Когда виноград поспел, он выжал сок и, не зная, что сок этот опьяняет, выпил слишком много. Потом лег спать, не прикрывшись. Один из трех сыновей Ноя, Хам, увидев, что отец лежит раздетый, поспешил к своим двум братьям и, смеясь, рассказал им об этом. Но Сим и Иафет взяли одежду и, не глядя на отца, почтительно прикрыли его. Бог же видел все. И Был наказан Хам – с тех пор люди избегают потомство Хама, Сима же и Иафета благословил, их потомство размножилось на земле и господствует над потомством Хама»

  • Каких людей называют хамами?
  • Как бы вы охарактеризовали сына или дочь, живущих без отца, но с матерью, которая вынуждена много работать и которую сын или дочь унижают словами и ничем не помогают ей по дому?
  • Что такое цинизм?

5-9 класс. История.

Исторические факты свидетельствуют о том, что величие России определялось не только ее территорией, количеством населения, оснащенностью армии, мощью экономики и науки, но и духовным потенциалом. Преданность Родине, готовность ставить ее интересы выше личных, самопожертвование во имя ее безопасности - этим всегда была сильна Россия, в этом стержень ее национального духа. На уроках истории России используется материал, свидетельствующий о преданности наших соотечественников Родине, верности воинскому долгу - как в царской России, так и в годы Советской власти, в постсоветское время, в современной России. Немаловажную роль играет религия. В России наиболее распространенной религией является православие. Для православного человека отказ от воинской службы не мыслим. Православная церковь причисляла воинов, защитивших Родину ценой собственной жизни к числу мучеников и святых. Сергий Радонежский, Святитель Московский Гермоген благословляли воинов на ратный подвиг. Русские священники еще со времен Ярослава Мудрого шли на врага впереди русских воинов.

  • синквейн на историческое лицо;
  • портфолио исторической знаменитости;
  • тематическое портфолио;
  • компьютерные презентации.

6 класс. История.

На уроке истории России по теме «Восточные славяне» раскрывается вопрос о развитии земледелия. Для формирования нравственного понятия «трудолюбие» приводится пример из русских былин об Илье Муромце, первым подвигом которого был хлебопашеский: «Он дубы - колоды все повырубил, во глубоку реку все повыгрузил. Расчистил поле для посева хлебов».

В результате обсуждения выделяем качества, присущие гражданину: сила, настойчивость, трудолюбие, опыт и т.д.

6 класс. Обществознание. Практическая работа.

Подросткам предлагается список качеств и поступков человека.

1. Качества и поступки:

  • Неряшливость забывчивость
  • Невнимательность насмешливость
  • Глупость злобность
  • Воровство безответственность
  • Ложь заносчивость
  • грубость высокомерие
  • сквернословие приспособленчество
  • Драчливость потребительство
  • Ябедничество угодничество
  • Лень бесстыдство

Дальнейшая работа строится по вопросам:

  • Какие качества и поступки вы простили бы?
  • Не простили бы?

2. Какие качества мужчины, на ваш взгляд, больше подходят прекрасному отцу, какие прекрасному мужу, а какие обоим – мужу и отцу:

  • заботливость сила
  • Требовательность предупредительность
  • Верность доброта
  • Скромность чувство благодарности
  • Веселость трудолюбие
  • Находчивость умение прощать

Какие качества женщины, на ваш взгляд, больше соответствуют прекрасной матери, какие – прекрасной жене, а какие – обеим – матери и жене:

  • Заботливость нежность
  • Скромность умение прощать
  • Верность требовательность
  • Умение создать уют доброта
  • Веселость умение вести хозяйство
  • Чувство благодарности привлекательность

Как правило, ребята готовы простить себе многое, но к другим предъявляют завышенные требования. С помощью этого упражнения побуждаю к рефлексии.

6-9 класс. Обществознание. Практическая работа.

Нравственное упражнение №1.

Какое понятие лишнее?

  • Трудолюбие, хамство, вежливость, доброта, верность
  • Гражданин, обыватель, патриот, герой, защитник
  • Свобода, права, правосудие, ответственность
  • безнаказанность, эгоизм, милосердие, жестокость, равнодушие, лживость
  • Демократия, диктатура, равноправие, выборы, свобода
  • Национализм, гуманизм, фашизм, сепаратизм, терроризм
  • Государство, церковь, власть, милиция, налоги, армия

№2

Выразите смысл пословиц другими словами, использовать слова из самих пословиц нельзя:

  • «один в поле не воин»
  • «совесть без зубов, а грызет»
  • «сума да тюрьма дадут ума»
  • «худой мир лучше доброй ссоры»

№3

Напишите слова, противоположные по смыслу следующим:

  • Гражданин безделье
  • Жадность добро
  • Честь диктатура
  • Хитрость национализм
  • Эгоизм человек

№4

О чем идет речь? Дайте определение одним словом или словосочетанием:

  • Флаг, герб, гимн
  • Эгоизм, жадность, зависть, бездушие
  • Доброта, внимание, сочувствие, милосердие, отзывчивость
  • Налоги, армия, законы, полиция, публичная власть
  • Кража, вымогательство, разбой, убийство, хулиганство

8-9 класс. Обществознание. Практическая работа.

