РАЗРАБОТКИ
|
Организация деятельности классного руководителя по сплочению группы младших школьниковСовременные общественные изменения, отраженные в системе образования, нацелены на развитие у детей самостоятельность, индивидуальных способностей, формирование собственной жизненной позиции. В то же самое время возникает необходимость создания детского коллектива, выбора адекватных и эффективных методов и средств по сплочению группы детей. Эта необходимость обусловлена тем, что в процессе всей жизнедеятельности человеку необходимо вступать в контакты с окружающими, выбирать стратегии взаимодействия с другими людьми. Во многом от умения детей налаживать взаимоотношения со сверстниками будет зависеть их дальнейшее самоощущение в детском коллективе. От того, как складываются отношения со сверстниками и социально-психологический климат в классе зависят не только успехи ребенка в учебе, но и формирование его как личности. Причем ведущая роль принадлежит начальному звену общеобразовательной школы. В педагогической науке раскрываются различные признаки коллектива, которые определяют и отличают группу спонтанно объединенных людей от команды с общими установками, целями деятельности [2, с. 263]. Классный коллектив – это сложная социально-педагогическая система, выполняющая заказ общества – формировать интеллектуальную, творческую личность, способную жить и творить в условиях, которые постоянно видоизменяются и развиваются, обеспечивая прогресс культурного развития страны. Классный руководитель является ответственным субъектом воспитания учащихся, а, следовательно, должен разумно и критически отнестись к участию класса и отдельных учащихся в различных мероприятиях. Задача классного руководителя заключается в том, чтобы разумно использовать предлагаемые возможности, сохраняя собственную стратегическую линию [3, с. 103]. В процессе организация деятельности классного руководителя по сплочению группы младших школьников. В частности, педагог должен учитывать моменты, которые удалось и не удалось реализовать с детьми класса, при решении каких проблем удалось достигнуть определенных результатов, то есть в работе с коллективом обучающихся, классный руководитель должен постоянно анализировать собственную педагогическую деятельность. Таблица 1 – Учет классным руководителем положительных и отрицательных аспектов работы с классом Следует также классному руководителю учитывать следующее:
Успешному проведению такого анализа способствуют коллективный анализ жизнедеятельности со стороны самих школьников, который предполагает активное участие в аналитической работе всех субъектов воспитательного процесса: педагогов, родителей, друзей класса. Можно выделить следующие формы коллективного анализа: устный опрос, анкетирование, заполнение «открытой страницы мыслей», выпуск разнообразных информационных писем (фотогазет, стенгазет, летописи, изготовление рисованного фильма «Наши Дела», разнообразные формы коллективного творческого анализа (устный журнал, «живая газета», «телепрограмма» и др.), обзор достижений, классные часы, посвященные подведению итогов совместных действий и жизнедеятельности класса в течение года. В качестве примера рассмотрим мой опыт сплочения школьного коллектива. В моём классе есть традиция – обмен настроением, обсуждение новостей в начале каждого рабочего дня. «Не остаются без внимания и новые научные открытия, и удивительные явления в природе, и новости спорта, успехи и неудачи российских команд, и просмотренные фильмы, телепередачи и многое другое – все, что взволновало и вызвало интерес ребят» [4]. В организации и воспитании коллектива большую роль играют традиции. Для воспитания коллектива нужны как торжественно-праздничные традиции, так и будничные, побуждающие учащихся к трудовой деятельности, улучшению дисциплины и культуры поведения. Традиции развивают коллектив, повышают содержательность его жизни, расширяют границы деятельности трудящихся, что оказывает на них большое воспитательное влияние, укрепляет их сплоченность. К таким традициям относится коллективное творческое дело. Внеклассные мероприятия способствуют сплочению коллектива, активное участие принимают не только дети, но и родители. В школьном коллективе в процессе организации совместной деятельности, в том числе и коллективных творческих дел, осуществляется обмен информацией, согласование общих целей и задач, взаимный контроль и коррекция действий, развивается способность понимать состояние и мотивы поступков других и адекватно на них реагировать. Именно в опыте коллективных отношений формируется эмпатия, социальная чуткость, которая помогает