«Социологический опрос»:

1. Какая ценность в каждой паре представляется вам наиболее важной?

  • Профессиональная карьера – хорошая дружная семья
  • Крепкое здоровье – яркая, насыщенная событиями жизнь
  • Близкие друзья и любимые люди – интересная, доходная работа. Не оставляющая свободного времени

2. Если нет взаимной любви, семью , по –вашему мнению, лучше строить с тем:

  • Кто тебя любит – кого ты любишь

3. Чем можно пожертвовать ради возможности быстро заработать много денег?

  • Соблюдением закона
  • Отношениями с близкими людьми
  • Здоровьем
  • Личными интересами и хобби
  • Материальным благополучием других людей
  • Жизнью других людей

4. Сколько детей должно быть в семье?

5. Если невозможно совместить все и надо выбирать, то профессию, с вашей точки зрения следует выбирать по принципу:

  • Профессия должна приносить хороший материальный доход
  • Профессия должна быть перспективной, нужной для развития страны и всей цивилизации
  • Профессия должна быть интересной и привлекательной для человека

6. Гордитесь ли Вы своей страной?

  • Да -
  • Скорее да -
  • Скорее нет -
  • Нет -

Результаты обрабатывают сами учащиеся, приобретая при этом дополнительный опыт.

8-9 класс. История. Практическая работа.

Сочиняем письмо от имени реального или вымышленного персонажа - участника войны.

Предлагается стилизовать свои работы, подражая языку той эпохи.

Приемы для развития нравственности:

  • Если бы я был (директором школы, учителем, своей мамой (папой)…), то я бы____________, потому что _________________.
  • Напишите свою будущую биографию до 2030 г. В ней должны быть отражены: профессия и образование, материальное положение, семья и дети. Чем вы можете гордиться за прожитые годы?
  • Напишите себе письмо, указав дату, когда надо будет открыть конверт. В письме поставьте перед собой 5 задач и продумайте, что нужно сделать для их достижения.
  • Вызывает интерес у школьников предложение написать записку с добрыми пожеланиями кому-нибудь из одноклассников, у кого плохое настроение. Записки раздаем в конце урока.
  • Полезно предложить подросткам самим поставить себе оценки за поведение, прилежание, за знания, а затем это сделают одноклассники и учитель. Это приучает школьников к адекватной самооценке.
  • Просьба о помощи: прошу совета, как поступить в той или иной реальной ситуации, прошу что-нибудь сделать…
  • Анализ противоречивых поговорок, пословиц, высказываний, афоризмов.
  • Упражнения - дискуссии, упражнения - размышления: «Не все дети, живущие в детских домах, являются сиротами. У многих есть родители, но они лишены родительских прав.

Это значит, что многие дети успели увидеть неприятные стороны жизни своей семьи. Их постоянно били. Иногда это делали не только отцы, но и пьяные матери. Педагоги спрашивали таких детей: что бы вы хотели больше всего? Ответы были одинаковы и удивительны».

Как вы думаете, что отвечали дети?

Что для улучшения их жизни вы бы предложили сделать:

  • государству
  • богатым людям
  • будущим супругам
  • что можешь сделать ты?

В ходе творческой деятельности на уроках обеспечивается не только успешное усвоение учебного материала учениками, но идет их интеллектуальное, нравственное развитие.

Учащиеся становятся более самостоятельными, доброжелательными друг к другу, коммуникабельными.

Нам очень важно работать всем вместе (учителям-предметникам, классным руководителям, родителям)! Важно обмениваться информацией и выстраивать систему педагогической деятельности, в каждом классе исходя, помимо прочего, и из диагностики ценностных ориентаций. Для изучения ценностных ориентаций я использую разнообразные методики (см. Приложение). За годы работы в школе, мною была создана определённая система по формированию ценностных ориентиров. Она предполагает наличие особых методов и приёмов, которые помогли бы заинтересовать школьников, заставить их мыслить, рассуждать, делать выводы. Мне не верится, что отдельно можно учить, отдельно воспитывать, да ещё отдельно внедрять в жизнь опыт учёбы и воспитания. «Нравственность учителя, моральные нормы, которыми он руководствуется в своей профессиональной деятельности и жизни, его отношение к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам – все это имеет первостепенное значение для ценностно – ориентированной педагогики. Никакие уроки и воспитательные программы не будут эффективны, если педагог не являет собой всегда главный для обучающихся пример нравственного и гражданского личностного поведения» - пишут современные исследователи.

«Ты думал, жизнь тебе дана
Затем, чтоб ты испил сполна
Блаженство, радость, наслажденье?
Нет, эта ширь и высота
Для нас открыты, неспроста:
У каждого свое предназначенье!»

Читайте также:
Всего комментариев: 0
Если Вы хотите оставить комментарий к этому материалу, то рекомендуем Вам зарегистрироваться на нашем сайте или войти на портал как зарегистрированный пользователь.
Свидетельство о публикации статьи
В помощь учителю

Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ.

Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
Конкурсы

Конкурсы для учителей

Диплом и справка о публикации каждому участнику!

Наш канал в Телеграм
Маркер СМИ

© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.


Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.


Фотографии предоставлены