ребенку психологически грамотно строить свое взаимодействие с партнерами. Целесообразно регулярно проводить изучение школьного коллектива. Психолого-педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально-психологических особенностей ученика и социально – психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно-воспитательного процесса. В свою очередь, информация, полученная в ходе диагностических исследований, позволяет не только хорошо узнать детей и проследить их развитие и становление как личностей, но и владеть психологической ситуацией в классе, определять перспективы дальнейшего развития, методы взаимодействия с различными группами учащихся и отдельными учениками, эффективно построить воспитательную работу по формированию коллектива в целом. Для этих целей можно использовать социометрию и другие методики. В случае необходимости, можно изменить процесс формирования коллектива младших школьников. Коллектив является средством нравственного и духовного развития ребёнка, поэтому педагогу особенно важно владеть приемами и разнообразными формами управления детским коллективом. На стадии младшего школьного возраста учитель является старшим помощником, наставником и другом. Учитель играет большую роль в формировании детского коллектива, оказывает существенное влияние на развитие, воспитание. Он является одним из главных взрослых людей для детей этого возраста [1, с. 76]. Для развития детского коллектива можно использовать разнообразные формы организации работы: индивидуальная работа с учащимися, часы общения, этические беседы и тренинги, экскурсии, викторины, конкурсы, развлекательные вечера, уроки памяти, диспуты, презентации, традиционные классные и школьные мероприятия. Каждая из рассмотренных нами форм работы с коллективом определяет развитие детского коллектива, каждая форма определяет изменение чего-то в структурно-организационном, эмоционально-ценностном, операционно-деятельностном компонентам сформированности коллектива младших школьников. Подводи итоги, отметим, что процесс формирования классного коллектива в начальной школе имеет свои особенности, которые обусловлены психологическими характеристиками младших школьников, их взаимоотношением с педагогом. При этом роль классного руководителя в управлении процессом формирования детского коллектива в рассматриваемый период очень важна. В зависимости от того, какое место в коллективе займет тот или иной ученик, будет зависеть его общественное самочувствие, психологический и мотивационный настрой, наличие дружеских связей. Список литературы
Читайте также:
Всего комментариев: 0
Последние новости образования
Владимир Путин предложил вернуть оценки за поведение в школах Оценивание ОГЭ может быть переведено на 100-балльную систему Сергей Кравцов представил проект расходов по госпрограмме «Развитие образования» на 2025-2027 годы В России предложили ввести штрафы за оскорбление учителей Примерный календарный план воспитательной работы на 2024-2025 учебный год В помощь учителю
Уважаемые коллеги! Опубликуйте свою педагогическую статью или сценарий мероприятия на Учительском портале и получите свидетельство о публикации методического материала в международном СМИ. Для добавления статьи на портал необходимо зарегистрироваться.
|
Конкурсы
Диплом и справка о публикации каждому участнику! Лучшие статьи
Гиперфиксация как помощь в обучении детей с расстройствами аутистического спектра Формирование функциональной грамотности через игровую деятельность у обучающихся начальных классов Преемственность начального и основного общего образования в свете требований ФГОС |
© 2007 - 2024 Сообщество учителей-предметников "Учительский портал"
Свидетельство о регистрации СМИ: Эл № ФС77-64383 выдано 31.12.2015 г. Роскомнадзором.
Территория распространения: Российская Федерация, зарубежные страны.
Учредитель / главный редактор: Никитенко Е.И.
Сайт является информационным посредником и предоставляет возможность пользователям размещать свои материалы на его страницах.
Публикуя материалы на сайте, пользователи берут на себя всю ответственность за содержание этих материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьими лицами.
При этом администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта.
Если вы обнаружили, что на сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору через форму обратной связи — материалы будут удалены.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы пользователями сайта и представлены исключительно в ознакомительных целях. Использование материалов сайта возможно только с разрешения администрации портала.
Фотографии предоставлены